Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Тамберг Юрий Гергардович

Концепция ТРИЗ-педагогики

Оглавление

Отметим недостатки нашей школы, которые может исправить ТРИЗ-педагогика.

Чтобы выявить проблемы и поставить задачи перед ТРИЗ-педагогикой, проанализируем современную ситуацию в образовании и отметим те недостатки нашей школы, которые могла бы исправить ТРИЗ-педагогика.

Ругать современную педагогику стало хорошим тоном, и есть за что, хотя есть, конечно, замечательные детские сады, школы и гимназии, где указанных ниже недостатков нет, но придется согласиться, что это исключение. Мы никого не хотим обидеть нашими замечаниями и готовы к конструктивному разговору.

Итак, недостатки современной педагогики.

  1. Современная педагогика не ставит своей целью подготовить людей, способных реализовать национальную идею России. А это значит, что она и не будет реализована. ТРИЗ-педагогика такую проблему перед собой ставит.
  2. В современной педагогике нет четко поставленной цели - развить все положительные качества личности и уничтожить все отрицательные качества личности. Так, у детей целенаправленно не развивают творческое мышление, крайне необходимое для успешного обучения в школе и вузе. Многие учителя даже и не знают, что существуют методики развития сильного мышления. (Это методики ТРИЗ-педагогики). Более того, бытует заблуждение, что развивать способности вообще невозможно (даже учителя говорят очень содержательную фразу: "Есть, так есть, а нет, так нет"). Качества, которые мы считаем положительными, указаны в Приложении.
  3. Нарушена иерархия ценностей. Почему Россию захлестнула волна воровства, коррупции, заказных убийств, безнаказанности, почему не хватает мест в тюрьмах и поэтому объявляют амнистии? Ведь когда-то все преступники были маленькими детьми, ходили в нормальные детские сады и школы. Их воспитывали. И тем не менее, из них вышли преступники. Почему? Причин очень много. Понятно, что основную ответственность за воспитание детей несут родители. Но и возможности дошкольных учреждений и школы в решении этой серьезнейшей проблемы не использованы полностью.
    • Традиционная педагогика в основном решает проблему обучения, а не воспитания духовных ценностей у детей! Воспитание духовных и моральных качеств человека не поставлено первой и наиважнейшей целью педагогики. В программах современной школы нет важнейшей дисциплины - "Воспитание нравственности".

    • Вышестоящие органы не требуют от школы отчитываться уровнем воспитанности детей, школа не несет ответственности за уровень воспитания детей, учителя за нравственность оценок не ставят и совестью своих учеников не отчитываются. Многие учителя и не считают нравственность важнейшим качеством человека.

    • За воспитание учителям не платят. Оплата классным руководителям безобразно низкая (около 60 рублей).

    • Методики воспитания нравственности, видимо, не совершенны, или ими редко и неумело пользуются, или вообще надо менять методологию воспитания. Если бы методики были совершенны и использовались, тогда, наверно, в России не было бы того беспредела и безнравственности, который имеется.

    • Чтобы воспитывать нравственность, самому воспитателю надо быть нравственным! Это непременное требование к родителю, к воспитателю и к учителю.

    Бесспорно, воспитание нравственности - очень трудная проблема, много сложнее обучения, поэтому психологически проще сказать, что нравственность воспитать невозможно, что нравственность закладывается в самом раннем возрасте и поэтому воспитание нравственности исключительно дело семьи, что нет хороших методик, что виновата "улица" и СМИ и так далее…
    Но бесспорно и то, что педагогика и должна и может помочь решить эту проблему. Но только педагогика новая, построенная на новых подходах и принципах. Жизнь показала, что старые и современные педагогики с этой проблемой позорно не справились. ТРИЗ-педагогика ставит такую цель.
    Выскажем утверждение, что, нет такого закона, по которому воспитание нравственности было бы невозможно!
  4. Дети в своем большинстве (особенно в старших классах) не хотят ходить в школу, не хотят учиться, не хотят делать домашние задания, не слушаются, средний балл по школам ниже четверки. Причин этому очень много, но отметим здесь только четыре: перегрузку учеников, слабую мотивацию учиться, невостребованность знаний и некомфортную обстановку в школе.
    • Перегрузка учеников.
      Каждый предметник стремится дать как можно больше знаний и умений ученикам по своему предмету, включая дополнительные занятия, факультативы и т.д. Это приводит к сильной перегруженности учебного процесса и ученика. Становится обычной нормой 7 уроков плюс 4-5 часов домашних заданий: итого 11-12 рабочих часов в день у учеников старших классов. А еще кружки, репетиторство, да и на воздухе надо бывать, да и общаться со сверстниками, да и в Интернет иногда заглянуть, и культурные развлечения.... А когда? Где взять время? Но выход есть.
    • Невостребованность знаний.
      Дети перегружены учебной нагрузкой и вместе с тем имеется явная невостребованность большого количества даваемых в школе знаний. Дети старших классов не понимают, зачем им надо учиться, зачем знать так много разных наук с такой глубиной и подробностью, зачем делать так много надуманных задач, которые в жизни не понадобятся?
      По разным оценкам до 50 процентов (!) получаемых в школе знаний никогда в жизни человека не будут востребованы, т.е. являются абсолютно лишними. Это ли не рас-точительство? И учителя объяснить этого толково не могут, говорят: "Требуется по программе". Большинство знаний после экзаменов дети с удовольствием забывают, чтобы не вспоминать о них больше никогда. Это говорит об отчуждении образования от жизни ребенка. На уроке ребенок решает красивые, но рафинированные задачки, а вышел из школы и начинает решать жизненные, нетрадиционные для школы задачи, решать которые его не учили и нужных качеств для этого не развивали.

    Видимо поэтому современная педагогика не придает могучему механизму мотивации обучения первостепенного значения, потому что мотивировать очень трудно. Тут налицо невыполнение одного из законов развития социальных систем - человек охотнее делает то, что ему нравится, что считает для себя полезным, когда четко понимает, зачем он это делает, зачем ему это надо, а не делает "из-под палки". Предложения по решению этой проблемы изложены ниже.
  5. Господствует репродуктивный метод обучения. Нужно сказать, что у репродуктивного метода обучения есть свои области эффективного применения и когда это разумно его надо использовать, например, когда надо быстро передать много фактического материала. Но когда ставится задача воспитать и развить творческие способности, то методики обучения должны быть другими. "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одною памятью", писал Л.Н.Толстой.
  6. Преподавание предметов ведется не системно. Педагогика рвет мир на кусочки: физику, химию, биологию, литературу и т.д. и кормит нас этими кусочками, забывая упомянуть, что это части целого и показать нам целое, соотнося с ним кусочки, определяя пределы применимости этих кусочков и их важность в общей картине. Отсюда и отсутствие системного видения мира.
  7. В школах недостаточно хорошо организовано практическое применение получаемых детьми знаний, что усложняет мотивацию обучения. Знания слабо закрепляются, не кажутся нужными и не задерживаются в голове у учеников. Например, повторить вывод формулы проще, чем ее применить, а еще сложнее найти, что именно эта формула, этот закон надо использовать для решения конкретной задачи, а еще сложнее самостоятельно вывести формулу, например, математически описывать физическое явление. А требуют запомнить формулу и вспомнить ее на экзамене. Дети очень неотчетливо представляют, какие задачи можно решать с помощью даваемых в школе знаний, например, физических эффектов, где и как их использовать. ТРИЗ-педагогика предлагает специально разработанные таблицы применения физических, химических, геометрических, биологических эффектов для решения прикладных задач.
  8. Современная педагогика готовит детей к будущей жизни, но не знает какой будет эта будущая жизнь когда наши дети закончат школу и какой будет, скажем, через 10 лет. Тут по крайней мере пять сложнейших проблем:
    • надо получить более мене достоверные краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы об условиях будущей жизни,
    • на основании этих прогнозов сформулировать требования к человеку будущего,
    • внести соответствующие изменения в программы, хотя бы для старших классов,
    • создать методики обучения и воспитания человека будущего,
    • подготовить учителей.

    По терминологии ТРИЗ, педагог - это "рабочий орган", он выполняет Главные функции, (в нашем случае: воспитание, развитие и обучение) и поэтому должен сам развиваться с опережением. Но современная педагогика очень инерционна и такой задачи перед прогностикой не ставит. Это пытается сделать более динамичная ТРИЗ-педагогика на основе законов развития систем.
  9. Ни в школе, ни в вузе не учат прогнозировать будущее. То есть нет четких ответов на вопросы: Что меня ждет? К чему мне готовиться? Эта проблема близка предыдущей, и вследствие своей сложности, такая задача современной педагогикой даже не ставится.
  10. Школа разрушает здоровье детей. Причины давно и хорошо всем известны: велика нагрузка учебная и психологическая, некомфортные условия в классе, малая подвижность, скудное маловитаминное питание, шум в школах, не дающий отдохнуть на переменах, авторитарное преподавание, стрессы перед и на экзаменах, вечное опасение, что "вызовут"… По мнению психологов, знание ТРИЗ дает психотерапевтический эффект от уверенности в себе и от сознания возможности решить практически любую задачу.
  11. Стрессы "у доски", перед контрольными и на контрольных работах, до экзаменов и на экзаменах. Создается впечатление, что цель контрольных работ "схватить за руку". Все ведь должно быть наоборот. Надо, чтобы дети ждали контрольных, ждали возможности показать свои знания и умения. На контрольных у детей должно быть празднично-боевое настроение, как во время спортивного состязания. ТРИЗ-педагогика располагает такими приемами.
  12. Часто школа не находит эффективных приемов разрешения психологических противоречий в "треугольнике": ученик - учитель - родитель. Иногда это приводит даже к психическим заболеваниям детей. Для детей очень важны комфортные отношения со сверстниками и с учителями, а учителям не всегда удается наладить дружеские отношения в коллективе. Такие учителя либо не владеют методиками обучения общению, либо не придают этой проблеме должного внимания, либо просто не имеют времени. Иной раз путают права и обязанности.
  13. Педагогика не считает своей прямой обязанностью обучать родителей семейной педагогике. Психологи утверждают, что чувства и все основные интеллектуальные и духовные качества человека закладываются до 3 лет, но современная педагогика развитием и воспитанием детей в возрасте от нуля до трех лет занимается не адекватно важности этой проблемы. Минздрав образованием малышей тоже не занимается, оно занимается здоровьем детей. Все отдано на откуп семье, а в семьях процветает педагогическая безграмотность родителей. Ведь когда-то родители оканчивали школу, но их не научили правильно воспитывать детей. Четко такую задачу и современная школа не ставит. В большей степени будущей семейной жизни, сексу, будущему воспитанию своих детей "обучает" телевидение. Это яркий пример того, что процессом всегда кто-то, да управляет. Если не управляет школа, то управлять начинают другие структуры и не лучшим образом. Более того, бытует мнение, что обучать и воспитывать детей в нежном возрасте рано, да и методик практически нет. Действительно, стандартная методика - бить ремнем - для годовалого или трехлетнего ребенка, вроде бы еще не подходит, а других приемов многие родители не знают. А такие приемы существуют.
  14. Недостаточно внимания уделяется развитию у детей образного мышления, интуиции и, вообще, правого полушария. Это, конечно, сложнее, чем развить левое полушарие (логическое мышление), да и менее престижно это ("какое то рисование, вот математика, это да!"), а главное, трудно проконтролировать уровень развития образного мышления, а если нельзя проконтролировать, то нельзя и отчитаться, а если нельзя отчитаться, то никто и не требует, значит, и развивать не надо? Очень жаль, что число часов по эстетическому воспитанию, в частности, по рисунку, уменьшается, а рисунок развивает и левое и правое полушарие, и фантазию, и эстетическое восприятие, и моторику пальцев, и воображение. Леонардо да Винчи считал рисунок - отцом всех ремесел.
  15. Для воспитания духовных качеств недостаточно полно реализуются возможности культуры и искусства, изучение шедевров, изучение биографий великих людей, с которых надо брать примеры. У детей теряется интерес к чтению книг. Особенно этим страдают дети сельских школ.
  16. Любить ребенка. Центральной фигурой в педагогике является педагог. Известно, не всякий человек может стать хорошим педагогом. Можно быть хорошим человеком, но плохим педагогом. Основное качество педагога и воспитателя - это даже не его профессиональные знания и владение методиками преподавания, а любовь к детям, умение чувствовать и понимать душевный настрой ребенка, его потребности, умение понимать, что надо ребенку, что не понимает ребенок и иметь бесконечное терпение. Это особенно актуально для воспитателей и учителей начальных классов. Если педагог не любит детей, - он ошибся адресом, ему не место в школе. Поэтому предлагается очень внимательно отбирать абитуриентов в педвузы, именно по этому параметру: любит - не любит детей- путем собеседований, опроса, анкетирования, системы рекомендаций из школы и т.д. Многие родители, отдавая детей в школу, выбирают не ближайшую или престижную школу, а любящего детей учителя, и правильно делают, сохраняя здоровой нервную систему ребенка.
    Обычный учитель преподносит знания, настоящий учитель учит знания самому находить и применять, а настоящий педагог любит ребенка, понимает его, воспитывает, а еще и лечит.
  17. Во многих школах детей не учат хорошим манерам. Забыто воспитание уважительного отношения к женщине (к девочкам). Многие учителя не считают это важной проблемой и не знают специальных методик.
  18. Грех уныния у учителей. Учителя и воспитатели в дошкольных и школьных учреждениях, как правило, женщины. Это и хорошо и плохо. Женщины отлично видят, что в нашей жизни плохо, возмущаются и мужественно принимают ситуацию. И это бы полбеды, но многие из них говорят, что и изменить ничего нельзя. А вот это уже смертный грех уныния и неверия. С таким мировоззрением педагог, может быть, сам того не желая, воспитает не свободного человека, не бойца, а раба. Поэтому одна из задач ТРИЗ-педагогики - это воспитать стойкого бойца за правое дело. Пусть не всех и не сразу, но цель такая должна четко ставиться. В широком смысле - надо учить умению активно преобразовывать и улучшать мир. Но всегда были и всегда будут тысячи настоящих учителей борющихся за детские души, хотя, кажется, современная педагогика до сих пор выполняет безнравственный социальный заказ, воспитывая стандартных, хорошо управляемых, безынициативных и аморальных "винтиков". Такие люди Россию не спасут. Нужны другие люди. Преобладает пессимизм, а пессимизм рождает безразличие и безответственность.
  19. В школе не учат быть лидером.
  20. У большинства детей школа губит фантазию.
  21. Не эффективно обучают детей учиться, самосовершенствоваться и получать удовольствие от учебы и от творческой деятельности. Например, дети мало проводят самостоятельных исследований.
  22. В школе "причесывают и подстригают" детей. Тут две причины, объективная и субъективная. С одной стороны, классы имеют большую наполняемость и учителю трудно удержать дисциплину и оказывать индивидуальное внимание каждому.
    С другой стороны, учитель не умеет и не может "замотивировать" детей и интересно поднести материал.
  23. Школа слабо помогает ученику определить свои врожденные наклонности и способности, и на этом основании выбрать свою профессию, хотя специальные тесты по профориентации имеются. Нарушается одно из важнейших условий быть счастливым - это заниматься любимой работой. Идеально, если работа и хобби совпадают.
  24. Проблема оценок. В настоящее время в некоторых школах установилась практически трехбалльная система оценок. Учителям запрещают ставить двойки, чтобы не ухудшать отчетность. Часто учителя ставят оценки не за знания, а за дисциплину.
  25. Учителей не учат многим нужным наукам: педологии, дидаскологии, кинесике, физиогномике, праксеологии, евгенике, работе с агрессивными детьми, искусству сплотить класс, так, что бы он работал как единый оркестр.

В заключение перечислим проблемы и недостатки педагогики, выходящие за рамки компетенции ТРИЗ-педагогики, но оказывающие существенное отрицательное влияние на детей.

  1. Проблемы детской наркомании, алкоголизма и раннего табакокурения.
  2. Сексуальная распущенность. Беременная школьница не редкость.
  3. Недопустимо велика наполняемость классов, учителю практически невозможно проявить индивидуальное внимание к каждому ученику. Индивидуальный подход к каждому ребенку в классе, где 25 человек и более - профанация. Дети очень разные, одинаковый хронологический возраст детей в классе или в группе не совпадает с их анатомическим, физиологическим, интеллектуальным и педагогическим возрастом, да и темп развития у детей разный. Поэтому организовать эффективный индивидуальный подход могут только учителя виртуозы. Бывают случаи, когда детям "приклеивают ярлык" отстающего, а он просто "педагогически запущенный".
  4. Плохая материально-техническая база детских садов и школ. Катастрофически не хватает денег на игрушки, на книги в библиотеки, на учебники, на ремонт…
  5. Имеет место общая репрессивная позиция к ученику, авторитарность учителей, принуждение, необоснованные запреты.
  6. Мал набор дисциплин для старшеклассников "по желанию" или его вообще нет.
  7. Внешкольное дополнительное образование становится платным, то есть недоступным для очень многих детей.
  8. Почему-то пропали учебные передачи по радио и по телевидению. Не хочется думать, что это сделали "лоббисты" от репетиторов или подготовительных курсов. Такие передачи были очень полезны для детей сельских районов.
  9. Требуется срочно поднять статус учителя, как личности, работающей на настоящее и будущее России.
  10. Необходимо повысить позорно низкую зарплату учителей. Особенно молодых специалистов, сейчас она ниже прожиточного уровня! Это же нельзя так оставлять, школа теряет способных людей. Учителям безобразно мало платят, но требуют хорошей работы. Учителя перегружены работой настолько, что их собственные дети и семья заброшены.
  11. Классные руководители не имеют времени серьезно заниматься воспитанием.

Особо отметим важный аспект - в школах не преподают Закон Божий, несущий в себе колоссальный заряд нравственности. Православная религия считает, что "демоны высших чинов" - (на обычном языке - это современная цивилизация) несравненно умнее и могущественнее любого из нас и любого общественного учреждения, в том числе и Министерства Образования, ибо заставляют человека грешить не через неприятные для него действия, но через телесные и душевные удовольствия - страстное стремление к власти, богатству, насилию, то есть уродует человека, эксплуатируя его слабости. Это приводит к необходимости совершать зло, добывая телесные и душевные блага с помощью лжи, обмана, насилия, предательства, незаконного использования власти, воровства и убийства.

Дело столь серьезно, что надо отбросить все предрассудки и педагогике объединиться с религией, с культурой, чтобы воспитывать нравственность совместными усилиями. Для этого надо, например, открывать православные детские сады, школы и особенно важно, интернаты. Эта идея не нова, так уже было на Руси.

В заключение отметим, что у ТРИЗ-педагогики имеются методики, которые могут исправить перечисленные недостатки.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)