Развитие системного мышления
(продолжение 2)
Зачем надо знать системный подход?
-
Чтобы знать, как устроен мир, и делать меньше ошибок. Если человек с самого
раннего детства (с 3 лет) будет знать элементарные основы системного подхода,
он не будет делать системных ошибок в своей жизни.
- Чтобы правильно формулировать свои цели и обеспечивать их выполнение.
- Чтобы правильно исследовать любые системы. Быстро изучать любые системы,
не тратить время на мелочи, но и не пропускать главное…
- Чтобы эффективно управлять системами. Например, организовывать работу различных
специалистов.
- Чтобы правильно создавать новые системы любой природы. Например, технические
системы или фирмы (организационные системы).
- Чтобы резко увеличить качество своих решений и сократить время на процесс
их принятия.
- Чтобы уметь объединять знания многих наук.
- Чтобы полнее понять мировоззрение ТРИЗ.
- Чтобы не дать себя обмануть, когда объект необъективно расхваливают, рассматривая
его только с одной стороны.
- Чтобы не дать средствам массовой информации себя обмануть, когда события
рассматриваются односторонне.
- И, наконец, чтобы научиться прогнозировать события.
Мышление тоже надо развивать системно: и ТРИЗовское, и логическое,
и образное, и память, и внимание, и волю, и трудолюбие, и нравственность.
Основные положения системного подхода
Системный подход – это способ познания.
Мир системен, а мышление не системно. Мир представляет собой гигантскую
систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы
много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации,
когда мы до начала исследования конкретной системы уже очень много знаем
о ней. В этом и заключается одна их прелестей науки.
Мир настолько сложен, что изучить его "в целом, во всех подробностях
и сразу" - невозможно, хотя к этому и надо стремиться. Поэтому мир изучают
по частям, называя такое изучение анализом (от греч. - "расчленение").
Анализ
системы – это изучение её частей и связей между ними (внутренних
связей), а также связей между системой и внешним миров (внешних связей).
Любое изучение следует начинать с анализа. Надо хорошо знать, с чем имеешь
дело. Без анализа нет синтеза (соединение частей в единое
целое на основе знаний, полученных при анализе). Творчество – это создание
нового, синтез на основе анализа.
Если система может вырабатывать решения, она называется сложной.
Если в составе сложной системы есть человек, то систему называют большой.
Мы будем иметь дело с простыми системами и со сложными большими системами,
имеющими право выбора. Примером сложной большой системы является человек,
фирма (предприятие), общество.
Для большей четкости и краткости изложим системный подход в форме операционных
правил.
|