Лаборатория "ТРИЗ-педагогика
Украины"
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
(3 этапа - 24/40/ 96 час.)
Для практических психологов и студентов педагогических учебных заведений
Чем большее эстетическое удовольствие
получает личность
от интеллектуальной деятельности,
тем скорее последняя превращается
в жизненную необходимость.
Разработка образовательных программ, ориентированных на активизацию
и развитие интеллектуального компонента творческого потенциала личности,
тормозилась отсутствием методологии, позволяющей создавать творческие задания
и формировать навыки творческого мышления непосредственно в учебном
процессе. Функционально-системный подход и комплекс методов ТРИЗ способствуют
развитию познавательных и творческих способностей учащихся, что позволяет
применять ТРИЗ в качестве методологической базы для создания развивающих
программ.
Основные познавательные и творческие способности
и средства их развития в учебном процессе
с помощью ТРИЗ и других методов технического творчества
1
|
Анализ ситуаций (установление при-чинно-следственных
связей; обнару-жение скрытых зависимостей и связей; умение обосновывать
и рассуждать; умение предвидеть последствия). |
Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС),
системный анализ,
система логических упражнений, генетический анализ. |
2
|
Умение интегрировать и синтезировать информацию
(умение делать выводы; организация информации). |
Системный анализ,
система логических упражнений. |
3
|
Чувствительность к противоречиям, постановка
и решение проблем. |
Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС). |
4
|
Дивергентное мышление
(гибкость; беглость; оригинальность). |
АРПС, решение изобретательских задач, практические
приемы развития воображения, конструирование оксюморона и метафор, мозговой
штурм, синектика, морфологический анализ. |
5
|
Богатое воображение. |
Системный анализ, практические приемы развития
воображения, конструирование метафор, мозговой штурм, синектика, морфологический
анализ, фантограмма, метод фокальных объектов, анализ фантастики. |
6
|
Ощущение красоты процесса и результата. |
Создание эталонов на основе понятия “идеальный
конечный результат”. |
|