Тамберг Юрий Гергардович
Концепция ТРИЗ-педагогики
Оглавление
Проблемы внедрения ТРИЗ-педагогики и пути их решения.
(Что надо сделать?)
Каждому честному здравомыслящему человеку, желающему процветания своей родине, абсолютно ясно, что ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ АБСОЛЮТНЫЙ ПРИОРИТЕТ В БЮДЖЕТЕ ГОСУДАРСТВА. Наверное, это неясно государству, раз этого не делается. А может быть как раз и ясно, что в нравственном государстве воровать, чего доброго, запретят. И пусть не сомневаются, запретят.
- Необходимо совершенствование методик ТРИЗ-педагогики.
- Необходимо дальнейшее согласование подходов ТРИЗ-педагогики с существующими видами педагогик с целью их взаимного улучшения. Этот этап можно сделать простым и естественным, если иметь в виду гуманистическую направленность, законопослушность и абсолютную неагрессивность ТРИЗ-педагогики. Мы понимаем, что ребенку абсолютно не важно, как называется педагогика и кто ее создал, важно, чтобы она была эффективной. Такой же идеологии должен придерживаться и любой педагог.
- У ТРИЗ-педагогики на федеральном уровне не определена нормативно-правовая база, как официально признанного образовательного процесса.
- Для занятий по изучению ТРИЗ в школах и детских садах пока официально не запланировано специальное время. Это осложняет ситуацию, но не может служить достаточной причиной для того, чтобы занятий не проводить. Опыт говорит, что учителя и воспитатели, с помощью дирекции, понимающей важность проблемы развития творческой личности, время для занятий всегда находят.
- Одна из главных трудностей внедрения ТРИЗ-педагогики в детские сады, школы и вузы - это недостаточное количество хорошо обученных педагогов, знающих и умеющих преподавать ТРИЗ.
- Требуется финансирование.
- Для очного и заочного обучения учителей ТРИЗ-педагогике, например, в институтах по повышению квалификации учителей. Начать обучение следует с тех регионов России, где такая возможность уже имеется.
Отметим, что для дистанционного обучения уже имеются несколько сайтов ТРИЗ-интернет школ.
- Для написания и издания учебников и методических пособий.
- Для совершенствования и разработки новых методик.
- Для оплаты учителю и воспитателю за преподавание.
- Для широкой информации о ТРИЗ-педагогике.
Внедрение ТРИЗ-педагогики силами энтузиастов тризовцев без финансирования уже идет, но это путь долгий. Скорость внедрения зависит от размеров финансирования. Предварительные сметы имеются.
- Другая трудность, кроме финансирования - это хроническая перегрузка учителей. Учитель живет в дефиците времени и в режиме "синдрома недоделанных дел". Вспомним Сухомлинского: "Свободное время учителя - это корень педагогического мастерства".
- Ожидаются следующие психологические трудности: неверие в то, что можно создать нравственное общество (но это просто удобная позиция, чтобы оправдать свое бездействие) и второе - мы привыкли жить одним днем, считаем, что если быстро не будет эффекта, то и не делаем этого. Но это не тот случай. Эффект будет и чем раньше начнем, тем быстрее он наступит. Люди должны в это поверить. Для совершенно неверующих приведу такие соображения. Большие деньги - это стабильные деньги. А стабильные деньги возможны в стабильной стране, а стабильная страна - это богатая страна, а богатая страна - это страна, в которой народ много работает. Ибо прибыль от хорошо работающего народа можно получить большую, чем от вывоза сырья. Когда это будет понято олигархами, когда это будет сделано, тогда и наступит стабильность. Если так и будет, то будет не скоро, этот процесс надо ускорять.
- Необходимо более активно готовить общественное мнение и учителей, и родителей, и управленцев образования о достоинствах ТРИЗ-педагогики. Пропагандировать ТРИЗ через средства массовой информации. Давать больше информации о возможностях ТРИЗ-педагогики в популярных педагогических и общеобразовательных изданиях, на конференциях, радио и телепередачах. Отметим, что средства массовой информации больше попирают педагогику, чем ей следуют. Надо изменить очень странную позицию телевидения. Уровень нравственности в стране катастрофически быстро понижается, а телевидение как будто этого не видит и воспитывает жестокость, агрессивность, погоню за деньгами, секс, уныние и неверие в торжество добра и справедливости. За сутки смакуется несколько десятков убийств, а в ночное время показывается самая откровенная и изощренная порнография. Какая там любовь дарящая - это пир во время чумы.
Благосостояние и добронравие сами не придут, если за них не бороться со злом.
- Ввести преподавание ТРИЗ-педагогики в программы дополнительного школьного образовании России.
ТРИЗ-педагогика далеко не использовала свои возможности, поэтому для разработки и совершенствования методик воспитания нравственности и всех других качеств личности, следует подключить научные и учебные педагогические академии, университеты, институты, региональные центры. Надо отметить, что все региональные общественные организации ТРИЗ занимаются проблемами становления ТРИЗ-педагогики.
|