Развитие системного мышления
(продолжение 3)
Набор характеристик систем
Существует огромное количество различных систем: материальных, абстрактных
(понятия, гипотезы, теории…), социальных, технических, биологических, педагогических
и т. п. Но у всех систем единый набор характеристик, хотя значения самих
характеристик разные.
Любая система имеет:
- Цели создания (существования) системы.
- Состав и характеристики частей (структура).
- Связи внутренние (между частями) и внешние (с другими системами).
- Ресурсы, потребляемые системой (информационные, материальные, энергетические).
- Продукты, вырабатываемые системой (полезные и вредные человеку).
- Функционирование системы (поведение).
Свойства систем
- Главным свойством системы является ее целостность, то есть появление таких
новых свойств, которых нет у каждой ее части в отдельности. Это явление
называют несводимостью свойств.
- Основное свойство сложных систем – это наличие цели.
Любая система создается для достижения каких то целей. Большие системы,
как правило, многоцелевые. Под влиянием внешних условий и с течением времени
цели могут меняться.
- Каждая система создается в интересах системы более высокого уровня. Так
детей в школе объединяют в классы в целях экономии затрат на их обучение,
то есть в интересах всего общества.
- Важнейшим свойством сложных систем является их способность к управлению
и самоуправлению.
Управление нужно для более эффективного выполнения целей.
- Наука говорит, что сложность больших систем имеет тенденцию увеличиваться.
Отсюда следует, что ждать простой жизни не приходится.
-
Системы могут обмениваться материей, энергией и информацией.
-
Для сложных систем характерна неоднородность частей, например, по составу
и функциям.
-
В процессе своей жизни системы проходят 4 значимых этапа: зарождение, развитие,
старение, гибель. Например, у людей: рождение; детство – отрочество – юность
- зрелость; старость; смерть.
Системность и иерархичность мира
Нас окружают системы. Все они состоят из частей, которые называют подсистемами
(ПС). В свою очередь сами системы являются частью систем более высокого
уровня, называемых надсистемами (НС), которые в свою очередь,
входят как часть в надсистемы еще более высокого уровня, называемых наднадсистемами
и т.д.
НННС
|
ННС
|
НС
|
СИСТЕМА
|
ПС
|
ППС
|
ПППС
|
Страна
|
Ландшафт
|
Лес
|
Дерево
|
Ветка
|
Лист
|
Клетка
|
Считать ли рассматриваемый объект системой, подсистемой или надсистемой
– зависит только от человека, от целей его анализа. Обычно тот объект,
который мы рассматриваем, тот и считают системой. В приведенной
таблице – это дерево.
Иерархия - это определенный порядок расположения элементов в
системе, например, от высшего к низшему или в порядке подчинения. Например,
директор школы, заведующий учебной частью школы, учитель, ученик,…
Иерархическая структура необходима для эффективного управления. Человек
не может эффективно управлять более 10 – 15 людьми, если они выполняют
независимые операции, но может эффективно управлять целой страной, если
правильно построена иерархическая системы и власти и подчинения.
Зачем знать, что системы состоят из частей?
- Чтобы знать, что мир не однороден.
- Чтобы познать систему, проведя ее анализ по частям.
- Чтобы понять, чем отличается одна система от другой.
- Чтобы построить правильную модель системы.
Делить систему на подсистемы можно различными способами, по разным критериям.
Число выделяемых подсистем в системе может быть любым, так же как и число
надсистем, в которые эта система входит как часть. Например, окно состоит
из рамы, переплета, стекол, форточки, задвижек, петель. Это подсистемы.
С другой стороны, надсистемами окна могут быть: дом, автобус, вагон, автомобиль...
- те системы, в которые окно входит как их часть.
Мы даже не можем представить себе мир несистемным. Например, трудно
себе представить человека, у которого нет четко выраженных органов (глаза,
руки, сердце, почки...), а все функции выполняет некий "бесструктурный
бульон".
|