|
|||||||||
Развитие системного мышления(продолжение 5)Моделирование или умение упростить сложное и выделить самое главноеГлавней всего погода в доме,
Провести эксперимент над большой системой очень сложно и дорого, поэтому изучают и экспериментируют не над реальной системой, а над ее моделью. Поэтому основная процедура системного анализа – это построение хорошей модели реальной системы или ситуации для последующего изучения. Моделирование - это один из основных методов познания, который заключается в том, что, ввиду большой сложности реальных систем и процессов, исследуются их упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и называют МОДЕЛЯМИ. Будем четко отличать моделирование, в смысле изготовления моделей - уменьшенных копий снятых с производства самолетов и кораблей в детских кружках, от моделирования в смысле метода исследования, который мы здесь рассматриваем. Слово одно, а смысл разный. А. Эйнштейн высоко ценил умение моделировать: "Осознание того, что наше сознание оперирует теоретическими моделями реальности, а не самой реальностью, является важнейшей особенностью современного научного подхода". Моделирование – это прежде всего умение выделить главное. Модели должны быть по возможности простыми, однако они должны включать все самые важные части исследуемой системы (оригинала), самые важные функции и самые важные связи, внутрисистемные и внешние. Но таких элементов, выбранных для последующего детального исследования, должно быть ограниченное количество. Например, не более 4-5 частей, 2-3 функций и 4-6 связей, иначе будет трудно вести анализ. Предпочтительно приближенно исследовать большое число факторов, чтобы выделить важные, вместо детального исследования малого числа случайных факторов (есть опасность пропустить важный). Задача. Рассмотрим известную задачку о перевозке через реку в маленькой лодочке волка, козла и капусты. Главные части: Охотник, волк, козел, капуста, лодочка. Главные функции главных частей:Охотник - перевозчик. Без присмотра нельзя оставить козла с волком и козла с капустой. Выходит, что объектом особого внимания охотника должен быть козел. Чтобы беды не произошло, козел должен быть либо один, либо под наблюдением охотника. Козел - главная неприятность. Решение задачи: сначала охотник везет козла на другой берег и оставляет его одного, потом перевозит капусту, потом козла везет обратно и оставляет его одного, потом перевозит волка, потом возвращается за козлом. Таким образом, охотник переплывает реку семь раз вместо пяти. И все из-за козла. Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но при правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и условиях применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно. Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа и наоборот. Модель может быть графической (чертёж, картина, план, схема – удобна для моделирования пространственных, временных, количественных, функциональных отношений), математической (формулы), теоретической (законы, теории), вербальной (словесное описание), вещественной (глобус - модель Земли, игрушки - модель человека...) или образной. Один и тот же объект, в зависимости от целей исследования, может иметь разные модели. Например, в игре "Дочки-матери" моделью человека является кукла, а при испытании парашюта моделью человека является мешок с песком (100 кг), при испытании противоударных средств в автомобиле, моделью человека является ватный макет с большим числом датчиков... Теперь рассмотрим модель процесса, например, покупки: осознание проблемы (что хочу купить), поиск товара, оценка вариантов товара, выбор и решение о покупке, покупка, реакция на нее. Видно, что это словесная последовательность операций Итак, в основе правильного моделирования лежит умение найти главные части и главные связи между ними. Ни одна система не должна рассматриваться изолированно, это будет ошибочный несистемный подход. Как найти главные части и связи?
А как определить, что это действительно главная часть или важная связь в системе? Если речь идет о решении задач, то главными могут быть части, связанные с нежелательным явлением, имеющем место в системе. Есть простой способ: - Попробуйте части, участвующие в выполнении Главной функции, исключить из системы. Если система или задача "рассыплется", то это - главная часть. - Попробуйте исключить связи между главными частями. Если система или задача "рассыпаются", то это - важная связь. И, наоборот, если какую-то часть или связь мы исключили и ничего не изменилось, то это не главная часть или, соответственно, не важная связь. Если из романа "Евгений Онегин" исключить Татьяну Ларину или её любовь к Онегину, то роман умрет. Итак, решение задач следует начинать с моделирования. Шаги моделирования
Для примера, используя шаги моделирования, рассмотрите конкретную ситуацию: Ребенок не хочет идти в детский сад. Главные части: ребенок, воспитатели, другие дети, бытовые условия в детском саду, родители, другие члены семьи. По всей вероятности, ответ Вы найдете, анализируя психику ребенка и Главные связи ребенка с Главными частями системы. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |