|
|||||||
Концепция ТРИЗ-педагогикиОбщее у ТРИЗ-педагогики и программы "Школа 2100".ТРИЗ-педагогика - это закономерное продолжение развивающих педагогик, поэтому с ними логично и сравнивать ТРИЗ-педагогику. Но, для конкретности, будем сравнивать ее с новой образовательной программой "Школа 2100", вобравшей в себя все лучшее от известных развивающих педагогик и программ и предложившая нечто свое, новое, как в содержательном, так и в методическом плане. Цели и основные концептуальные положения у ТРИЗ-педагогики и у системы "Школа-2100" совпадают. Нам очень симпатично название - "педагогика здравого смысла". Совершенно естественно, что ТРИЗ-педагогика тоже педагогика здравого смысла. Разработчики ТРИЗ-педагогики, как и создатели программы "Школа 2100", хотят "не сходя с позиций развивающего обучения, охватить все аспекты деятельности обучения (со стороны учителя) и деятельности учения (со стороны ученика), сделав основной акцент на обеспечение самостоятельности и творческой ориентации ученика в процессе учения" (Леонтьев). Для ТРИЗ-педагогики проблема развития личности тоже стоит на первом месте. Мы совершенно согласны с тем, что в понятие "развивающее обучение" надо ввести понятие "готовность личности школьника к дальнейшему развитию", тем более, что ТРИЗ-педагогика способна это обеспечить. Мы тоже стремимся "максимально соотнести концепцию системы "Школа 2100" с практикой реальной массовой школы". Мы тоже считаем, что в процессе обучения ученик должен получить всестороннее развитие в результате непрерывного образования, но всестороннее развитие и непрерывность мы понимаем более широко, о чем будет речь дальше. Мы тоже считаем, что "мотивационный план учебной деятельности в современной школе не полностью решен". Что ребенок должен сам добывать себе знания под руководством учителя или воспитателя. Надо не только "заливать" и "тянуть" детей, но и обеспечивать их дальнейшее самостоятельное развитие ("разгонять") после школы. И программа "Школа-2100" и ТРИЗ-педагогика использует много одинаковых методик: мозговой штурм, эмпатия, метод контрольных вопросов, приемы ассоциативного мышления, снятие инерции мышления и др. И программа "Школа 2100" и ТРИЗ-педагогика, в отличие от общепринятого мнения - "радость невозможна" - считают, что радость возможна и знают, как этого добиться. Мы тоже считаем, что "в российском образовании необходима стабильность" и преступно "играть с судьбами детей". Отметим, что отличий у ТРИЗ-педагогики от других развивающих педагогик достаточно много, но они не носят принципиально антагонистического характера в силу общих гуманистических целей. ТРИЗ-педагогика - это самостоятельная воспитательно-развивающая, личностно-ориентированная глубоко гуманистичная и законопослушная педагогика. Заканчивая краткое сравнение ТРИЗ-педагогики с системой "Школа 2100" приведу слова А. А. Леонтьева: "Мы твердо знаем, что тот учитель, который разделит наши убеждения и будет работать по нашим программам и учебникам, совершенствуя их вместе с нами, сможет сделать в своей профессии гораздо больше, будет расти профессионально и личностно. Мы готовы к самому широкому сотрудничеству. Мы в пути.". |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |