Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Петров Владимир Михайлович,
Израиль, Тель-Авив, 2002
vladpetr@netvision.net.il

Основы
теории решения изобретательских задач


7. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА

7.1. Методы развития творческого воображения1.

Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов [15].

7.1.1. Понятие о психологической инерции

Приступая к решению новой задачи, мы невольно пытаемся применить уже известные нам решения, методике или понятия. Эта "услужливая" память подсказывает пути, ранее используемые нами, то есть заставляет идти по "проторенной дорожке". Вот это-то явления и получило название психологическая инерция.

Причин появления психологической инерции достаточно много, опишем некоторые из них:

  • Употребление специальных терминов,
  • Пространственно-временные представления об объекте,
  • Система ценностей,
  • Традиции (профессиональные, фирменные, национальные, территориальные и т.п.).

Одна из причин появления психологической инерции - употребление привычных терминов, приводимых в условиях задачи. Мы мыслим понятиями, и термины незаметно "толкают" нас в направлении уже известных решений. Рассматривая, например, задачу с передвижением ледокола во льдах, мы уже невольно представляем определенную "технологию" передвижения во льдах. "Ледокол" - значит, лед необходимо колоть. Хотя может быть его лучше резать, пилить, взрывать или двигаться подо льдом, надо льдом или сквозь лед?

Психологическая инерция появляется с употреблением привычных пространственно-временных представлений, которое связывается с тем или иным объектом или процессом. Размеры объекта и продолжительность его действия либо прямо указаны в условиях задачи, либо подразумеваются сими собой.

Ценностные представления о вещах и понятиях (система ценностей) накладывают на них свое мировоззрение, которое мешает их увидеть в другом свете.

Большое влияние на стиль нашей жизни, на моду, на способы приготовления пищи, на вид и содержание окружающих нас предметов, на стиль работы и мышления оказывает традиция.

Использование методов развития творческого воображения позволяет управлять психологической инерцией.

Пути преодоления психологической инерции существуют различные. Так, Дж. Диксон2 утверждает, что "с ней относительно легко справиться, просто помня о ней!" Постепенное снижение психологических барьеров осуществляется и благодаря систематическому развитию творческого воображения с помощью специальных упражнений и чтения научно-фантастической литературы.

В качестве таких методов для тренировки воображения могут быть использованы некоторые методы активизации творческого процесса, например, такие как: мозговой штурм, морфологический анализ и метод фокальных объектов. Для начала можно порекомендовать придумать с помощью этих методов фантастических животных, обитателей каких-то других планет и пр. Затем можно переходить к более реальным объектам, но не бояться при этом больше фантазировать. Постепенные занятия помогут Вам не бояться любых, даже кажущихся на первый взгляд нелепых или бредовых идей, и искать в них рациональное зерно. Такой путь может привести Вас к новому применению некоторых вещей, понятий и к их более широкому толкованию. Систематические же занятия подобного рода приучат к рассмотрению объектов, процессов и понятий с самых разнообразных сторон…

Кратко рассмотрим только два из существующих методов развития творческого воображения:

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)