Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Шрагина Лариса Исааковна
Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Тезисы доклада.
Всеукраинский научно-практический семинар. Одесса. 1996.

Разработка образовательных программ, ориентированных на активизацию и развитие интеллектуального компонента творческого потенциала личности, тормозилась отсутствием методологии, с помощью которой можно было бы создавать творческие задания и, самое главное, формировать навыки творческого мышления в учебном процессе.

Системно-функциональный подход и комплекс методов, применяемых в ТРИЗ, способствуют развитию познавательных и творческих способностей учащихся, что позволяет применять ТРИЗ в качестве методологической базы для создания развивающих программ.

Основные познавательные и творческие способности, которые должны быть сформированы в учебном процессе, и средства их развития:
 

1. Анализ ситуаций:
- установление причинно-следственных связей
- обнаружение скрытых зависимостей и связей
- умение обосновывать и рассуждать
- умение предвидеть последствия


- алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС);
- системный анализ;

- система логических упражнений;

- генетический анализ;


 
 
2. Умение интегрировать и синтезировать информацию:
- умение делать выводы;
- организация информации.



- системный анализ;
- система логических упражнений.

3. Чувствительность к противоречиям, постановка и решение проблем - АРПС.

 
 
4. Дивергентное мышление:
- гибкость;
- беглость;
- оригинальность.

- АРПС;
- решение изобретательских задач;
- практические приемы развития воображения;
- конструирование оксюморона и метафор;
- мозговой штурм;
- синектика;
- морфологический анализ.
5. Богатое воображение: - системный анализ;
- практические приемы развития воображения;
- мозговой штурм;
- синектика;
- морфологический анализ;
- фантограмма;
- метод фокальных объектов;
- анализ фантастики.

 
 
6. Ощущение красоты - создание эталонов на основе процесса и результата: понятия идеального конечного результата (ИКР).

Для формирования указанных способностей автором разработаны:
- модель творческого процесса на примере конструирования вербального образа неизвестного объекта;
- алгоритмические способы выполнения комплекса логических упражнений;
- алгоритмы конструирования оксюморона и метафор.

В преподавании различных разделов психологии (педагогическая психология, возрастная психология, педагогическая коррекция, этнопсихология и др.) в качестве активного инструмента анализа проблемных ситуаций применяется АРПС (алгоритм решения проблемных ситуаций).

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)