Тамберг Юрий Гергардович
Концепция ТРИЗ-педагогики
Оглавление
Состав
учебно-методических комплектов (УМК)
по проблеме "Развитие нравственных и творческих качеств человека"
Предлагается система учебно-методических комплектов, охватывающих духовное, нравственное и интеллектуальное развитие человека в течении всей его жизни, для всех возрастов и для всех звеньев образовательной цепи.
1. Комплект учебников для родителей о воспитании детей ( 8 учебных изданий)
1.1. Система учебников для будущих родителей. Как родить и воспитать здорового и счастливого ребенка? (Практические советы, примеры из жизни. Желанный ребенок. Ребенка ждут, любят еще до его зачатия и готовятся к этому событию. Проблемы нежеланных детей).
1.2. Система учебников для беременных. Внутриутробное воспитание детей. Как развивать мышление у не родившегося ребенка.
1.3. Система учебников по послеродовому воспитанию (преддошкольное) от 0 до 3 лет. "Развитие нравственных качеств и интеллектуальных способностей новорожденных". (Роды, первые сутки жизни, до 0,5 года, до года, от года до 3 лет).
1.4. Тренинг развития мышления.
1.5. Тренинг развития творческих способностей.
1.6. Тренинг развития нравственности.
1.7. Тренинг развития волевых и исполнительских качеств.
1.8. Тренинг развития умения общаться.
2. УМК для дошкольников и воспитателей.
2.1. УМК для детей младшей и средней групп ( 6 учебных изданий).
- Задачники с развивающими "рисунками-задачами" и "рисунками-ответами" для самостоятельной учебной деятельности ребенка ("ТРИЗ в картинках").
- Комплект разрезных задачников в рисунках (аналог электронных "закрытых" тестов, когда требуется выбрать правильный ответ, в данном случае рисунок-ответ).
- Учебно-методическое пособие для воспитателей.
- Поурочные пособия для воспитателей.
2.2. УМК для детей старшей и подготовительной групп (10 учебных изданий).
- Рабочие тетради для самостоятельной работы детей (не менее 100 задач и упражнений)
.
- Комплект разрезных задачников по ТРИЗ.
- Учебно-методическое пособие для воспитателей и родителей, с изложением методик развития у дошкольников нравственности и всех качеств творческой личности, а также методик и тестов для диагностики интеллектуальных способностей детей.
- Поурочное пособие.
3. УМК для школьников и для учителей (в том числе и для дополнительного образования).
3.1. УМК для начальной общеобразовательной школы, 1-2-3-4 классы (12 учебных изданий).
- Учебник по ТРИЗ для школьников.
- Рабочие тетради и задачники для детей - содержат "открытые" задачи, упражнения, затруднительные ситуации, вопросы и творческие задания, способствующие самостоятельной работе учащихся дома и в классе над освоением ТРИЗ.
- Задачники для школьников по решению творческих задач по учебным дисциплинам.
- Учебно-методическое пособие для учителей, с изложением методик воспитания нравственности и развития у школьников всех качеств ТЛ, а также методик и тестов для диагностики интеллектуальных способностей школьников. Может быть единым для всех классов начальной школы.
3.2. УМК для основной общеобразовательной школы, 5-6-7-8-9 классы (20 учебных изданий).
- Учебники по ТРИЗ для школьников.
- Задачники по ТРИЗ для школьников.
- Учебно-методическое пособие для учителей.
- Комплект задачников по использованию приемов ТРИЗ для решения творческих задач по тематике учебных программ (физика, биология, химия, география).
3.3.УМК для средней (полной) общеобразовательной школы, 10 -11-12 классы (20 учебных изданий).
- Учебники по классической ТРИЗ для школьников.
- Задачники по классической ТРИЗ для школьников.
- Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательной школы.
- Задачники по использованию физических эффектов для решения изобретательских задач на основе ТРИЗ.
- Задачники по использованию химических эффектов для решения изобретательских задач на основе ТРИЗ.
- Задачники по использованию биологических эффектов для решения изобретательских задач на основе ТРИЗ.
4. УМК для студентов, аспирантов и преподавателей высшей школы (10 учебных изданий).
- Комплект учебников и задачников для технических вузов .
- Комплект учебников и задачников для педагогических вузов.
- Комплект учебников и задачников для гуманитарных и искусствоведческих вузов (Целесообразно организовать конкурс учебников).
Имеются предложения по персональному составу рабочих групп для создания всех УМК.
Цикл разработки УМК
Идея разработки - Подготовка и обработка информации - Формирование методик -Апробирование методик - Первая версия учебников - Рецензирование - Доработка и создание второй версии - Макетирование - Издание - "Обкатка" на экспериментальных площадках.
В создании учебников и задачников "по ТРИЗ" я не вижу принципиальных трудностей. Я вижу большие трудности в написании интегрированных системных учебников, ибо потребуется объединение "предметников" и "тризовцев".
|