|
|||||||
Меерович Марк Иосифович
ЭВОЛЮЦИЯ ТРИЗ ЗА 40 ЛЕТ: ОТ РЕШЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ЗАДАЧ ДО ОСНОВ НАУКИ О ТЕОРИИ СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯтезисы статьи"Как научиться делать изобретения" (Зеркало недели. Киев. 31 августа 1996г) Темпы научно-технического прогресса в начале ХХ века привели к острой необходимости понять, КАК делаются изобретения. В поисках ответа Г.С. Альтшуллер в конце 40-х годов начал исследовать продукт изобретательства - реальные технические системы. Исследование большого массива патентного фонда показало, что развитие технических систем происходит по объективным законам (ЗРТС). Были сформулированы основные положения ЗРТС и на их основе начата разработка "науки об изобретательстве". Одним из ее основных инструментов стал АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач). Необходимость соблюдать определенную последовательность выполнения мыслительных операций для эффективного анализа проблемной ситуации дает возможность рассматривать процесс мышления как технологический процесс и формировать навыки выполнения этих операций через систему упражнений. Активное применение АРИЗ для решения технических задач показало, что в результате формируются навыки организованного мышления, которые позволяют эффективно анализировать другие, нетехнические, проблемы. Возникла идея об обратной задаче, педагогической: методами ТРИЗ, в частности, активным использованием АРИЗ, формировать навыки творческого мышления сначала в ходе специальных занятий, а позднее - непосредственно в учебном процессе. Такая возможность подтверждается результатами исследований американских психологов, проведенных в 1959 году: креативность (способность к творчеству) имеет общую основу независимо от сферы деятельности и, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой материал. В настоящее время на базе ТРИЗ разработана "Опережающая педагогика", в которой изучение учебных предметов основано на функционально-системном подходе, а для анализа проблемных ситуаций и поиска их наиболее эффективного решения используется алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС). Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |