Развитие системного мышления
(продолжение 1)
Что такое системное мышление?
Чтобы понять, что такое системное мышление, приведем несколько примеров
несистемного подхода или несистемного мышления.
Все крупные организационные ошибки - это, как правило, результат несистемного
подхода, узкого, одностороннего, без учета причин и следствий, а ещё хуже,
предвзятого.
- Катастрофическое обмеление Аральского озера наступило не мгновенно,
оно было следствием того, что недопустимо много отбирали воды из Сырдарьи
и Амударьи на орошение полей хлопка, не учитывая затрат воды на естественное
испарение и прочие многочисленные потери воды. К расчетам и предостережениям
ученых не прислушались. Это пример предвзятого решения. Все понимали и
делали умышленно во зло будущим поколениям своего же народа.
- Неудачи крупномасштабных мероприятий, таких как мелиорация, осушение
верховых болот, химизация, вырубание лесов, распахивание безлесных степей,
являются системными ошибками.
- Строительство атомных электростанций без решения проблемы захоронения
отходов - пример преступного несистемного подхода.
Ни одно крупное мероприятие по преобразованию природной среды не может
обойтись без серьезных разнообразных экологических последствий.
Например, зарегулирование стока реки неминуемо скажется и на биоценозах
самой реки и водохранилищ и на наземных биоценозах, расположенных в бассейнах
реки (затопление лесов, изменение уровня грунтовых вод, уничтожение привычных
нерестилищ и многое другое).
Был такой случай. Заселили озеро ценной рыбой, но не подумали,
что на вытекающей из озера реке есть высокий водопад, который рыба преодолеть
не может. Пришлось строить наклонную трубу.
Ругать постфактум всегда проще, но, согласитесь, возможно, что многих ошибок
и не было бы, если бы люди в детстве освоили системное мышление.
Чем выше власть, тем крупнее решения и тем дороже обходятся их ошибки.
Выше власть – меньше право на ошибку. Не случайно всенародно выбирают президентов
и законодателей – это должны быть экстраординарные люди, у них нет права
на ошибку.
Теперь поговорим о системном мышлении.
Под термином система будем понимать организованное множество
элементов любой природы, как-то связанных друг с другом и функционирующее
во имя исполнения общих целей.
Вообще говоря, любой предмет является системой, так как он состоит из
частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело
- это и есть система.
Карандаш, книга, кукла, кровать… - это системы. Системный анализ изучает
системы любой природы и любой сложности
Термины системное мышление, системный анализ, системный подход
для простоты будем считать синонимами, обозначающими некоторую методологию.
Теперь проще понять, что такое системное мышление.
Это - мышление, строго учитывающее все положения системного подхода
- всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее
влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие
от детского, нерасчлененного, синкретического мышления.
Считается, что системное мышление - это самая выигрышная черта диалектического
мышления. ТРИЗ основана на системном подходе, на глубоком изучении системы,
которую надо улучшить. Не зная систему, нельзя ее улучшить
С точки зрения системного подхода, объекты, входящие в данную систему
должны рассматриваться и сами по себе и в связи со многими другими объектами
и явлениями. Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина
не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть
все
связи практически невозможно, и теоретически бессмысленно. Достаточно выделить
только наиболее устойчивые связи, непосредственно и значительно влияющие
на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой
конкретной цели и используются понятия системного подхода.
Альтернативой системному мышлению является предметное мышление,
рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей
и связей между ними, внешних и внутренних.
Помните притчу о том, как слепые анализировали слона? Один, потрогав
хвост, сказал: – “Это веревка”, другой, потрогав бивни, сказал: – “Это
палка”. “Это - шершавая колонна” - , сказал третий, трогая ногу. “Нет,
- это стена”, сказал четвертый, трогая спину слона...
В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно,
но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод о всей системе
только по одной части. Они приписывали свойства частей всей системе.
Примороженный в проруби хвост волка - тоже результат незнания системного
анализа.
|