|
|||||||
Концепция ТРИЗ-педагогикиРаздел № 1. Дети.1. Сформировать у детей правильную систему ценностей и на её основе сформировать потребности и воспитывать нравственность. Жизнь показала, что современные методики воспитания требуют серьезной переработки. Бездуховность и безнравственность захлестнули страну. Необходимы самые решительные действия. Это самая важнейшая научная и практическая задача ТРИЗ-педагогики. 2. Дать детям блестящее образование, научить детей смотреть на мир широко, надсистемно - цель не новая. Российское образование всегда славилось своей широтой. Есть такое правило: сильное решение почти всегда лежит за пределами области, к которой относится задача. А это значит, что для получения сильной идеи нужны знания в совершенно новых для решателя областях знания. ТРИЗ-педагогика основана на диалектическом, системном, функциональном подходах, что обеспечивает детям знания "в ширь" и целостное представление о мире. Основная школа должна в основном давать знания "в ширь", а высшая школа должна давать знания в основном "в глубь". Знания "в глубь" в школе надо давать заинтересованным детям в системе дополнительного образования, в кружках, в клубах по интересам, на факультативах…. 3. Помочь подростку определить свои врожденные способности и выбрать Достойную цель. К моменту окончания школы, а желательно и раньше, учащийся должен знать свои врожденные способности, свои сильные стороны, знать кем он будет, выбрать свою первую Достойную Цель и начать работать над ее реализацией. 4. Сделать детей хозяевами своих знаний, то есть научить детей использовать знания, ибо цель получения знаний - их последующее использование. ТРИЗ-педагогика акцентирует внимание на умении использовать знания Мало уметь воспроизвести знания у доски, надо уметь использовать их в жизни и помнить знания всю жизнь. Часто знают "до экзамена" и "вместе с экзаменом сдают и знания". Спрашивается, зачем же они учились, сами мучились и учителей мучили? Учиться не просто, но много сложнее создать свою новую идею. Но и этого мало! Идею еще надо внедрить и этому тоже надо учить. Поэтому у ТРИЗ-педагогике в почете праксиология - наука, изучающая методики эффективной деятельности. Мы считаем, что в школьных программах должен быть раздел по праксиологии. 5. Воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Это сложная многоаспектная проблема. Надо раскрыть способности детей, создать у них мотивацию для совершенствования своих способностей и дарований, научить учиться, научить детей правилам продуктивной работы, создать условия для самосовершенствования. Я помню, как во время блокады Ленинграда, когда районные детские библиотеки не работали, а школьной библиотеки не было, мы, школьники 7-8-9 классов, приходили в гости к нашей замечательной учительнице, добрейшему и образованнейшему человеку - Людмиле Николаевне Леончуковой, и читали в ее холодной комнате энциклопедию Брокгауза и Ефронта, все тома подряд! Чем на более высокой ступени развития стоит организм, тем относительно его жизни, продолжительнее его детство. Ни один школьный курс не даст знаний на всю оставшуюся жизнь, тем более, что жизнь стремительно меняется. Многих в школе не научили самостоятельно учиться, а главное, не все хотят самообразовываться всю жизнь. Научить учиться всю жизнь - одна из задач педагогики.. 6. Научить детей видеть недостатки. Без этого невозможно их исправление. Находить недостатки учит один из разделов ТРИЗ - функциональный анализ. 7. Научить детей прогнозировать. Это умение тем более важно, что будущее изменчиво и не предвещает ничего хорошего. Умение прогнозировать - сложная проблема для всех, и для детей и для взрослых. Как правило, в жизни мы встречаем трудности "по мере их поступления", так как обычно они "выскакивают" неожиданно. А нужно уметь их предвидеть. Умение прогнозировать спасет от многих ошибок. ТРИЗ имеет методики прогнозирования на основе законов развития систем. Зная законы развития систем, как говорят, сам Бог велел, освоить методики прогнозирования. 8. Научить детей сознательно управлять собой, своим поведением, чувствами и эмоциями. Психологи утверждают, что поведение человека в основном определяется чувствами, желаниями, мотивами, поэтому это одна из серьезнейших задач ТРИЗ-педагогики, 9. Научить детей ценить время (невосполнимый ресурс!) и планировать работу. Организация личного времени - это одно из важнейших исполнительских качеств, особенно нужное творческой личности. 10. Воспитать у детей чувство юмора. При прочих равных условиях, сохранить радостный настрой жизни позволяет юмор и смех. ТРИЗ-педагогика располагает методиками для развития чувства юмора и умения шутить. 11. Воспитать у мальчиков уважительное отношения к женщинам (девочкам). 12. Научить детей демонстрировать свои знания. Если мы контролируем детей, то значит, надо учить их демонстрировать свои знания - отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы, делать домашние задания, учить стихотворения, запоминать даты… |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |