|
|||||||||
Тамберг Юрий Гергардович, Великий Новгород
ТРИЗ-педагогикаОколо 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель - Генрих Саулович Альтшуллер - создал две очень интересных и весьма эффективных теории – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теорию Развития Творческой Личности (ТРТЛ). С их появлением возникла реальная возможность эффективно управлять процессом мышления и процессом творчества опираясь на законы развития систем. Эти теории заставили по-новому посмотреть, сначала на создание технических систем, а потом и вообще на любые системы, в том числе и на систему образования. Появилось самостоятельное направление - ТРИЗ-педагогика, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ. Из главных целей школьного образования – воспитательной, познавательной и развивающей, - ТРИЗ-педагогика блестяще выполняет развивающую. А развитый интеллект сам решит цель познавательную. Что касается самой главной цели педагогики - воспитательной, то творчество несет большой потенциал нравственности, а культура ума воспитывает общую нравственную культуру человека. Место ТРИЗ-педагогики в системе развивающего обучения Мы существенно упростим анализ ТРИЗ-педагогики, если проведем ее сравнение с новейшей образовательной программой “Школа 2100”, вобравшей в себя все лучшее от известных развивающих программ “по Эльконину”, “по Занкову” и от традиционной. Традиционное направление в педагогике существует почти 400 лет (Коменский), направления развивающих педагогик Давыдова и Занкова существуют 40 лет, “Школа 2000” 4 года и теперь “наступает на пятки” ТРИЗ-педагогика. (Любопытная закономерность нарастания темпов обновления педагогик: 400-40-4) Такая ситуация в живой педагогике нормальна. Жизнь меняется, дети меняются, педагогики меняются. Каждая методика, и старая или новая, хороша только в своих граничных условиях, меняются граничные условия, меняются методологии педагогик, а улучшениям, как известно, нет конца. Наверно, через несколько лет появится опять что-то новое, более совершенное и так далее… Общее у ТРИЗ-педагогики и программы “Школа 2100”. Цели и все основные концептуальные положения у ТРИЗ-педагогики и у системы
“Школа-2100” совпадают. Разработчики “ТРИЗ-педагогики”, как и создатели
программы “Школа 2100” хотят “не сходя с позиций развивающего
обучения, охватить все аспекты деятельности обучения (со стороны учителя)
и деятельности учения (со стороны ученика), сделав основной акцент на обеспечение
самостоятельности и творческой ориентации ученика в процессе учения”
(Леонтьев).
ТРИЗ-педагогика считает, что “мотивационный план учебной деятельности в современной школе не полностью решен”, что ребенок должен сам добывать себе знания под руководством учителя или воспитателя. И не только развивать (“заливать” и “тянуть”) детей, но и обеспечивать их дальнейшее самостоятельное развитие (“тянуть” и “разгонять”) вне и после школы. И программа “Школа-2100” и ТРИЗ-педагогика используют много одинаковых методик: мозговой штурм, эмпатия, метод контрольных вопросов, приемы ассоциативного мышления, снятие инерции мышления и др. И программа “Школа 2100” и ТРИЗ-педагогика в отличие от общепринятого мнения – радость невозможна – считают, что она возможна и знают как этого добиться. Это общее, теперь отметим отличия. Заметим, что отличия не носят принципиального характера, это скорее методологические отличия. Приведем пять принципов педагогической техники, сформулированные одним из ведущих теоретиков в области ТРИЗ-педагогики - Анатолием Гином, написавшим много работ по ТРИЗ-педагогике и возглавляющим ТРИЗ-движение в Белоруссии, - а потом приведем и другие, отличающие ТРИЗ-педагогику от Программы “Школа-2100”. 1. Принцип свободы выбора.
2. Принцип открытости.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип обратной связи.
5.Принцип идеальности.
"Максимально использовать возможности, знания, интересы самих
учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе
образования”.
Непрерывность образования ТРИЗ-педагогика понимает системно и диалектически: “от дородового до дородового”. Что такое воспитание ребенка до его рождения? Это моральная и физическая подготовка родителей к появлению ребенка и развитие его на протяжении всей жизни, вплоть до появления новых уже своих детей. Будущее будут делать теперешние дети, и еще не родившиеся дети, поэтому ТРИЗ-педагогика считает, что именно сейчас очень важно “не потерять подрастающее поколение” и начинать воспитание и обучение с самого раннего возраста. Преемственность образования – это последовательность образования от самого нежного возраста до студентов, будущих родителей, по согласованным программам. Мы считаем, что “креативность надо развивать у всех”, но ставим вопрос более четко: “Всех надо научить ставить и хорошо решать свои личные задачи” и видим у творчества много полезных функций, помогающих и стимулирующих развитие всех перечисленных выше творческой личности. В частности, творчество несет большой заряд нравственности. Не надо доказывать, что хорошо развитые перечисленные выше качества творческой личности, если на 100 % и не сделают человека счастливым, то дадут ему полную “уверенность в завтрашнем дне” и возможность управлять своим будущим, своевременно выявлять проблемы и их преодолевать. Но ТРИЗ идет дальше и учит не только разрешать проблемы уже возникшие, а учит не допускать их появления, опираясь на законы развития систем. И этому можно научиться! Когда дети это начинают понимать, они без всякой внешней мотивации с охотой изучают ТРИЗ.
Рекомендуем почитать также:
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |