Тамберг Юрий Гергардович
Концепция ТРИЗ-педагогики
Оглавление
Приложение. Какие качества надо воспитывать?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать каким будет мир, в котором придется жить ребенку. Это сложный вопрос, но можно утверждать, что Мир будет усложняться, информация будет нарастать, человечество от достижений цивилизации не откажется, ресурсы Земли будут уменьшаться, экологические проблемы будут усиливаться, зависимость общества от природы будет увеличиваться, человечество будет продолжать объединяться, производительность труда будет увеличиваться, роль функции управления в жизни общества будет возрастать. В целом, жить будет сложнее.
Различают следующие основные положительные качества (способности) человека. Отрицательные качества - это антонимы приведенных ниже положительных качеств (честность - бесчестность, доброта - жадность…).
- Духовные качества: твердость духа, неподкупность, вера в Бога. Духовный человек - человек, для которого "убеждения дороже жизни". Благоговение перед всеми формами жизни.
- Душевные качества: любовь, доброта, нежность, умение сострадать, отзывчивость. Уважение к другой человеческой личности. Оптимизм.
- Нравственные качества: честь, совесть - как внутренний судья, справедливость, нравственная чистота, правдивость, умение самостоятельно определить, что благородно, что не благородно, что хорошо, а что плохо, что добро, что зло. Нетерпимость к несправедливости и обману. Человеческое достоинство. Терпимость и уважение к людям и к их мнению. Толерантность. Законопослушность на основе нравственности и разумности - важнейшее качество человека в правовом государстве.
Ответственность за свои поступки. Верность данному слову. Обязательность. Принципиальность. Чувство долга.
Основное требование к человеку - это соблюдение им принятых в обществе норм этики (правил поведения, направленных на улучшение функционирования общества).
- Интеллектуальные качества: мышление, умение решать задачи, компетентность, способность фантазировать и воображать. (Виды мышления приведены ниже).
- Коммуникативные качества: умение общаться, доброжелательность, общительность, скромность, такт.
- Творческие способности: умение создавать новое, видение новых перспективных проблем, изобретательность, умение решать творческие задачи, смекалка, догадка, находчивость, любознательность. Предприимчивость.
- Волевые качества: настойчивость, решительность, самообладание, умение довести работу до конца, инициативность, самостоятельность, способность принять ответственность на себя, способность сдерживать свои чувства, дисциплинированность, готовность к риску, активность.
- Исполнительские (деловые) качества: трудолюбие, профессионализм, организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность, умение планировать, Основательность. Стремление делать все предельно хорошо. Умение обдумывать свои поступки до конца.
(Исполнительские способности - это продукт обучения, тренировки,, повторения, запоминания ранее открытого. Для воспитания этих качеств должен присутствовать элемент принуждения).
- Эмоциональные качества (реакции, чувства): жизнерадостность, импульсивность…
- Уровень культуры.
- Организаторские, лидерские способности, видение главного, умение планировать,
умение объединять людей на выполнение какой либо работы.
- Чувство юмора (понимание шуток) и умение шутить.
- Гражданские качества: ответственность за судьбу России.. . Самокритичность.
- Экологическое мышление, моральная ответственность перед будущими поколениями.
- Физическое здоровье и сила.
- Рефлексивные способности: самоанализ, самонаблюдение, самопознание
(Самопознание - это способность осознавать внутренние причины и мотивацию своих собственных поступков, как по отношению к другим, так и по отношению к себе. Способность трезво оценить результаты своей деятельности).
- Важнейшие психические механизмы: память, внимание, умение, когда надо, сосредоточиться, когда надо - быстро переключиться.
- Умение прогнозировать.
Г.С. Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), назвал шесть качеств Творческой личности, безотносительно к роду занятий (для старшего возраста):
- Достойная цель жизни.
- Умение строить планы и программы.
- Работоспособность.
- 4.Техника решения задач.
- Умение держать удар.
- Результативность.
Итак, по Альтшуллеру, основное качество творческой личности - это Достойная цель, а основные качества Достойной цели: новизна, общественная полезность, конкретность, значительность, еретичность, практичность, независимость.
Отметим, что кроме людей, выбравших Достойную цель, есть не мало людей, осознанно выбравших недостойные цели. Это преступники - люди, осознанно(!) совершающие общественно опасные действия, нарушающие юридические законы и подлежащие уголовной ответственности: воры, убийцы, рэкетёры…
Ведь эти люди тоже когда то ходили в школу, слушали сказки…С этим злом надо активно бороться. Согласно ТРИЗовской идеологии - надо сделать так, чтобы люди с недостойными целями и не появились. Один из способов - раннее и разумное воспитание.
В заключение, еще раз отметим приоритет нравственности и чести над всеми иными качествами человека, даже над понятием долга. Например, солдат дал присягу служить родине и выполнять все приказы своего начальства. Служить родине надо обязательно, а вот служит ли этой идее каждый приказ, который должен выполнять солдат, вопрос неоднозначный. Вспомните Афганскую войну, Чеченскую войну и вообще, все несправедливые завоевательные и гражданские войны.
|