Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Шрагина Лариса Исааковна
Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ

МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ И ОКСЮМОРОНА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Методика конструирования символической аналогии, отличающаяся тем, что с целью преодоления затруднений учащихся, вызванных недостаточно развитым воображением, салгоритмизирована.

Синектика — один из методов психологической активизации изобретательского творчества — разработана У. Гордоном в 50-х годах. В числе рабочих механизмов творчества, введенных автором, были 4 аналогии: прямая, личная (эмпатия), символическая и фантастическая. По мнению У. Гордона для творческого процесса очень важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное в непривычное, что лучше всего выполняет символическая аналогия (СА).

Чтобы получить СА, У. Гордон предлагает найти сочетание двух слов, обычно прилагательного и существительного, которые в краткой парадоксальной форме или в виде яркой метафоры охарактеризовали бы суть задачи или объекта. Например, мрамор — это “радужное постоянство”; ядро атома — “энергетическая незначительность” [I].

Старшим братом СА можно назвать ОКСЮМОРОН (О) — стилистическую фигуру, состоящую из парадоксального объединения понятий, относящихся к одному объекту. Такие конструкции очень распространены в публицистических и художественных текстах, они передают мысль автора глубоко, ярко и сильно (“Живой труп”, “Оптимистическая трагедия”, “Горячий снег” и так далее) [2].

Общность средств, применяемых в техническом творчестве и в литературе, еще раз подтверждает гипотезу, что психические механизмы творческого процесса в любой сфере человеческой деятельности одинаковы. Поэтому совершенствование этих механизмов является важной и актуальной задачей педагогического процесса. Однако, необходимо отметить, что никаких правил или приемов построения СА ни сам У. Гордон, ни другие авторы и разработчики методов технического творчества не предлагают. Нет также правил конструирования О. Опыт работы автора показывает, что выявление скрытых внутренних свойств объекта с помощью СА или О, как правило, вызывает у учащихся серьезные затруднения, особенно на первых занятиях. Конструирование таких форм требует развитого воображения и связано со всем разнообразием операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и абстрагирование.

Исходя из определения, что парадокс — это утверждение и отрицание одного и того же понятия, обладающего множеством существенных признаков, предлагается следующая методика конструирования СА и О:

1. Выберите понятие, дайте ему краткую характеристику.

2. Определите его существенные признаки (в их число могут входить и функция объекта, и его принцип действия), запишите их в столбик.

3. Подберите к существенным признакам антонимы (понятия, противоположные по смыслу. Для ряда признаков это могут быть антисистемы, то есть объекты, выполняющие противоположные действия).

4. Подберите антонимы, которые дают парадоксальную конструкцию с самим выбранным понятием.

5. Из полученного списка противоположных по смыслу пар выберите те сочетания, которые дают красивое парадоксальное определение выбранного понятия.

6. Методом перебора вариантов создайте несколько сочетаний существенных признаков и антонимов, подберите объекты, которые определяются такими сочетаниями.

7. Используя цепочку ассоциаций, подберите к выбранному понятию, его существенным признакам и их антонимам несколько ярких метафор.

Пример использования методики.

Понятие — Вода

1. Краткая характеристика.

Одна из основных функций — вещество, необходимое для поддерживания жизни на Земле, Из воды появились и разулись на суше живые существа. Вода в природе совершает круговорот, выпадая в виде дождя и испаряясь с поверхности. При замерзании вода расширяется, создавая большие усилия.
 

2. Существенные признаки

3. Антонимы

Поддерживает жизнь

Убивает жизнь (антивещество)

Испаряется

Конденсируется

Жидкая

Твердая

Замерзает при 0 град. С

Не замерзает вообще или замерзает при 100 град. С

Прозрачная

Мутная (непроницаемая для света)

Без вкуса

Вкусная

Без запаха

Ароматная

Мокрая

Сухая

4. Из функции антивещества получаем хорошо знакомую по сказкам “мертвую воду”. Твердая вода тоже известна — это лед. А вот сухая вода — кристаллический порошок, который превращается в воду при определенной температуре, — открыта недавно; такую воду очень удобно хранить и транспортировать. Ароматная вода, вкусная вода — примеров достаточно много.

5. "Твердая жидкость" — так можно определить свойство не сжиматься — очень широко применяется в технике.

Прозрачная непроницаемость — это могут быть и поляризованные стекла, через которые свет проходит только в одну сторону, и ловушки для света — лучи света отражаются от внутренней поверхности до тех пор, пока не попадут в нужную точку, и даже зеркало, в котором вы как бы видите себя с “той” стороны.

6. Жидкий аромат (не путать с ароматной водой!) — это дезодорант, дихлофос или любой другой аэрозоль в баллончиках.

Твердый аромат — это нафталин и другие вещества, которые испаряются, не переходя в жидкое состояние. Можно создать и “твердый антиаромат” — поглотитель запаха, фильтр.

"Вкусная замерзлость" — конечно, мороженое.

7. Вещество, необходимое для поддержания жизни на Земле, совершает круговорот. Циркулирует, как кровь в организме человека. Вода — кровь Земли.

Живые существа появились из воды. Значить, вода — мать жизни.

Дождь — слезы неба.

Для понятий, которые определяются через единственный признак или имеют несколько ярко выраженных для восприятия человека признаков, работа сводится к подбору антонимов для данного понятия, например: сладкая горечь, ученая глупость, женатый холостяк, богатая бедность, добрая злость, ледяное пламя, дружественный враг, горький мед, немая речь, горестная радость, лживая правда, бесчувственные чувства.

Практика применения алгоритма конструирования СА и О на занятиях позволяет сделать следующие выводы:

1. Определение понятий через СА и О способствует более глубокому пониманию и выявлению связей между объектами и теми изменениями, которые необходимо осуществить для решения задачи.

2. Работа по методике формирует элементарные мыслительные операции: анализ, выделение существенного признака, сравнение, синтез, что в результате выводит на высокий уровень активности и раскованности мышления, проявляющиеся в установке на множественность вариантов решения и свободе выдвижения нестандартных идей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерзкие формулы творчества. Составитель А.Б. Селюцкий. “Карелия”. Петрозаводск: 1987.
2. В.И.Свинцов. Логика. М.: “Высшая школа”, 1987.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)