|
|||||||||
Применение ТРИЗ для решения творческих задачПротиворечия в нашей жизни(продолжение 1)Какие бывают противоречия Чтобы найти противоречие, надо знать, какие бывают противоречия. Г.Альтшуллер предлагает три вида противоречий в ТЕХНИКЕ, но они могут быть распространены и на другие области знаний. - АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - когда указаны только недостатки. Например, такого типа: "Не нравится ситуация, не знаю, как ее исправить". "Снизилась успеваемость". "Класс не управляем". "Не успеваю дать весь положенный программой материал". При такой "аморфной" постановке задачу решить трудно. - ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - это первое уточнение объекта, к которому предъявляются противоречивые требования. Лежит в глубине административного противоречия и его уточняет. - ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - лежит в глубине технического противоречия и предъявляет требования к СВОЙСТВАМ объекта. К нетехническим противоречиям относятся СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это конфликтные взаимодействия между людьми во всех сферах их деятельности, когда не совпадают желания и возможности. Например, личные противоречия. Это противоречия между желаниями одного человека:
Частным случаем социальных противоречий являются ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это конфликтные взаимодействия между желаниями людей в сфере образования. Например: противоречие между интересами взрослых и детей: 1. ЕСЛИ учить детей в строгом соответствии с требованиями школьных
программ, В школах имеются механизмы для разрешения этого противоречия, которые мы здесь рассматривать не будем. 2. Дети ДОЛЖНЫ много времени двигаться, 3. Дети должны много времени сидеть, Как формулировать противоречия - типовые образцы Противоречия можно записать "в строчку", в виде таблицы или изобразить графически ("глазки"). Ниже будут приведены четыре варианта формулировок противоречий: по Альтшуллеру, для детей, по Злотину и система противоречий. Зачем так много? Формулирование противоречий - один из творческих этапов решения задач. Задачи разные и решатели разные, поэтому попробуйте разные варианты формулировок, со временем Вы выберете свой излюбленный вариант. 1. Г.С. Альтшуллер предлагает формулировать пару взаимосвязанных противоречий по форме:
I. ЕСЛИ ... (дается описание первого состояния элемента системы), II. ЕСЛИ ... (дается описание противоположной ситуации или противоположного
состояния этого же элемента системы), Например. В аквариум к мирным рыбкам надо подсадить очень хищных, прожорливых рыбок, которых принесли в маленькой баночке. Другого аквариума нет. В систему входят следующие основные элементы: хищные рыбки (А), мирные рыбки (В), аквариум, баночка, вода. I. ЕСЛИ подсадить хищных рыбок, II. ЕСЛИ не подсаживать хищных рыбок, Для детей это можно представить в виде схемы "Глазки". Первая ситуация: делаю хорошо элементу А, но становится плохо элементу В. Вторая ситуация: делаю хорошо элементу В, но становится плохо элементу А. Отсюда легко сформулировать ИДЕАЛЬНОЕ решение: (и элементу А, и элементу В хорошо) и хищные, и мирные рыбки живут в одном аквариуме дружно, всем хорошо. Или другая формулировка идеального решения: хищные рыбки сами не хотят есть мирных рыбок. (Противоречия нет). 2. Приведем упрощенную формулировку противоречий для детей:
I. ЕСЛИ ... (дается описание состояния системы), II. ЕСЛИ ...(описывается обратное состояние), Например: ЕСЛИ пустить хищных рыбок в аквариум, ТО они съедят мирных
рыбок. Строго говоря, это просто условное предложение. 3. Третья схема формулировки противоречий:
I. ОБЪЕКТ ...(то, что мы улучшаем) ДОЛЖЕН БЫТЬ ...(перечисляются
требования к нему), II. ОБЪЕКТ (то, что мы улучшаем) НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ..., Например: I. Гоночный автомобиль ДОЛЖЕН БЫТЬ тяжелым, ЧТОБЫ было хорошее сцепление с дорогой, НО ПРИ ЭТОМ он становится не маневренным. II. Гоночный автомобиль НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ тяжелым, ЧТОБЫ быть маневренным, НО ПРИ ЭТОМ у автомобиля очень плохое сцепление с дорогой и возможны аварии. Или: Карандаш ДОЛЖЕН быть длинным, ЧТОБЫ он долго писал, НО тогда он становится очень неудобным для письма. В.Л. Уральская [10] предлагает очень наглядное начало формулировки противоречия словами: Я хочу, чтобы это было таким для того, чтобы… Удобно формулировку начинать словами: Надо, чтобы… 4. Система противоречий. Приведем четвертый способ составления уже системы противоречий, который пригоден для многозначных задач, распадающихся на много отдельных, но взаимосвязанных задач. Вообще то, все задачи многозначны, любая задача может быть разложена на несколько частных подзадач и для каждой подзадачи может быть составлено своё частное противоречие. Совокупность этих частных противоречий будем называть СИСТЕМОЙ ПРОТИВОРЕЧИЙ. Рассмотрим конкретный пример. Наша, пока ещё репрессивная педагогика, исходит из того, что ученик не хочет учиться и его надо заставлять учиться (для его же пользы, конечно), забывая о том, что познавать мир и учиться – это врожденная потребность человека, тем более ребенка. Это неисчерпаемый ресурс. Если ребенок не хочет учиться, то это вина не ребенка, а родителей, школы и учителей, которые, кстати, всё это видят, всё понимают и продолжают делать. Почему? Система образования настроена на такую работу. На "заливание" знаниями, что и хорошо и плохо. Одним из инструментов принуждения является система школьных оценок. Мы не ставим задачу решить проблему оценок по существу, но предложим табличный, развернутый способ формулирования системы противоречий для указанной ситуации: НАДО выставлять оценки, ЧТОБЫ ... (перечисляются все цели), НО ПРИ ЭТОМ ... (перечисляются все отрицательные стороны). Один из возможных табличных способов анализа ситуации:
Мы видим, что формулировка противоречий вылилась в сложный многофакторный, многокритериальный анализ функций объекта исследования и их сложных взаимодействий. Это нормально, даже хорошо. В этом случае и решение ожидается многокомпонентным, то есть состоящим из многих взаимозависимых частей. Схема формулировки системы противоречий может быть и такой:
Требуется найти такое решение или цепочку решений, чтобы ВСЕМ было хорошо. Удовлетворить всем требованиям одновременно на 100% практически невозможно. Решение или система решений чаще может быть только оптимальной, то есть наилучшей по некоторым заданным критериям (часто противоречивым) и для определенных условий. Проводя оптимизацию, надо пытаться выделить ключевое противоречие - разрешение которого даст наибольший эффект, снимет самые зловредные противоречия. Стремление к оптимизации - естественное стремление умного человека. Человек - прирожденный оптимизатор. Чтобы научиться дробить противоречие на составляющие, выявлять многочисленные требования многочисленных участников конфликта, а также определять положительные и отрицательные следствия возможных решений, надо:
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |