|
|||||||
Желающие получать полный текст
ДЕНЬ ТРИЗ В РОССИИНовосибирскТрадиционно, в день рождения автора теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера в тех странах мира, по которым судьба разбросала его учеников, проходит празднование Международного дня ТРИЗ, посвященное его памяти. На очередной встрече-семинаре прошедшей 15 октября в Доме Ученых СО РАН на Клубе Межнаучных контактов разговор шел о новых работах по ТРИЗ. На встречу собралось более 50 человек из различных НИИ, фирм города и вузов чтобы познакомиться с феноменом ТРИЗ, личностью его автора и обменяться мнениями. Вел встречу Мастер ТРИЗ, к.т.н. Виссарион Сибиряков. Во вступительном докладе В. Сибирякова была показана история развития методов поиска творческих решений в технике и других областях человеческой деятельности. Все эти известные методы есть разные модификации Метода проб и ошибок (МПиО). Рассказывается о сути МПиО -последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения задачи. Подробно обсуждаются недостатки МПиО. Рассматривается парадоксальная ситуация, сложившаяся в середине XX века: способы поиска новых решений отстают от темпа роста потребности в них. Обострившееся противоречие разрешил Генрих Альтшуллер (Генрих Альтов). Он выявил, что движущей силой развития техники являются противоречия в технических системах, разработал классификацию противоречий и предложил способы их разрешения. В дальнейшем Г. Альтшуллер выявил Законы развития технических систем и показал вектор развития техники. Итогом его работы явилась стройная Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В докладе показано, как работает ТРИЗ, какие методы и алгоритмы применяются для поиска и разрешения противоречий, какие существуют ограничения на применение ТРИЗ. Особый акцент сделан на перспективах развития тризовского движения в Новосибирске и Академгородке. Содоклад Мастера ТРИЗ И. Иловайского был посвящен месту ТРИЗ в науке и практике и качествам личности Г. Альтшуллера, позволившими ему достичь успеха. Альтшуллер предложил вопреки согласованному мнению психологов исходить не из того, что происходит в мозгу человека, а сосредоточиться на результатах деятельности всего человечества. Проведенный им анализ мирового патентного фонда выявил тенденции развития технических систем, что позволило предвидеть и получать изобретения. Анализ работ Г. Альтшуллера привел к выводу, что по предметной области ТРИЗ относится к патентным исследованиям, т.е. к дисциплине научная и техническая информация . По целям деятельности, поиску требуемых технических решений - к технологическому прогнозированию. По способу деятельности ТРИЗ является усилителем интеллекта (У. Эшби). Г. Альтшуллер разбил изобретательские задачи по количеству требуемых попыток для их решения и предложил сводить многопробные задачи к малопробным, которые можно решать традиционными средствами. Сегодня ТРИЗ используется в инженерном деле и в прогнозировании (в США). Согласно ТРИЗ технические системы должны быть вроде чеширского кота - функциями без структуры. И потому дело инженера -устранение факторов расплаты, а созданию подлежит то, что неустранимо на данном этапе науки и техники. Вопросы экологии оказываются частными и решаются теми же методами. С этих позиций техника - это отходы неудачной деятельности человечества, плата за попытку достижения Пользы. Дело родило человека, а он создал Дело. С первых дней самостоятельной работы волею обстоятельств Альтшуллер должен был не только сам изобретать, но помогать тем, кто хочет этим заниматься. Жесткая проверка рождающегося Дела на результативность - ГУЛАГ. Пробился сквозь чиновничий барьер ВОИР. На это ушло десять лет. Впереди было появление массы школ по всей стране, триумфальное шествие ТРИЗ за рубежом, признание. Его становлению способствовала самостоятельность личностного роста во взбаламученной стране без глубокой традиции научных авторитетов. В результате сформировалась личность с умением держать удар; с широкой эрудицией; с высоким профессионализмом - изобретатель и патентовед; с достойной Целью - ВСЕХ научить изобретать; с лидерскими качествами - международная школа, работающая даже после его ухода. В жизни Г. Альтшуллера и в бытии ТРИЗ сыграла важную роль Валентина Журавлева, жена и помощница, автор фантастических рассказов о мудрой женщине, обладающей искусством ведовства, о той, которая способна вытащить на поверхность истинную личность человека, пробудить в нем творческие жилки. В ходе встречи, вызвавшей бесспорный интерес собравшихся и продолжавшейся более 4 часов, происходил оживленный обмен мнениями. Иловайский Игорь Вячеславович
630090 г. Новосибирск-90,
Санкт-Петербург14 октября в Санк-Петербурге в городском Центре детского технического творчества прошла конференция “Три поколения ТРИЗ”. Она была посвящена памяти Г.С. Альтшуллера. В конференции приняло участие 55 человек. В конференции работало две секции “ТРИЗ в педагогике” и “ТРИЗ в предпринимательстве”. Перед началом работы секций были выступления В.В. Митрофанова, В.Б. Крячко, Р.М. Грановской, В.Ф. Канера, Д.С. Смирнова. Они были посвящены памяти Генриха Сауловича, воспоминаниям о встречах с ним и о том огромном влиянии, которое он оказал на жизнь выступающих. На конференции выступило 20 человек. Учителя рассказывали об опыте преподавания ТРИЗ в школе. Особенно интересными были доклады: К.К. Кузьмин “Кабинет замечательных опытов”. Н.П. Колчев “Опыт руководства клубом “Юный изобретатель”. Т.А. Таратенко “Диагностика учебного процесса преподавания ТРИЗ школьникам”. Предприниматели сделали сообщения о применении ТРИЗ в бизнесе. Особенно интересными были доклады: О.В. Новосельцев “Защита интеллектуальной собственности в бизнесе”. Л.М. Брагина “Разработка курса теории оптимальных решений в бизнесе на базе ТРИЗ”. А.В. Кислов “Технический ТРИЗ-консалтинг”. В конференции принимал участи А.П. Хвостов из Великого Новгорода, организатор тризовского сайта для учителей. Он предполагает начать издание журнала “ТРИЗ” от имени МАТРИЗ. Для участников конференции была проведена экскурсия почти по всем секциям центра, в процессе которой участники конференции познакомились с моделями, сделанными школьниками. Всего в Центре занимается 25 секций. От начального технического моделирования до ТРИЗ. В конференции принимал участие Генрих Саулович, большой портрет которого в цветах стоял в президиуме. Митрофанов Волюслав Владимирович 194021 г. С-Петербург, 2-й Муринский, д. 30, кв. 43. E-mail: mitrofanovvv@mail.ru Чебоксары13 и 14 октября 2000 г. в лаб. О-401 после окончания учебных занятий собрались 3 преподавателя, 4 студента старших курсов и 3 первокурсника, которые услышали про ТРИЗ от коллег-старшекурсников и преподавателя. Вопрос для обсуждения: В США ТРИЗ применяют на практике после двухдневного с ним знакомства, в России даже после года занятий ТРИЗ применяют очень мало. Почему? Как обустроить Россию с помощью ТРИЗ? Михайлов В.А. (доцент химфака и кафедры компьютерных технологий). В данный учебный семестр 2000-2001 уч. года провожу занятия по ознакомлению с ТРИЗ в группах кафедры компьютерных технологий 3 курса и 5 курса (30 и 20 студентов, 36 ч. лекций и 18 ч. практики в классах ЭВМ), химфака 3 курса (30 студентов, 18 ч. лекций и 9 ч. практики в классе ЭВМ), машиностроительного факультета 3 курса (10 студентов, 16 ч. лекций и 8 ч. в классе ЭВМ), энергетического института магистров 1 курса (30 студентов, 36 ч. лекций и 18 ч. практики в классе ЭВМ). Используются программы: Dedut, Bio-Debut, Demo-IM, TRIZ-kurs, IM-kurs, Demo-MIP, TEST-MIP, IM-1.5. Зачеты будут по рефератам описаний и противоречий отдельных системах или по решениям 1-3-х технических задач по алгоритмам, основанным на ТРИЗ. В следующем семестре будут занятия по ТРИЗ с магистрами химфака (5 студентов, 18 ч. лекций и 18 ч. практики) и на 3-м курсе электротехнического факультета (20 студентов, 36 ч. лекций и 18 ч. практики в классе ЭВМ). Кошкина Л.И. (педагог-психолог, ИЧП): ТРИЗ помогает мне ранжировать личные цели (сохранения здоровья, семьи, детей, материального благополучия) и добиваться их. Рябкин И.П. (изобретатель, ныне сотрудник службы банкротства фирм и предприятий, автор статьи про КПМатериалы) рассказал о проблемах при внедрении новых разработок на заводах из опыта своей работы с кирпичными заводами. Гальетов В.П. (преподаватель ФСА и ТРИЗ): Практика показывает полезность применения инструментария ТРИЗ к исследованию текущих ситуаций в группе, в сообществе людей, в организации. Возьмем, например, девятиэкранную схему и рассмотрим с ее помощью содержание выступлений в данной аудитории. На среднем экране поместим нашу группу со всеми ее потребностями, возможностями и ресурсами, имеющимися у каждого. Посмотрим о чем идет речь в выступлениях уважаемых коллег. Оказывается содержание выступлений размещается как правило на уровне надсистемы: - какой была жизнь в ТРИЗ в давние застойные годы; - как живут и зарабатывают тризовцы за рубежом; - и тому подобное. Если речь заходит о присутствующих, то как правило в прошлом: - как я пришел в ТРИЗ; - какие задачи мне удалось решить когда-то; - и тому подобное. Практически отсутствуют выступления на такие казалось бы жизненно важные темы: - что нам сделать в этом году (учебном)? - что нам это даст, какие наши проблемы будут при этом решены? - что это даст Сообществу ТРИЗ в городе, в России? Или еще круче: - что я лично хочу достичь в этом году? - что это даст моим студентам, коллегам? - что это даст системе ТРИЗ? - и тому подобное. Подобный нежелательный эффект по моим наблюдениям присутствует и в нетризовской аудитории. Но там присутствуют обычные “нормальные люди”, нетризнутые, не имеющие инструментов оценки собственной и взаимной эффективности (идеальности). В тризовской аудитории этот эффект выглядит удивительным. Этот эффект мне доводилось наблюдать и на конференциях по ТРИЗ в Петрозаводске в 1987 и 1989 гг., на конференциях в Челябинске в 1988 и 1990 гг. Интересно то, что Г.С. Альтшуллер, будучи ведущим конференции, всегда как бы возвращал аудиторию в настоящее, задавая вопросы на понимание содержания выступления, на его оценку и т.п. Однако какие-то более массовые обсуждения проблемных выступлений или ситуации в ТРИЗ-Сообществе мне неизвестны. Могут возразить, что такие обсуждения происходят на заседаниях управляющих органов МАТРИЗ. Даже если это и так, то это означает фактически, что ТРИЗ-Сообщество как и российское общество разделилось на управляющих (или как бы управляющих, решающих как жить и действовать) и управляемых (живущих своей жизнью). По рассказам коллег, бывающих на последних тризовских конференциях, там имеет место тот же эффект. Хочется дать ему какое-то название, например, “избегание реальности”, или еще сильнее “черная дыра настоящего”. Предположительно, причина его в том, что в сознании тризовца (нормального тризовца, прошедшего обучение по ТРИЗ, но не охваченного нетризовскими технологиями) ситуация “здесь и теперь”, в которой он принимает участие, не является проблемной. Предложения. 1. Использовать ситуацию “здесь и теперь” в качестве тренинговой для каждого сбора тризовцев, понимая, что ее конкретность всегда очень богата и может многое дать для практики применения инструментария ТРИЗ. Примечание: Если этот инструментарий применять без спешки, дисциплинированно, согласно требованиям АРИЗ-85В. 2. До начала работы по содержанию сбора проводить анализ ситуации, используя девятиэкранную схему и другие инструменты ТРИЗ. 3. Особо полезная работа-тренинг может быть выполнена с использованием Методики Диверсионного Анализа к данному сбору тризовцев. Председатель ОО ТРИЗ-Чебоксары
КрасноярскДень ТРИЗовцев был отмечен следующим образом. В актовом зале детской музыкальной школы №5 собрались лауреаты международного конкурса “ТРИЗ - 2000”, представители школ и организаций, члены совета ОО “ТРИЗ - Красноярск” и председатель - Ю.П. Саламатов. Всего около 40 человек. После музыкального номера - виртуозного исполнения этюда Ф. Листа молодым и талантливым пианистом Сергеем Якшичем, началась процедура награждения. Она проходила по номинациям. Ведущий - Дмитриев Владимир Анатольевич вкратце рассказал о Дне ТРИЗовцев, о конкурсе “ТРИЗ - 2000”, его результатах, ОО “ТРИЗ - Красноярск”, ознакомил присутствующих с мастером ТРИЗ - Ю.П. Саламатовым. Далее вручение дипломов, призов и благодарственных писем происходило по схеме: Ведущий передавал слово руководителям работ. Те живо рассказывали о работах, об авторах и приглашали их для вручения к сцене. От Ю.П. Саламатова авторы получали призы и теплые пожелания. Между номинациями в музыкальные паузы, исполнялись пьесы участниками конкурса: Привалихиным Максимом (джазовая композиция, фортепиано), Дмитриевым Германом (скрипка, “Мелодия” Рубинштейна), Дмитриевой Алиной (пение), “Вальс” Хачатуряна (дуэт на двух фортепиано). Осуществлялась запись всей процедуры на видеокамеры. В заключении, Ведущий, пожелал успехов и участия в новых конкурсов. Все заняло 1 час. 15 мин. Общая оценка проведенного мероприятия 3.5 - 4 балла. Недостатки: некоторая пассивность, скованность аудитории - сказались неоднородность, малая степень знакомства присутствующих друг с другом, отсутствие программы и опыта организаций “шоу”. Но, в целом, получилось неплохо. Дмитриев С.А.,
ПетрозаводскРождение традиции.“ Много лет назад в свой день рождения Генрих Саулович, заметив мое не очень праздничное настроение, сказал: “Настанет время, когда мой день рождения будут отмечать во всем мире...” Теперь это время пришло,” - так Валентина Николаевна Журавлева встретила предложение отмечать день рождения Г.С. Альтшуллера как День ТРИЗовца. На наших глазах рождается традиция. Более того, мы сами создаем эту традицию. День ТРИЗ, день творчества, день памяти о великом ученом, удивительном творце. В Петрозаводске, в городе, в котором Генрих Саулович жил и работал последние годы, где проходили все съезды Ассоциации ТРИЗ, проводились семинары Альтшуллера, День ТРИЗ - это особый праздник. Идеи Альтшуллера объединяют людей, будят творческую мысль, зажигают воображение. В каждом, кто прикоснулся к Делу Альтшуллера, навсегда остается благодарность за удивительный подарок - обретение цели и смысла жизни, остается восхищение перед человеком, который сумел заглянуть так далеко в будущее. Вот уже в третий раз День ТРИЗ отмечается в Петрозаводске. В этом году ОО “ТРИЗ-Карелия” подготовила и провела разнообразную программу, в которой приняли участие учащиеся нескольких школ города: гимназии № 17, гимназии № 30, Дома технического творчества и др. Мы благодарим всех, кто участвовал в подготовке, организации и проведении этого праздника. Все, кто побывал на празднике говорили о редкой возможности прикоснуться к миру творчества, “подняться над суетой обыденности”. А дети были очень рады возможности проявить свои творческие способности, почувствовать радость от общения и интересной совместной работы. Подготовка к празднику началась задолго до торжественной даты. В школах был проведен опрос об отношении учеников к творчеству, о месте творчества в их жизни. Представляем лишь некоторые ответы участников опроса. “Творчество - это не жанр и не стиль, а жизнь или даже смысл жизни.” Щемелев Дима 7 “Б”, гимназия № 17 “Только с помощью творчества и можно добиться успеха в жизни.” Москаленко О. 7 “Б”, гимназия № 17 “Каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда пытается не просто выложить свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать. Творчество - образ жизни. Когда человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером. Нужно самому измениться, научится удивляться миру, видеть тайны и проблемы, там где другой ничего не видит.” Шевелин П. 6 “А”, гимназия № 17 гимназия № 17, 13 октября 2-4 классы приняли участие в турнире “Да-неток”. Это была веселая игра, во время которой дети учились решать творческие задачи, фантазировать и общаться. 5-6 классы. Путешествие в город Фантазий. Главная улица на карте города Фантазий - улица 15 октября. 7-9 классы. Практикум по решению задач. У учеников постарше и задачи посложнее. Как построить самую высокую башню, как за несколько часов измерить глубину длинной реки? 15-00 - открытие праздника Будут работать выставки литературы, работ учителей и учеников. День ТРИЗовца в гимназии №30 С 10.10 - по 16.10 - рассказы о жизни Г.С. Альтшуллера на уроках ТРИЗ и РТВ (1 “А”, 3 “Б”, 5-6 классы, 7 “А”, 10 “Ц”). * Конкурс ресурсной игрушки. Игрушка должна быть сделана своими руками из ненужных предметов (баночек от шампуня, списанных одноразовых ручек и т.п.). Обязательное условие: игрушка должна быть действующей, в ней должно что-то меняться, двигаться... Помощь родителей не возбраняется! Игрушки на конкурс можно приносить: учащимся 2-й смены - до субботы, 14.10, учащимся 1-й смены - до понедельника, 16.10 учителям РТВ или в библиотеку Лидии Михайловне. * Конкурс на лучший загадочный предмет (назначение которого трудно определить). Загадочные предметы приносить Нестеренко А.А. или Драган Е.А. Предметы, признанные наиболее загадочными, будут использованы в конкурсе “Кому это надо?”, а их владельцы получат призы. * Следите за нашей прессой, покупайте Листок Тризовца, там будет более подробная информация. День Тризовца. 16 октября 2000 года. * 9-10 - торжественная линейка для классов, принимавших участие в конкурсе ТРИЗ-2000 (актовый зал). * 10-15 - 11-50 - проектный урок “представление ТРИЗ-понятий” (10 “Ц”, Нестеренко А.А.). * 12-05 - 12-45 - турнир “Да-неток” (5-6 классы). * 12-50 - 13-30 - Игра “Турнир изобретательных” (1 “а” класс, ученики 10 “Ц” класса, Голубева Н.Н.). На переменах: * конкурс разведчиков - 3-и классы (1-я смена), 2-е классы (2-я смена). * Рекреация 1-го этажа: конкурс на самый необычный автограф. * Рекреации 2-го этажа: выставка дорисованных клякс (раздача клякс производится на 1-м этаже). * Рекреации 3-го этажа - лотерея изобретательских задач. * Рекреации 4 этажа - конкурс “Кому это нужно?”. * Библиотека: выставка ресурсной игрушки; * выставка книг по ТРИЗ; конкурс: узнай книгу (аннотации книг - в рекреации на первом этаже). Днепропетровск26 сентября 2000 г. ТРИЗовцы Днепропетровска провели вечер памяти основоположника ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера. Кроме ветеранов ТРИЗ на вечер были приглашены студенты Металлургической академии и учащиеся 6-Т (“ТРИЗовского”) класса -лауреаты Конкурса “ТРИЗ-2000”. С 10-го по 13-е октября, в канун Международного дня ТРИЗовца, в “ТРИЗовских” классах средней общеобразовательной школы №112 города Днепропетровска прошли специальные уроки, посвященные ТРИЗ. Отличительной особенностью уроков было то, что о науке ТРИЗ и об её авторе - Генрихе Сауловиче Альтшуллере ученикам 1-5 классов рассказывали не преподаватели, а ученики 6-Т (“ТРИЗовского”) класса. 16 октября 2000 г. в областной научной библиотеке г. Днепропетровска прошло заседание ТРИЗовцев города, посвященное Международному дню ТРИЗовца. Вел заседание Председатель региональной общественной организации “ДнепроТРИЗ” Резник Н.А. Свыше 30-ти человек заслушали заранее подготовленные доклады: Мищенко Т.Н. заведующей патентным отделом областной библиотеки - “О биографии Г.С. Альтшуллера” и Каленика В.И. - директора НПО “БКБ” “О зарождении и развитии ТРИЗ в Днепропетровске”. С анализом сегодняшнего состояния и перспектив развития ТРИЗ, воспоминаниями о встречах с Г.С. Альтшуллером и своими взглядами на ТРИЗ движение выступили также: Резник Н.А. - председатель ОО “ДнепроТРИЗ”, Шифрис Я.Г. - начальник лаборатории завода им. Карла Либкнехта, Винтман З.Л. - последний ректор Днепропетровского народного университета научно-технического творчества, Нечипоренко А.В. - член Совета ОО “ДнепроТРИЗ”, Демин Г.К. - доцент Приднепровской академии строительства и архитектуры, Пигоров Г.С. - директор ГНОЦ “Творчество” Минобразования и науки Украины, Антоненко С.В. - доцент Национальной Металлургической академии, Юдина Л.П. - ветеран тризовского движения в Днепропетровске, Борщевский И.В. - член Совета ОО “ДнепроТРИЗ”, Репетя Е.И. - начальник патентного отдела Конструкторского бюро “Южное”. Совет ОО “ДнепроТРИЗ”
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |