Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Изобретательские ресурсы

(продолжение 1)

Те, кто читал “Таинственный остров” Жюля Верна, помнят, конечно, Сайруса Смита – образцового инженера, не раз находившего выход из тупиковых ситуаций.

В корзине падающего воздушного шара (Задача 3. Как остановить падение воздушного шара?) именно он увидел в мешке золота лишь балласт, мешающий шару сохранить высоту и дотянуть до земли. И использовал его как ресурс. И… мешок с десятью тысячами франков летит в океан!

А оказавшись на необитаемом острове, Сайрус Смит развел огонь при помощи солнечных лучей и линзы (Задача 4. Как развести костер, не имея спичек?).

Но где он взял линзу на необитаемом острове (Задача 5.)? Инженер собрал ее из подручных материалов (ресурсов!): стекол пары наручных часов своих товарищей, воды и глины. Еще одним важным ресурсом явились солнечные лучи.

В школах каратэ, прежде чем сражаться с двумя нападающими (Задача 6. Как одному противостоять двум противникам?), рекомендуют “не искать деталей”, а использовать своих противников как ресурс – закрыться одним нападающим от другого. Ведь если нет товарища, то пусть один из нападающих мешает другому – с одним легче справиться.

Увы, и спустя два столетия хитрость Сайруса Смита для многих так и остается тайной. Для тех, кто понял, где искать и как использовать ресурсы, предлагаем задачу, с которой столкнулись первые люди на Луне – Нил Армстронг и Эрвин Олдрин.

Задача 7. Закончив программу исследования Луны, американские астронавты вернулись в кабину взлетного блока. Перед стартом выяснилось: у выключателя зажигания взлетного двигателя отломан рычажок! (Один из астронавтов сломал его, случайно задев ранцем при входе в тесную кабину). Маленький штырек основания рычажка, будучи утопленным в глубине приборной панели, оказался недоступным. Армстронг, командир корабля, доложил о создавшейся ситуации на Землю, в Центр управления космическим полетом… Как быть?

Предложите возможные решения проблемы, а как ее решили на самом деле, Вы сможете узнать здесь.

Характерным моментом в задаче 7 является то обстоятельство, что решение надо было принять очень быстро. Ведь ждать астронавты не могли: мало кислорода, стартовать надо в строго определенное время, так как иначе не удастся попасть на расчетную траекторию возвращения, и потом никакого топлива не хватит… То есть от правильного и быстрого решения зависела жизнь!

Много аналогичных ситуаций возникало во время Великой Отечественной войны в нашей стране. Вот две задачи:

Задача 8. Зима 1941 года. На Урал перебазировали завод. Еще не было стен, но станки устанавливали прямо под открытым небом. Фронту срочно нужны были снаряды, и рабочие работали день и ночь при 30-градусном морозе. Потребовалось установить в котлован многотонное основание тяжелого пресса, а крана для этой операции не было. И обошлись без крана. Как?


Ну и махина, как же ее опустить?!!

Представьте себе, что Вы – начальник этого цеха. К утру пресс должен стоять и работать. Если нет, Вас… (сами знаете, что с Вами сделают!).

Задача 9. Конец войны. Наши войска наступают. Авиационный полк перелетел на новый, еще не подготовленный, аэродром поближе к линии фронта. Так получилось, что на этом одном аэродроме одновременно оказались самолеты целых трех полков. Все они только что прилетели и стоят без горючего. Возможен налет бомбардировщиков противника. Надо срочно замаскировать самолеты. Но в наличии имеются маскировочные сети только одного полка – хозяина аэродрома. Чтобы закрыть все самолеты, их не хватает! Треть самолетов остались без маскировки! Как быть?


Сетки не хватает, а немцы летят!!!

Начальник аэродрома должен срочно решить эту проблему. Ведь в любой момент возможен налет. А тогда… (если немцы разбомбят самолеты) по законам военного времени – расстрел!

Подумайте - подсказку можно посмотреть здесь… А о том, как выходили из положения реальные начальники цеха и аэродрома – здесь.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)