|
|||||||
Концепция ТРИЗ-педагогикиПочему для решения столь важных и сложных проблем выбрана именно ТРИЗ-педагогика?ТРИЗ ставит самые общие, глобальные, связанные с благосостоянием и даже с выживанием народа, проблемы. Мы твердо верим в возможность реализации целей, указанных в предлагаемой концепции и даже в неотвратимость этого. Решения поставленных ТРИЗ-педагогикой задач давно ждет общество - это социальный заказ и он должен быть выполнен. Но путь предстоит долгий (по нашим оценкам одно-два поколения), но путь надежный, а возможно и единственный. Его первая цель - сейчас сделать все возможное, чтобы не потерять подрастающее поколение. Почему мы уверены, что ТРИЗ с поставленными проблемами справится? Раньше не удавалось, а почему теперь это удастся? 1. Сначала отметим, что нет принципиальных причин и законов, по которым поставленные ТРИЗ-педагогикой цели были бы недостижимы. 2. ТРИЗ помогает решать задачи любой сложности. Теоретическим ограничением возможностей ТРИЗ является случай, когда условия задачи противоречат объективным законам природы, во всех остальных случаях решение имеется. В настоящее время уровень трудности задач увеличивается безмерно, поэтому без ТРИЗ не обойтись. 3. Согласно ТРИЗовскому закону повышения степени идеальности, общество стремится к идеальности. А идеальное общество - это общество, живущее по законам нравственности, справедливости и равноправия перед справедливыми законами. Сейчас мы пока очень далеки от идеальности. 4. ТРИЗ-педагогика объединила положительные качества всех существующих педагогик, сформулировала систему идей воспитания, обучения и развития, построенных на прочной научной основе. Появилась практическая возможность массового обучения технике творчества и формирования всех качеств творческой личности. 5. Имеются люди, увлеченные идеями ТРИЗ и готовые работать в этом направлении. В настоящее время в России не менее 100 городов, где преподается ТРИЗ-педагогика. А специалистов и людей, знакомых с ТРИЗ не менее миллиона. ТРИЗ непрерывно развивается, становится более популярной, в последнее время "в ТРИЗе" остается все больше людей. 6. ТРИЗ-педагогика имеет новые эффективные методики для развития всех качеств личности! Эффективность методик ТРИЗ-педагогики признается всеми, кто использует ее идеи на практике. Целенаправленное развитие у детей тризовского мышления серьезно помогает изучению предметов. Учителями замечен такой факт - некоторое отставание от программы, вызванное первоначальным освоением методик ТРИЗ, окупалось в дальнейшим быстрым продвижением. Предвижу, что скажут опытные учителя: если с детьми заниматься по любой развивающей программе, то эффект интеллектуального развития будет. Разумеется, будет, на то развивающие программы и создавались. Но, можно утверждать, что целенаправленное, "прицельное", системное развитие всех (!) качеств творческой личности по четким методикам, которые предлагает ТРИЗ-педагогика, существенно эффективнее. В чем сила приемов ТРИЗ? В том, что ТРИЗ построена на анализе такого огромного количества сильных практических решений и анализе такого количества жизненных стратегий творческих личностей, каким не может похвастаться другая социальная наука. ТРИЗ вобрала, вбирает и будет вбирать в себя всю мудрость Мира и отдавать ее людям. ТРИЗ-педагогика в высшей степени системна и духовна, а ее методики доступны каждому. Не случайно ТРИЗ называют прикладной диалектикой потому, что она решает задачи из жизни. Обычно в школьных задачниках подобраны рафинированные чисто учебные задачи "на одно правило", а в жизни задач на одно правило практически нет и именно поэтому, при решении реальных задач дает существенный эффект применение ТРИЗ. Это и понятно, так как весь инструментарий ТРИЗ взят из жизни. 7. ТРИЗ-педагогика имеет методики оценки силы решений и требует все решения, все поступки, сначала проверять на нравственность и на соответствие объективным законам развития, а потом что-то делать, а это уже несет заряд нравственности. Такая проверка должна стать для людей нормой, привычкой. 8. Прогнозисты считают, что основным видом деятельности будущего будет творчество. ТРИЗ как раз и учит творчеству, а оно само по себе несет большой заряд нравственности и желания самосовершенствоваться всю жизнь, и идет дальше - учит находить проблемы, их не только творчески разрешать, но и предупреждать. Есть методики прогнозирования развития систем и предсказания появления проблем. Эти методики составлены на основе законов развития систем, на основе системного оператора, на основе формулирования Идеального конечного решения и т.д. И этому всему можно научиться! Когда дети этот факт начинают понимать, они без всякой внешней мотивации с охотой изучают ТРИЗ, что снимает "вечную" проблему нежелания детей идти в школу, существенно расширяет их кругозор и увеличивает глубину изучения школьных предметов, а это сильно упрощает обучение (на радость учителям). 9. ТРИЗ-педагогика предлагает "тризовские" методики решения и своих внутренних педагогических проблем и педагогических противоречий. Имеется детальная проработка более 100 приемов разрешения педагогических противоречий (Гин, Нестеренко). 10. ТРИЗ-педагогика - это личностно-ориентированная педагогика, или педагогика сотрудничества, или либеральная педагогика, главное для нее - это интересы ребенка. Поэтому ТРИЗ-педагогика дополняет любое проблемное, развивающее или ситуационное обучение четкими методиками превращения затруднительных ситуаций в задачи и дает методики решения этих задач. Все новые направления в педагогике должны воспользоваться идеями ТРИЗ, это даст колоссальный положительный системный эффект. 11. Обучение детей и взрослых методикам ТРИЗ обязательно надо вести одновременно с воспитанием нравственности. Интеллект без нравственности может проявиться как высшее зло, а нравственность без интеллекта бессильна. (Шрагина) 12. ТРИЗовские подходы полезны не только учителям и детям, но и родителям, управленцам и вообще каждому человеку. Приведу приятные для ТРИЗ слова академика М.М.Зиновкиной, сказанные на первом съезде Международной Ассоциации ТРИЗ в июле 1999 г.: "В зале находится надежда государства, интеллектуальная элита. С помощью ТРИЗ можно поднять интеллектуальный потенциал страны. Съезд показал стремление преобразовать образование. Педагогический корпус новой формации должен формироваться на основе ТРИЗ". Вот мнение доктора психологических наук Р.М. Грановской: "Единственным сильным мотивом развития общества является творчество. Творчество дает возможность отказаться от других форм удовлетворения - наркотиков, секса, насилия. ТРИЗ может дать толчек развитию образования. Догонять бесполезно. Надо работать на опережение. Это проблема ТРИЗ". ТРИЗ учит - для решения задачи ищи ресурс в тех частях задачи, которые надо улучшать. Я нашем случае - надо искать ресурс в ребенке, в учителе, в родителях, в программах, в методиках воспитания и обучения, в организации процесса обучения. "Невооруженным взглядом видно", что такой ресурс имеется, только мы его часто не видим, а потому и не используем. ТРИЗ-педагогика еще молодая наука, тем не менее, ряд основных закономерностей, которые позволят воспитать человека с таким духовным, интеллектуальным, волевым и творческим ресурсом, который реализует национальную идею России - имеется. Мы не говорим, что завтра все будет хорошо, но мы верим, что эту работу надо начинать и вести ее смело, широко, научно, грамотно, терпеливо - до победы. И роль педагогики здесь трудно переоценить, ибо педагогика работает на будущее! Разумеется, одна педагогика в полной мере с этой грандиозной проблемой не справится, нужно активное, системное и заинтересованное участие всего общества, государства, средств массовой информации, религии, организаций культуры и, конечно, экономических вложений. Естественно, финансовое обеспечение внедрения ТРИЗ-педагогики совершенно необходимо. И на соответствующем этапе становления ТИРЗ-педагогики этот вопрос будет рассмотрен. Подчеркнем: без педагогики национальная идея России решена быть не может в принципе. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |