Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Приёмы, или "связка ключей" для любых замков

Приёмы "Дробление" и “Объединение”

Первый приём (см. также здесь) рекомендует разнести противоречивые требования в пространстве. Разделить рассматриваемый объект на множество независимых частей, но с противоположными свойствами. Увеличить степень дробления.

Например, как разрешить противоречивые требования к походной надувной лодке? Лодка должна быть легкой, чтобы ее было удобно переносить, и поэтому её придется делать из очень тонкой ткани, но тогда она будет не прочной, легко потопляемой. А чтобы она была прочной, её надо делать из толстой прочной ткани, но тогда она будет недопустимо тяжелой. Лодка одновременно должна быть и легкой, и тяжелой. Как быть?

Лодку сделали из тонкой ткани и разделили на секции. Каждую секцию надувают отдельно и получают непотопляемость. Вспомните лозунг английских колонизаторов: "Разделяй и властвуй!"

Второй приём - "Объединение" (см. также здесь) - рекомендует, наоборот, объединить однородные или рядом расположенные объекты, в одну систему или объединить однородные операции во времени.

Это очень сильный философский приём, так как он использует системный эффект (объединение систем дает новое качество, не присущее частям). Объединение должно быть выгодно всем и по многим параметрам (главное, экономическим), тогда прием хорошо работает. "Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости". Эффект от приема Объединение можно назвать "Приемом Ивана Калиты" - объединившего русские земли в Московское государство. (Калита - кожаная сумка для денег в Древней Руси, которую носили на ремне у пояса).

Кстати, один из лозунгов бизнесмена: "Если не можешь победить в одиночку - объединяйся" и лозунг "Пролетарии всех стран - объединяйтесь!" - системные лозунги.

В школьной практике, детей обучают вместе, а контролируют поодиночке.

Хорошо назвали коньяк - "Бутылка консенсуса".

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)