Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Тамберг Юрий Гергардович

Концепция ТРИЗ-педагогики

Оглавление

Концепция

создания учебно-методического комплекта по ТРИЗ-педагогике

Учебно методический комплект включает учебники, задачники, рабочие тетради, практикумы, учебно-методические пособия и учебно-наглядные пособия.

Основная цель УМК - это помочь реализовать миссию, цели, задачи и идеи ТРИЗ педагогики. Должны быть созданы две группы УМК:

1) УМК "по ТРИЗ" для развития качеств творческой личности на основе и с изложением методик ТРИЗ,

2) новое поколение интегрированных учебников по традиционным школьным дисциплинам с "тризовским" изложением материала.

В настоящее время наибольшая готовность у учебников "по ТРИЗ" - для дошкольников и для детей начальных классов. Наибольшая готовность интегрированных учебников - по физике, по химии и по биологии.

Цели учебников для детей по ТРИЗ-педагогике:

  • рассказать о методах решения творческих задач.
  • самостоятельно освоить методы решения задач.
  • повторить дома данный в школе теоретический материал.
  • анализ примеров решения задач.

Цели рабочих тетрадей и задачников:

  • закрепить знания по теории ТРИЗ, полученные на занятиях
  • научить самостоятельно решать задачи,
  • научить выполнять небольшие исследовательские работы.
  • дать возможность учителю контролировать уровень знаний,
  • научить работать с графиками, диаграммами, таблицами...
  • Требования к учебно-методическим комплектам по ТРИЗ-педагогике.

    Учебники и задачники по ТРИЗ-педагогике должны быть одновременно развивающими, обучающими и воспитывающими.

    Учебник должен быть простой, понятный и такой захватывающе интересный и веселый, чтобы хотелось его изучать.

    Задачи должны быть добрыми, интересными, веселыми, доброжелательными и полезными детям. Есть такой закон педагогики - все что скучно и не понятно (зачем это надо?), дети плохо воспринимают, а полезные знания вызывают сильную мотивацию учиться.

    Задачи и упражнения должны быть приближены к жизненным проблемам учеников.Такие задачи многим отличаются от рафинированных задач, решаемых в репродуктивной школе.

    Задачи должны быть разными, из разных областей знания, как в жизни.

    Задач должно быть много. Так много, чтобы дети довели до автоматизма умение решать творческие задачи.

    Типы задач:

    • Изобретательские учебные задачи, то есть задачи с противоречиями, требующие ответа на вопрос "Как быть?".
    • Исследовательские задачи, когда требуется объяснить некоторое явление или выяснить причины их возникновения, то есть ответить на вопрос "Почему?". Известно, открытие, сделанное самостоятельно, остается в голове навсегда.
    • Прогнозные задачи, когда требуется провести анализ положительных и отрицательных последствий явлений или решений. (Например, к каким последствиям могут привести пустоты в земле, образующиеся после извлечения огромных количеств ископаемых, нефти или газа?)
    • Задачи с недостатком данных. Такие задачи имеют несколько истолкований и несколько правильных решений.
    • Плохо сформулированные задачи, даже не задачи, а ситуации или просто затруднительные положения. В жизни часто задачедатель сам толком не понимает, что ему надо и не может корректно сформулировать задачу.
    • Задачи, в которых достоверность исходных данных не гарантируется, например, исходные данные могут быть противоречивы.

    Учебники и задачники должны быть "самовнедряющимися".

    Учебники и задачники должны понравиться не только ученику, но и педагогу, тогда он возьмет их на вооружение и передаст детям. Для этого надо, чтобы содержание было умным, чтобы задачи и упражнения были захватывающе интересными и детям и педагогам, так как передавать детям умные идеи и решать умные интересные задачи - одно наслаждение.

    Материал должен быть изложен так просто (при безукоризненной научности), чтобы быть доступным педагогу, даже не знакомому с ТРИЗ, но желающему его освоить и передать свои знания детям. Если ТРИЗ-педагогику не захочет освоить педагог, ее не получит и ребенок.

    Системный подход к составлению учебников

    Педагогика рвет мир на кусочки: физику, химию, биологию, литературу и т.д. и кормит нас этими кусочками, часто забывая упомянуть, что это части целого и показать нам целое, соотнося с ним кусочки, определяя пределы применимости этих кусочков и их важность в общей картине. Отсюда и отсутствие системного видения мира. По системным учебникам должно быть возможно изучить предмет быстрее, глубже и полнее чем по обычным учебникам.

    В школе требуют запомнить формулу и вспомнить ее на экзамене. Это очень трудно, да и не нужно. Надо знать общие законы, явления, события, физические и химические эффекты и, главное(!), уметь их применять, а всю вспомогательную информацию надо научить детей брать из справочников.

    Дети очень не отчетливо представляют, какие задачи можно решать с помощью даваемых в школе знаний, например, физических эффектов, где и как их использовать.

    ТРИЗ-педагогика предлагает специально разработанные таблицы применения физических, химических, геометрических, биологических эффектов для решения прикладных задач. Повторить книжный вывод формулы проще, чем догадаться, что именно эта формула или этот закон надо использовать для решения этой конкретной задачи. А еще сложнее математически описать физическое явление. Именно это должен уметь делать инженер, иначе зачем его учили математике?

    Чтобы творческая деятельность несла в себе заряд нравственности, все без исключения задачи, включенные в УМК, должны нести заряд добра, утверждать уверенность в возможность победы добра над злом и учить побеждать зло.

    Задачники и учебники должны быть пригодными для творческого метода обучения и для самообучения. Материал должен быть готов к немедленному использованию (Эффект зрелого банана - готового к немедленному употреблению, даже руки мыть не надо).

    В учебниках и рабочих тетрадях (задачниках) должно быть много рисунков.

    Должна быть предусмотрена возможность начать обучение с любого года (класса) в пределах возрастного этапа.

    Возрастной принцип.

    Предлагается восемь крупных возрастных этапов изучения ТРИЗ, для каждого из которых должен быть свой учебно-методический комплект:

    • дородовой (для будущих родителей),
    • от 0 до 3 лет,
    • дошкольники: младшие и средние группы детского сада, 3-5 лет,
    • дошкольники: старшие и подготовительные группы детского сада, 5-7 лет,
    • классы начальной школы, (1-4 классы),
    • классы основной школы, (5-9 классы),
    • классы средней (полной) школы, (10 -12 классы),
    • высшая школа.

    Необходимо создание двух типов учебников - тематических (по темам программы) и поурочных. Поурочный принцип - это набор тем, задач и упражнений для каждого урока данной возрастной группы. Преимущества поурочного принципа: практически не надо готовиться перед занятиями, допускается слабое знакомство с теорией ТРИЗ.

    Оглавление

    Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)