|
|||||||
Концепция ТРИЗ-педагогикиРаздел № 2. Педагоги.13. Обучить педагогов ТРИЗ-педагогике. Дело в том, что нравственную личность может воспитать только безукоризненно нравственная личность, а творческую личность может воспитать только творческая личность! Поэтому необходимо наладить государственное планомерное обучение педагогов методикам ТРИЗ-педагогики в педагогических вузах, педагогических училищах, на курсах повышения квалификации. Во многих регионах России такая возможность уже имеется - это Петрозаводск, Санкт-Петербург, Москва, Чебоксары, Ангарск, Норильск, Великий Новгород. Мы глубоко уверены, что достижения ТРИЗ должны стать достоянием всех людей. 14. Разработать методики дородового и преддошкольного образования. Психологи утверждают, что за первые три года жизни ребенок узнаёт больше, чем за всю остальную жизнь. Чрезвычайно важно не дать погибнуть замечательным качествам: детской пытливости, фантазии, воображению, детской радости жизни, доверчивости способности воспринимать огромное количество сначала образной, а потом и вербальной информации, не дать наступить НУВЕРСу, сохранить жажду открытий. И, самое главное, - перевести детский антропоцентризм не в эгоизм, а в доброжелательность, это начало воспитания нравственности. Вы согласитесь с таким утверждением, - если человека в самом раннем детстве научат решать задачи и управлять собой, он на этом фундаменте достигнет больших успехов. Об этом говорили мастера Возрождения: "Если с детства набрать ремесло, потом всю жизнь будешь творить". И другое, типично тризовское соображение - зачем сначала (в детстве) плохо воспитывать, а потом перевоспитывать, надо сразу научить ребенка следовать системам вечных человеческих ценностей. Это возможно, если воспитание начинать с дородового периода. 15. Обучить методам разрешения и предупреждения психологических противоречий всех участников "классического треугольника": ученик - учитель - родитель. В этой связи отметим, что наиболее сложная проблема - это психологическая и педагогическая безграмотность родителей. Беда в том, что родители практически "недоступны". Учить их семейной педагогике надо в старших классах школы. 16. Создать систему согласованных между собой Учебно-методических комплектов (учебники, задачники, пособия, рабочие тетради) по ТРИЗ-педагогике для людей всех возрастов (дородовое воспитание, для преддошкольников, дошкольников, школьников всех ступеней, для дополнительного образования и для высшей школы). "Концепция создания Учебно-методических комплектов" приведена ниже. 17. Проводить регулярный контроль воспитанности и всех основных качеств человека. Прежде всего, именно воспитанности, потом интеллекта, а потом знаний. Известно, что если что-то не контролируется, то этим нельзя управлять, а, следовательно, и развивать. Надо создать систему тестов для контроля всех качеств личности и в законодательном порядке контролировать качества, наравне с выпускными или переводными экзаменами по всем обычным предметам. Например, экзамен "по памяти", "по фантазии", "по интеллекту", "по трудолюбию"… Это может показаться диким (как все новое), но, согласитесь, разве такие качества личности как мышление, воспитанность, память, внимание, трудолюбие… менее важны, чем знания конкретных предметов? Тем более, что это возможно, дело только в инертности мышления. В заключение отметим, что цели и задачи ТРИЗ-педагогики достаточно технологичны, так как имеются практические методики, способы и приемы их достижения и контроля результатов, например, жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ), многочисленные педагогические приемы, Законы развития, сетевая технология и другие. Известны школы и детские сады, где указанные цели и задачи уже выполняются. Согласитесь, если не поставить таких целей и ничего не делать, то намеченного не произойдет никогда. ПредложенияИзложим здесь предложения, которые не были сделаны в предыдущих разделах.
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |