Шрагина Лариса Исааковна
Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЫШЛЕНИЯ
Тезисы доклада.
Всеукраинский научно-практический семинар. Одесса. 1996.
Разработка образовательных программ, ориентированных на активизацию
и развитие интеллектуального компонента творческого потенциала личности,
тормозилась отсутствием методологии, с помощью которой можно было бы создавать
творческие задания и, самое главное, формировать навыки творческого мышления
в учебном процессе.
Системно-функциональный подход и комплекс методов, применяемых в ТРИЗ,
способствуют развитию познавательных и творческих способностей учащихся,
что позволяет применять ТРИЗ в качестве методологической базы для создания
развивающих программ.
Основные познавательные и творческие способности, которые должны быть
сформированы в учебном процессе, и средства их развития:
1. Анализ ситуаций:
- установление причинно-следственных связей
- обнаружение скрытых зависимостей и связей
- умение обосновывать и рассуждать
- умение предвидеть последствия |
- алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС);
- системный анализ;
- система логических упражнений;
- генетический анализ; |
2. Умение интегрировать и синтезировать
информацию:
- умение делать выводы;
- организация информации. |
- системный анализ;
- система логических упражнений.
|
3. Чувствительность к противоречиям, постановка
и решение проблем |
- АРПС. |
4. Дивергентное мышление:
- гибкость;
- беглость;
- оригинальность. |
- АРПС;
- решение изобретательских задач;
- практические приемы развития воображения;
- конструирование оксюморона и метафор;
- мозговой штурм;
- синектика;
- морфологический анализ. |
5. Богатое воображение: |
- системный анализ;
- практические приемы развития воображения;
- мозговой штурм;
- синектика;
- морфологический анализ;
- фантограмма;
- метод фокальных объектов;
- анализ фантастики. |
6. Ощущение красоты |
- создание эталонов на основе процесса и результата:
понятия идеального конечного результата (ИКР). |
Для формирования указанных способностей автором разработаны:
- модель творческого процесса на примере конструирования вербального
образа неизвестного объекта;
- алгоритмические способы выполнения комплекса логических упражнений;
- алгоритмы конструирования оксюморона и метафор.
В преподавании различных разделов психологии (педагогическая психология,
возрастная психология, педагогическая коррекция, этнопсихология и др.)
в качестве активного инструмента анализа проблемных ситуаций применяется
АРПС (алгоритм решения проблемных ситуаций).
|