|
|||||||||
Что такое “талантливое мышление”?Интересно, как же мы все-таки мыслим, столкнувшись с проблемой? Перебираем варианты. А что, если сделать так?… Ничего не выходит. А если так?… Или так? Хорошо, если задача простая, и вариантов не много. Ведь мало у кого хватит терпения перебрать хотя бы десяток. А если вариантов много? Тогда как? А что мы при этом видим? Мысленно, конечно. 1. Как-то раз одной американской фирме, выпускающей сельскохозяйственные машины и механизмы предложили такую задачу: Задача 1. В Республике Бангладеш, как утверждает статистика,
13 миллионов финиковых пальм. За сезон каждая пальма может дать
240 литров сладкого сока, идущего на изготовление пальмового сахара. Но
для сбора сока надо сделать надрез на стволе под самой кроной. А это 20
метров высоты! Как быть?
Специалисты фирмы попробовали “альпинистский способ” - человек поднимается, вырубая ступеньки на стволе. Способ оказался непригодным: много ступенек - дерево погибает, мало ступенек - трудно подниматься. Тогда начали проектировать нечто вроде пожарной машины с раздвижной лестницей. Каково же было удивление проектировщиков, когда они узнали, что местные крестьяне обладают секретом, позволяющим подниматься на пальму без всяких машин... Попробуйте разгадать этот секрет. Действительно, чем мы хуже неграмотных бангладешских крестьян? 2. Однажды к изобретателю пришел тренер по скоростному спуску на лыжах и попросил помощи. Дело в том, что он подготавливал новую тренировочную трассу скоростного спуска и столкнулся со следующей проблемой. Задача 2. По международным правилам поверхность этой трассы должна быть покрыта корочкой льда. Для этого трассу увлажняют водой. Как это осуществить? Тренер приобрел насос, поставил его на берегу речки, подключил к электролинии и протянул на гору шланг. Но насос оказался маломощным, и вода не поднималась выше середины трассы. Тогда поставили более мощный насос, но вода снова не достигала вершины трассы, так как она просто замерзала в шланге, не доходя до его конца. Что Вы посоветуете тренеру? 3. В Центре подготовки космонавтов решали важную проблему – проектировали одну из систем жизнеобеспечения космонавта. Задача 3. В эту систему входит и кварцевый резонатор, представляющий собой миниатюрную пластинку, которая выдает и поддерживает на определенном уровне необходимые сигналы. Необходимо было сконструировать для этого резонатора специальную емкость, в которой бы всегда, при любых обстоятельствах, поддерживалась одна и та же температура. Резонатор очень чутко реагирует на колебания температуры, поэтому и нуждается в специальной защите. Специалисты начали изучать систему стабилизации температуры. По этому вопросу выпущена масса литературы и много апробированных хороших устройств. Можно поместить кварцевую пластинку в сосуд Дьюара с двойными теплоизолирующими стенками, снабдить его внутренней системой обогрева, блоком контроля, блоком регулирования, блоком... Стоп! Что-то невероятно усложнился и потяжелел наш кварцевый резонатор. Из одной пластинки он превратился в тяжелый чемодан, который должен носить космонавт. Что-то здесь неладно. Как вы думаете, где ошибка в размышлениях? 4. Вспоминается одна из газетных публикаций, посвященных освоению Луны. Задача 4. Один из космических аппаратов должен был взять пробу грунта с обратной стороны Луны, в ее затемненной зоне. Для этого на корабле был предусмотрен прожектор для освещения лунной местности. Вся система была отработана и неоднократно испытана в земных условиях. Единственное, что тревожило конструкторов - это механическая прочность колбы лампы прожектора. При стартовых перегрузках колба лампы иногда не выдерживала и ломалась. Подыскали соответствующую лампу от танковых прожекторов: они более стойко выдерживали вибрацию и перегрузки при ускорении, но были значительно тяжелее прежних. Конструкторы пришли согласовывать свое решение к Генеральному конструктору. Генеральный как-то странно посмотрел на своих сотрудников и сказал… Как вы думаете, что сказал Генеральный конструктор? |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |