Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Тамберг Юрий Гергардович, Великий Новгород
e-mail: triz-nov@mail.ru

ТРИЗ-педагогика

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель - Генрих Саулович Альтшуллер - создал две очень интересных и весьма эффективных теории – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теорию Развития Творческой Личности (ТРТЛ). С их появлением возникла реальная возможность эффективно управлять процессом мышления и процессом творчества опираясь на законы развития систем.

Эти теории заставили по-новому посмотреть, сначала на создание технических систем, а потом и вообще на любые системы, в том числе и на систему образования. Появилось самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ.

Из главных целей школьного образования – воспитательной, познавательной и развивающей, - ТРИЗ-педагогика блестяще выполняет развивающую. А развитый интеллект сам решит цель познавательную. Что касается самой главной цели педагогики - воспитательной, то творчество несет большой потенциал нравственности, а культура ума воспитывает общую нравственную культуру человека.

Место ТРИЗ-педагогики в системе развивающего обучения

Мы существенно упростим анализ ТРИЗ-педагогики, если проведем ее сравнение с новейшей образовательной программой “Школа 2100”, вобравшей в себя все лучшее от известных развивающих программ “по Эльконину”, “по Занкову” и от традиционной.

Традиционное направление в педагогике существует почти 400 лет (Коменский), направления развивающих педагогик Давыдова и Занкова существуют 40 лет, “Школа 2000” 4 года и теперь “наступает на пятки” ТРИЗ-педагогика. (Любопытная закономерность нарастания темпов обновления педагогик: 400-40-4)

Такая ситуация в живой педагогике нормальна. Жизнь меняется, дети меняются, педагогики меняются. Каждая методика, и старая или новая, хороша только в своих граничных условиях, меняются граничные условия, меняются методологии педагогик, а улучшениям, как известно, нет конца. Наверно, через несколько лет появится опять что-то новое, более совершенное и так далее…

Триз-педагогика – это закономерное продолжение развивающих педагогик, с ними и будем сравнивать.

Общее у ТРИЗ-педагогики и программы “Школа 2100”.

Цели и все основные концептуальные положения у ТРИЗ-педагогики и у системы “Школа-2100” совпадают. Разработчики “ТРИЗ-педагогики”, как и создатели программы “Школа 2100” хотят “не сходя с позиций развивающего обучения, охватить все аспекты деятельности обучения (со стороны учителя) и деятельности учения (со стороны ученика), сделав основной акцент на обеспечение самостоятельности и творческой ориентации ученика в процессе учения” (Леонтьев).
Для “ТРИЗ-педагогики” проблема развития личности тоже стоит на первом месте. Мы совершенно согласны с тем, что в понятие “развивающее обучение” надо ввести понятие “готовность личности школьника к дальнейшему развитию”, тем более, что ТРИЗ-педагогика способна это обеспечить. Мы тоже стремимся “максимально соотнести нашу концепцию с практикой реальной массовой школы”. Мы тоже считаем, что в процессе обучения ученик должен получить всестороннее развитие в результате непрерывного образования, но всестороннее развитие и непрерывность мы понимаем более широко, о чем будет речь дальше.

ТРИЗ-педагогика считает, что “мотивационный план учебной деятельности в современной школе не полностью решен”, что ребенок должен сам добывать себе знания под руководством учителя или воспитателя. И не только развивать (“заливать” и “тянуть”) детей, но и обеспечивать их дальнейшее самостоятельное развитие (“тянуть” и “разгонять”) вне и после школы.

И программа “Школа-2100” и ТРИЗ-педагогика используют много одинаковых методик: мозговой штурм, эмпатия, метод контрольных вопросов, приемы ассоциативного мышления, снятие инерции мышления и др. И программа “Школа 2100” и ТРИЗ-педагогика в отличие от общепринятого мнения – радость невозможна – считают, что она возможна и знают как этого добиться.

Это общее, теперь отметим отличия. Заметим, что отличия не носят принципиального характера, это скорее методологические отличия.

Принципы ТРИЗ-педагогики:

Приведем пять принципов педагогической техники, сформулированные одним из ведущих теоретиков в области ТРИЗ-педагогики - Анатолием Гином, написавшим много работ по ТРИЗ-педагогике и возглавляющим ТРИЗ-движение в Белоруссии, - а потом приведем и другие, отличающие ТРИЗ-педагогику от Программы “Школа-2100”.

1. Принцип свободы выбора.
"В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора. С двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор.”
Человек с большей охотой делает то, что сам предложил.

2. Принцип открытости.
“Не только давать знания, но еще и показывать их границы", “Использовать в обучении открытые задачи", то есть задачи стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянное втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем.

3. Принцип деятельности.
“Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности”.
Надо стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач.

4. Принцип обратной связи.
"Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи."

5.Принцип идеальности. "Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования”.
Имеется в виду согласование содержания и форм обучения с интересами школьников (мотивация).
Принцип идеальности, или принцип наибольшей полезности, или принцип “Сам” - это вообще один из основных принципов ТРИЗ. Он предполагает, что все делается само, без затрат и без расплаты –идеально!
В приложении к педагогике, - это, например, подведение учеников к самостоятельному приобретению знаний, к самостоятельному открытию правил, закономерностей и законов. Говорят “учиться”, то есть, учить “ся” - себя. И редко говорят воспитываться. Для воспитания нужен другой человек или другие люди, воспитатели, гуру.
Рассматриваемый принцип еще называют “творческая педагогика”, “творческий метод”, “деятельностный метод”, “принцип приоритета развивающей функции”, “проблемные уроки”.

Непрерывность образования ТРИЗ-педагогика понимает системно и диалектически: “от дородового до дородового”. Что такое воспитание ребенка до его рождения? Это моральная и физическая подготовка родителей к появлению ребенка и развитие его на протяжении всей жизни, вплоть до появления новых уже своих детей. Будущее будут делать теперешние дети, и еще не родившиеся дети, поэтому ТРИЗ-педагогика считает, что именно сейчас очень важно “не потерять подрастающее поколение” и начинать воспитание и обучение с самого раннего возраста. Преемственность образования – это последовательность образования от самого нежного возраста до студентов, будущих родителей, по согласованным программам.

Мы считаем, что “креативность надо развивать у всех”, но ставим вопрос более четко: “Всех надо научить ставить и хорошо решать свои личные задачи” и видим у творчества много полезных функций, помогающих и стимулирующих развитие всех перечисленных выше творческой личности. В частности, творчество несет большой заряд нравственности.

Не надо доказывать, что хорошо развитые перечисленные выше качества творческой личности, если на 100 % и не сделают человека счастливым, то дадут ему полную “уверенность в завтрашнем дне” и возможность управлять своим будущим, своевременно выявлять проблемы и их преодолевать. Но ТРИЗ идет дальше и учит не только разрешать проблемы уже возникшие, а учит не допускать их появления, опираясь на законы развития систем. И этому можно научиться! Когда дети это начинают понимать, они без всякой внешней мотивации с охотой изучают ТРИЗ.

  • ТРИЗ предлагает заменить решение проблем их предотвращением, ненужное геройство меняет на мудрость. (“Наконец, я увидел свет в конце тоннеля”, - говорит человек. “А зачем ты полез в этот тоннель?”, - спрашивает ТРИЗовец.)
  • ТРИЗ-педагогика имеет широкий набор приемов (более 100) для решения творческих задач, для анализа силы решения, для уменьшения трудоемкости процесса получения сильного решения, а также имеет методики прогнозирования. Если школа учит знаниям, то ТРИЗ умениям их использовать.
  • ТРИЗ-педагогика полезна всем: и учителям, и управленцам, и обычным ученикам, и одаренным детям, и отстающим детям. Может быть, отстающим даже в первую очередь, так как ТРИЗ формализует некоторые процессы творческого мышления, что упрощает процесс творчества тем, кому он сложен или даже недоступен и позволяет детям, “встав на плечи великих” двигаться дальше и выше.

Рекомендуем почитать также:
Нестеренко А.А. "Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике"
Злотин Б.Л., Зусман А.В. "К творческой педагогике"
Погребная Т.В., Козлов А.В. ТРИЗ-педагогика: инновация в инновационном процессе.
Погребная Т.В., Козлов А.В., Сидоркина О.В. Возможны ли инновации в молодежном научном творчестве?
Погребная Т.В., Козлов А.В. ТРИЗ-педагогика как инструмент для педагогических разработок.
Т.В. Погребная, А.В. Козлов. Методы создания информации как новая область информатики.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)