Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Как обучать детей приемам устранения противоречий?

1. Традиционный путь: рассказать о приёме, проиллюстрировать примерами и предложить задачи для контроля понимания.

2. Творческий путь: те же самые задачи детям предлагается решить самостоятельно, не называя приёма. Тут есть два подхода: даете несколько задач с решениями и просите найти общее у этих решений, либо даете задачи и требуете их решения, а потом оказывается, что самые сильные решения были получены с использованием приема, сущность которого и требуется сформулировать. Решать надо столько задач на этот прием, сколько потребуется для того, чтобы дети сами догадались о сущности приема и назвали его своими словами (открыли этот приём для себя).

3. При решении задач попробуйте применить много приемов. Скоро они все запомнятся.

4. После решения задачи спросите ребенка - каким методом решена задача, почему использован именно этот метод или прием? Какие другие методы можно было бы использовать?

Рассмотренные Приёмы, как отмечалось, явились результатом анализа патентного фонда. Читателю предлагается сформулировать свои Приёмы, полученные на основании своего жизненного опыта, своей мудрости и своих ошибок или на основании анализа народной мудрости - пословиц, поговорок. Мне нравится замечательный приём разрешения социальных противоречий без крови: "Не войной людей, а войной идей!".

Определение силы решений или как выбирать решения?

Типичная ситуация: получено несколько решений, требуется выбрать наилучшее. Как быть? Ответ: выбирать решение по четким критериям для имеющихся условий.

Перечислим критерии выбора сильного решения:

  1. Не противоречит Законам природы и Законам развития конкретной системы или систем в рассматриваемой области знания. Существующее состояние надо сравнить с объективными законами развития данных классов систем.
  2. Нравственная безукоризненность. (При полном понимании решателем, кому будет хорошо и кому плохо от внедрения данного решения).
  3. Увеличение добра в мире.
  4. Решение разрешает противоречие хорошо и надолго.
  5. Максимально удовлетворяет требованиям Идеального Конечного Решения и принципу "И-И".
  6. Сильные решения учитывают конкретные особенности конкретных людей и конкретных систем (прицельные решения).
  7. Легко внедряется, то есть не требует ресурса, которого нет у решателя, например, больших экономических и (или) временных затрат. Максимально подходит для данных условий. Идеально, если решение самовнедряется, что возможно, если решение всем нравится, особенно тому, кто дает деньги на внедрение.
  8. Не приводит к большим отрицательным сверхэффектам и новым проблемам.

Обычно решение выбирается сразу по нескольким критериям.

Вспомните, как выбирается квартира при обмене: по площади, по этажу, по району, по наличию удобств...

Выбор решения по многим критериям одновременно очень трудная работа, так как оценка важности каждого критерия, а тем более их сочетаний, дело неоднозначное.

Существуют методики многокритериальной оценки решений, например, КТМ ФРА - компьютерная технология многовариантного функционально-ресурсного анализа (г. Самара, ЮНЕСКО-клуб "Аристей"). Аристей - греческое божество, считался охранителем посевов и путников. В данном случае многокритериальная оценка охраняет от ошибок однокритериальной несистемной оценки силы решений.

Отметим один важный психологический момент: в момент принятия решения требуется собраться и проявить решимость (вспомните Буриданова осла).

Есть еще один очень сильный критерий правильности и силы решений - это выход на одно и то же решение в результате применения многих видов анализа и многих способов решения. Если все методы дают одно и то же решение - это сильное решение.

Любопытное наблюдение - сильные решения приносят, как бесплатное приложение, сверхэффект - непредвиденное положительное качество. Например, сверхэффектом победы является объединение людей.

Бывает, что анализ силы решений кончается выводом: сильных решений среди рассмотренных нет, необходимо продолжить поиск.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)