|
|||||||
Г. АЛЬТОВ – ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ
Первые научно-фантастические публикации – рассказ “Зиночка” (1957 г.) – в соавторстве с В. Фелицыным) и изданный отдельной брошюрой рассказ “Тайна тройного удара” (1957 г.). В основе почти любого произведения Г. Альтшуллера лежит история решения творческой задачи, и автор с блеском находит выход из сложного положения, при этом безупречная логика развития сюжета совмещается с занимательностью и живостью изложения. Первая научно-фантастическая книга Альтшуллера – сборник “Легенды о звездных капитанах” (1961 г.) – включает романтические новеллы об освоении космоса и цикл рассказов “Может ли машина мыслить?”. Уже в ранних рассказах оригинальные научные и технические изобретения и открытия не заслоняют, а наоборот помогают автору рельефнее высветить этические проблемы, связанные с этими изобретениями и открытиями. Неистребима вера Альтшуллера в интеллектуальную и моральную мощь человека, который должен развиваться по мере технического прогресса и не уступать могущественным машинам. Два последующих сборника Г. Альтшуллера – “Опаляющий разум” (1968 г.) и “Создан для бури” (1970 г.) – объединяют слова Ф. Бэкона, вынесенные в эпиграф первой книги: Мышление – необходимый компонент как рассказов Альтшуллера, так и процесса их чтения. Квинтэссенция размышлений автора о научной фантастике выражена в рассказе “Машина открытий” (1964 г.): “Фантасты всегда смогут ответить ученым: “Делайте какие угодно открытия – мы вас перегоним!”. В рассказе “Опаляющий разум” (1966 г.) доктор Прокшин разрабатывает аппарат, предназначенный для “вложения” в голову человека знаний; в повести “Клиника “Сапсан” (1967 г.) ученые Витовский и Панарин решают биологическую проблему бессмертия и исследуют психологические и социальные последствия этого открытия; в повести “Порт Каменных Бурь” (1965 г.) звездный капитан Зорох доказывает, что шаровые звездные скопления – это искусственно созданные сообщества различных цивилизаций; в повести “Создан для бури” (1967 г.) изобретатели Осоргины оседлали волну цунами, а другой ученый, Каплинский, принципиально изменил энергетику человеческого организма; в рассказе “Шальная компания” (1965 г.) Дерзкий Мальчишка выводит из обычного куриного яйца археоптерикса; в рассказе “Ослик и аксиома” некто по прозвищу Антенна разрабатывает самоусовершенствующиеся организмы. Последние научно-фантастические произведения Г. Альтшуллера – главы из неоконченной повести “Третье тысячелетие” (1974 г.) – попытка комплексного изображения мира близкого будущего с изменившимися методами воспитания и обучения, с новыми технологиями и подходами к творчеству. Обязательным условием творчества по Г. Альтшуллеру является умение оперировать фантастическими идеями, а потому в отдельную дисциплину выделено Развитие Творческого Воображения, основывающееся на использовании основных приемов генерирования новых фантастических идей, а также методов разрешения противоречий с помощью научной фантастики (фантограммы, метод маленьких человечков, морфологический ящик, полиэкранное видение и т.п.). Для оценки научно-фантастических идей им совместно с П. Амнуэлем разработана шкала “Фантазия-2”, по которой можно оценить новизну, убедительность, человековедческую и художественную ценность той или иной идеи. В результате многолетней работы Г.С. Альтшуллера создан неоцененный (и неизданный) до сих пор “Регистр научно-фантастических идей, сюжетов, ситуаций”, классифицирующий десятки тысяч идей, использованных в научно-фантастических произведениях. Ряд статей Альтшуллера посвящен проблемам использования фантастических идей в художественной литературе (“Краски для фантазии”, “Этюды о фантазии”, “Вектор Фантазии”). Им проведен анализ идей, использованных в творчестве А. Беляева, Ж. Верна, Г. Уэллса. В целом научно-фантастическое творчество Г. Альтшуллера оказало значительное влияние на “твердую” (естественно-научную) фантастику 70-80-х годов, в частности на П. Амнуэля, Д. Биленкина. (Энциклопедия фантастики: кто есть кто. – Минск, 1996. – с. 31-32) |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |