|
|||||||
Василий Кремень, академик НАНУ, Министр образования и науки,
Доклад на научно-практической конференции ГОТОВИТЬ ЭЛИТУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВАВ статье рассматриваются проблемы широкого освоения новационно-творческого образования и пути развития на этой основе подготовки элитных кадров и интеллектуализации общества в целом, а также отмечается важность этих процессов для подъёма базовых отраслей промышленности - металлургии, машиностроения и др. Когда-то прогресс отражали для наглядности сменой картинок: человек пересаживается с телеги на трактор, затем на поезд, далее - на самолет… Авторы статьи выбрали для обозначения интеллектуализации общества изображение ракеты. Этот образ ассоциируется также с актуальным и для современной Украины известным лозунгом - "Обгонять, не догоняя"! Новые потребности и возможностиУкраина сегодня - в сложной, противоречивой ситуации. Невольно вспоминаются слова поэта "Мне вчера свободу дали. Что я с нею делать буду…". Чтобы глубже понять - что делать, нам необходимо четко осознавать ключевые факторы, простые истины. То, что основные богатства, ресурсы Украины - это ее люди, интеллект нации. И о том, что необходимое направление развития определяется не только состоянием нашей страны, но и общемировыми тенденциями и потребностями. Их осмысление особенно важно для выхода из кризиса и правильного старта нашего цивилизованного развития. Мы здесь вроде бы не "открываем Америк". Новой стратегии развития Украины (в том числе интеллектуального) была посвящена прошедшая в середине ноября научная конференция с участием Президента Украины Л.Д.Кучмы (и первого из авторов этой статьи). Через день состоялась презентация только что вышедшей большой коллективной монографии "Украина: интеллект нации" [1] (на заседании одноименного общества), открывающейся доктриной Л.М.Кравчука. В прошлом году нами подготовлен и издан в Днепропетровске сборник "Новационно-творческое образование и интеллектуализация социально-экономического развития страны" [1]. В указанной книге ряд положений близки излагаемым в нашем сборнике и в данных статьях. В конце ноября этого года прошла еще одна научно-практическая конференция - по проблемам развития интеллектуального потенциала нашего общества. Так что, как говорят - "к интеллекту повернулись". (Или, по крайней мере, начали поворачиваться всерьез - и власть, и наука, и практике образования). Однако предстоит большая работа по определению - что же конкретно и как надо делать, в том числе в первую очередь - для опережающего интеллектуального развития Украины. И для активного включения и ее интеллигенции (пребывающей пока в состоянии апатии), и новых возможностей такого развития - в неотложную работу по выводу страны из кризиса. Помочь ответить на эти вопросы должен анализ современных потребностей социально-экономического развития, а также резервных, пока лишь потенциальных наших возможностей, которые крайне необходимо мобилизовать скорее. Выделим всего две, но главные, потребности - экономическую и социально-духовную. И очертим определяемые ими потребности более конкретно. Все процветающие страны Запада и Востока активно развивают в наше время так называемую инновационную экономику [2]. Её важнейшей потребностью является создание все большего числа новшеств в единицу времени. Причем требуются в первую очередь особо высоко эффективные - прорывные новые разработки, являющиеся движителями научно-технического прогресса. В социальном же развитии, с его ускоренно растущим приоритетом человеческих ценностей, на первый план выходят потребности в становлении "человекоцентристского" общества. Все ещё высокий, несмотря на утечку умов, интеллектуальный потенциал Украины позволяет развернуть работы по удовлетворению указанных потребностей. Прежде всего для этого надо сохранить и/или снова развернуть и лучше финансировать наши передовые научные и инженерные школы. Причем последние - не только в институтах, а и на промышленных предприятиях. О том, что это возможно, свидетельствует проходящий сейчас в черной металлургии в соответствии со специальным законом экономический эксперимент. Например, участвующие в нем гигантские металлургические комбинаты с их мощным инженерным корпусом (Криворожсталь, Запорожсталь, комбинат им. Ильича) оживают прямо на глазах - при переходе к правильной налоговой политике. Огромные, далеко не всеми осознанные сегодня возможности удовлетворения указанных двух главных потребностей предоставляет и реформа системы образования. Ведь именно эта система способна либо сильно ускорить, либо замедлить развитие страны - в зависимости от того, кого она преимущественно воспроизводит - активных, высококультурных интеллектуалов или пассивных маргиналов. Именно некоторым ключевым проблемам системы образования, связанным с новыми технологиями включения в жизнь скрытых резервов этой системы - и посвящена наша статья. Она рассказывает о сущности таких резервов и возможных конкретных мерах их использования. Но чтобы читатель мог лучше представить огромное значение этих новых возможностей - остановимся подробнее на их научной характеристике. Поскольку, как известно - "самое практичное - это хорошая теория". "Двигатель ракеты развития" - интеллектуализация…Вспомним известное выражение Архимеда: "дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар!". Переворачивать землю нам, слава Богу, не надо, но "довернуть" и само направление развития Украины - жизненно необходимо. "Точкой опоры" здесь должна стать правильно выбранная стратегия развития. Проблемам этого выбора была посвящена уже упоминавшаяся недавняя научная конференция с участием Президента Украины Л.Д.Кучмы. Однако не менее важен и сам "рычаг" - комплекс эффективных средств и механизмов развития в сферах экономики, науки, образования, управления и других. Одной из наиболее действенных и универсальных составляющих таких механизмов должна стать мобилизация интеллектуальных резервов нации. Что же это такое? В науке об общественном развитии известен "интеллектуальный цикл", включающий три последовательно расположенные составляющие: "воспроизводство интеллектуального потенциала (общества)", "формирование его интеллектуальных ресурсов", "создание интеллектуальных продуктов". Если упростить и расшифровать выделенные (шрифтом) слова, то первое - это, во многом, творческие способности людей, второе - их знания, функционирующие в системах образования и информации (обмена знаниями) и третье - это книги, чертежи, программные продукты и т.п. Чтобы лучше разобраться в сути этих понятий, важно вначале правильно интерпритировать базовое понятие - интеллект. Как известно, любое понятие формируется, исходя из принятой системы отношений. С учетом той, что принята в интеллектуализации (и основанной на признанных наших исследованиях) интеллект - это сумма мыслительных творческих способностей человека, (в том числе - изобретательности, воображения, энергии предприимчивости) и его нравствено-духовных ценностей. Точнее даже не сумма, а произведение, плотный конгломерат перечисленных составляющих, взаимопроникающих и усиливающих друг друга. То есть интеллект - это не просто "чистый" разум и тем более не только его логическая составляющая. Это еще и интуиция, воображение, и энергия мысли, и нравственные идеалы. (Безнравственный интеллект, родивший, например, печи Освенцима или Хиросиму, человечеству лишь вреден, даже смертельно опасен). Соответственно и интеллектуальный потенциал человека - это интеллект (в указанном понимании) помноженный на его индивидуальную культуру творческого труда, (базирующуюся на современных знаниях в области творчества и его активизации, а также на самоосознании человека, то есть его менталитете). Исследованием интеллекта - естественного (то есть человека) и искусственного (вычислительных машин) заняты разные научные школы. Поэтому не сформировалось еще и единое понимание интеллектуализации. Так, в информатике речь идет об искусственном интеллекте и именно на его основе - об интеллектуализации, но - информационных систем [5]. Мы же, как и философы, другие специалисты по творчеству (креатологи), а также психологи и социологи понимаем под интеллектуализацией процесс (явление) и результат мобилизации интеллектуальных резервов [1]. Они скрыты во всех трех частях интеллектуального цикла. Эти резервы огромны, неисчерпаемы. С точки зрения механизмов их мобилизации представляют интерес другие слова в рассмотренных выше названиях частей интеллектуального цикла. А именно - слова, обозначающие действия: "воспроизводство…", "формирование…", "создание…". Как раз эффективность таких действий может и должна быть повышена - как за счет создания благоприятных для них условий, так и за счет освоения и использования сильных методов (этих действий), или иначе - интеллектуально-творческих технологий. Очень важно, что указанные условия и методы имеют разных "хозяев": за создание первых отвечают преимущественно государство и/или работодатели (хозяева и менеджеры предприятий, фирм, организаций). Естественно, трудно пока рассчитывать на значительное изменение ими этих условий - до выхода страны из кризиса. А вот новые методы и технологии - и своего интеллектуального развития, и своего труда, - осваивает и применяет сам человек. И сделать он может это уже сегодня. Если, конечно, его этому научить. Главный предмет такого обучения - само творчество. "Первая ступень ракеты" - будущая система - новационно-творческого образования (НТО)То, что можно (и нужно!) учить творчеству не только художественному (музыкальному, театральному и т.д.), что делается уже давно, а и "деловому" - стало ясно в бурные годы научно-технической революции. Были обобщены старые методы творчества - (например аналогии, комбинирование и другие), разработано немало новых. Это прежде всего выделим методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной в бывшем СССР нашим гениальным современником Г.С.Альтшуллером [3, 4]. В 70-х - 80-х годах ТРИЗ стали все широко изучать инженеры. Практика установила: освоение и применение подобных методов активизации творчества не только ускоряет процесс творческого решения проблем, но и позволяет одновременно выявлять и, главное, успешно развивать творческие способности, значительно более целенаправленно и эффективно работать с одаренными. Сформировалось новое направление - специального Очень важно, что такие знания позволяют наконец уйти от пресловутого "метода проб и ошибок", они упорядочивают логическую и активизируют интуитивную составляющие творческого мышления. Причем настолько, что повышают, например у освоивших их инженеров, в среднем втрое производительность творческого труда и вероятность появления при этом сильных, прорывных разработок. Но выше не случайно использовано выражение - "могут обеспечить". Чтобы такое соединение состоялось, надо создать цельную систему НТО (как подсистему фундаментального и гуманитарного образования). На первом ее этапе надо прежде всего создать новые учебники по творчеству и новаторству и подготовить большой отряд школьных учителей и вузовских преподавателей творчества (хотя некоторый такой опыт на Украине есть - в Киеве, Днепропетровске, Одессе, Донецке, Хмельницком, Ровно). Не менее важно своевременное осознание больших возможностей новационно-творческого образования и признание его научно-преподавательской общественностью. Начать подготовку такого признания можно через показ сильной связи (даже - единства) указанного направления образования и ряда современных механизмов развития, все чаще обозначаемых термином - "технологии". Наиболее эффективные и универсальные -интеллектуальные, - технологии и составляют ядро содержания указанного вида образования. И, одновременно - основной методический инструментарий науки о творчестве - креатологии. Педагогические предшественники и база НТОНеобходимый переход к специальному обучению творчеству в школах и вузах не отменяет, а усиливает и дополняет многое, найденное наукой в области эффективного развития подрастающего поколения. Так, немало выдающихся педагогов (Ушинский, Гальперин, Сухомлинский, Шаталов и др.) разрабатывали проблему опережающего обучения и развития. Наш замечательный земляк академик Николай Михайлович Амосов в прекрасной брошюре для родителей "Здоровье и счастье ребенка" (изданной в свое время обществом "Знание") четко обозначил основной принцип ("опережение, но всего на один шаг") и описал методы такого развития. Он дал также методы определения уровней развития (которых достигает ребенок к тому или иному его возрасту). Современными педагогическими технологиями развития детей и юношества немало занимаются сегодня ученые АПН Украины, педагогических вузов, университетов, а также сотни педагогов-новаторов, а освоением этих технологий - многие из огромного отряда учителей страны. Не вдаваясь в рассмотрение (выходящее за рамки этой статьи) хотя бы основ и ключевых результатов всей этой работы, укажем лишь на то, что такие педагогические технологии реализуются прежде всего в школах нового типа - лицеях, гимназиях, профильных школах (с углубленным изучением одного или нескольких предметов). И таких школ, например, в Днепропетровской области, насчитывается уже более половины. В контексте основной темы данной статьи отметим лишь передовые идеи, на которых базируются развитие современной педагогической науки, да и непосредственно работа целого ряда подобных школ. Так все больше сторонников во всем мире завоевывает антропологическая парадигма образования, означающая обращение ко всей сущности человека, а не только к его разуму. Соединение разума и морали - одна из главных проблем современной педагогики. Ее лозунг: "От человека знающего - к человеку культурному" - через самопознание и самообучение. В самореализации человека на первый план выходят методы воспитания и самовоспитания. А в обучение должен все больше включаться поиск (учащимся - через проблемность уроков), не только истины, но и смысла. (С ответом на сакраментальный вопрос - "а зачем?!"). Поликультурность в образовании должна обеспечиваться через диалог культур и понимание интегративных тенденций развития изучаемых наук. Развивать научную основу НТО - креатологиюВсе перечисленные идеи во многом разделяются креатологией - одной из наиболее интегративных сегодня наук, лежащих в основе современных программ обучения творчеству. Современная креатология формируется на стыке 7-ми наук - от философии, психологии, педагогики до инноватики, науковедения, информатики и кибернетики (с ее теориями принятия решений). Но разработкой креатологии занята пока единственная на Украине специализированная организация - Головной научно-образовательный центр (ГНОЦ) "Творчество" (Минобразования и науки) с его межвузовской кафедрой основ творчества и интеллектуализации. Однако много значат для создания креатологии и работы смежников. Особенно - кафедр философии НТУ-КПИ (профессор Новиков Б.В.), Крымского университета (профессор Николко В.Н.), а также центра им. Г.М.Доброва (профессора Малицкий Б.А., Канылин Ю.Н.) и АПН Украины (академик АПН Моляко В.А.). Взаимодействующий с ними ГНОЦ "Творчество" работает в составе Национальной металлургической академии Украины (НМетАУ) - базового вуза по обучению творчеству в Украине. Очень важно, что центр "Творчество" собрал вокруг себя ведущих ученых и специалистов в этой области, объединив их в Научно-методическую комиссию по творчеству и интеллектуализации (НМКТИ), входящую в обновляемый Научно-методический совет Минобразования и науки. И теперь центр "Творчество" и НМКТИ должны ускорить разработку креатологии. Содержание творческого образованияКакое же конкретно предметное содержание системы интеллектуально-творческого воспитания и образования предлагает ГНОЦ "Творчество"? Имея ввиду, что реализация этой системы должна "раскручиваться" постепенно, на основе специальной целевой программы. Такое содержание описано в разработанной указанным центром и одобренной нашим Министерством принципиально новой Концепции непрерывного творческого воспитания и образования в Украине. А лежащие в основе такой концепции выводы целого ряда научных исследований описаны в упомянутом выше весьма содержательном сборнике научно-методических материалов НМетАУ по новационно-творческому образованию. Приведем изложение ряда основных положений этой концепции, относящихся к содержанию обучения [1]. У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения. Такие методы в большинстве описаны в книгах по ТРИЗ. Указанный методический инструментарий может успешно применяться и для занятий по творчеству с младшими школьниками. Базовый "предмет" для этого возрастного уровня может быть назван "Творческие игры". Его содержание, как и составляющие процесса воспитания качеств творческой личности достаточно известны креатологам и могут быть лишь дополнены опытом последнего времени. Базовую дисциплину (или цикл дисциплин) для школьников, учащихся лицеев, гимназий целесообразно назвать "Творческие способности" (или "Путь к творчеству"). Содержание этого цикла посвящено развитию общих творческих способностей. (Специальные же развиваются в специализированных музыкальных, художественных и других школах и училищах). В указанный цикл дисциплин должны быть включены и необходимые элементы знаний о творчестве, и простые (в применении) приемы и методы развития творческого воображения и мышления. На этом этапе может быть также начата работа по тестированию и оценке способностей и склонностей детей. В специальной средней школе и в соответствующих специализированных школах (например, в лицеях: техническом, информационных технологий, экономическом и др.) должны полнее изучаться важнейшие методы творчества и практика их применения. В высшей школе (от I до IV уровней аккредитации) всех типов следует ввести базовый курс под названием "Основы профессионального (делового) творчества", или "Креатология". Базовая программа курса должна включать: необходимые основные знания о творчестве, представленные смежными науками (особенно психологией); знания общих естественно-научных и специальных законов развития систем (объектов творческого преобразования); знания всех основных методов творчества и практику их применения; знания и практику развития качеств творческой личности и ее способностей, а также формирования ее жизненной стратегии [6, 7]. Некоторые элементы предложенной системы прошли апробацию, причем часть из них - уже в течение длительного времени. Так, в Днепропетровском металлургическом институте с 1978 г., а во всех технических вузах Украины - с 1980-го изучается курс "Основы технического творчества". Правда, со временем и под давлением кризиса активность освоения этого нового направления образования угасает и сегодня такой курс читается лишь в НМетАУ (где недавно введен и курс по интеллектуализации) и на отдельных специальностях немногих других вузов Украины, где сохранились энтузиасты - преподаватели творчества. Уже шесть лет сотрудники Головного научно-образовательного центра "Творчество" совместно со школой №122 г.Днепропетровска проводят интересный эксперимент по творческому воспитанию и образованию детей. Побывав на открытых уроках этого творческого класса и проведенных центром "Творчество" и гороно семинарах по их анализу, завучи городских школ нового типа с восторгом отмечали высокий, намного опережающий сверстников уровень развития этих ребят. Однако этот опыт пока не имеет дальнейшего распространения. Ступень вторая: подготовка профессионалов-поисковиковИдея элитного образования, то есть углубленной и фундаментальной и профессионально-ориентированной подготовки специалистов - известна и апробирована рядом научно-преподавательских школ и целевых программ. Практика подтвердила силу идей элитной подготовки. Прошедшие ее специалисты в большинстве не только обладали глубокой культурой и обширными знаниями, но и быстрее развивались либо как ученые (при исследовательской направленности), либо как разработчики и производители новой техники, либо как сильные руководители. Идущая в Украине реформа высшей школы также предусматривает усиление как фундаментального образования, в частности за счет курсов информатики, так и гуманитарной подготовки - с помощью курсов психологии, социологии, политологии и др. Однако этого сегодня явно недостаточно. И не только по рассмотренной выше важной причине - перехода к новационной экономике. Необходимо значительного усилить (особенно в программах образования) приоритет общечеловеческих ценностей, и особенно - подготовки высокоадаптивного и стрессоустойчивого специалиста. Он должен быть готов к активным самоорганизации и самообразованию, способствующим его быстрому профессиональному росту, а при необходимости - и к своевременной смене профессий. Значительную роль в подготовке специалиста к саморазвитию и должно сыграть специальное обучение творчеству. В целом обучение творчеству должно создать условия для освоения обучаемыми современных приемов и методов творческого поиска и последующего использования их в работе и жизни. Причем очень важно, что в процессе широкого, массового обучения творчеству удается быстро выявить и привлечь немало одаренной молодежи. Такие юноши и девушки обычно настолько увлекаются этим процессом, понимая его особую, уникальную роль в их собственном творческом развитии, - что часто переходят к длительному, углубленному освоению креатологии и смежных дисциплин. (Если им, как в НМетАУ, создается такая возможность). Практика показывает, что при подобном обучении нередко формируются уникальные специалисты - профессиональные "поисковики", - способные правильно ставить и успешно решать конкретные творческие задачи при рассмотрении актуальных проблем, причем - едва ли не в любой (!) области деятельности. Необычные творческий профессионализм и огромная продуктивность подобных "поисковиков", их уникальная способность создавать сильнейшие прорывные разработки - новейшее явление нашего времени. Несомненна необычайная его важность. Предшественниками, прототипами таких поисковиков являются, например "системные аналитики" (ассоциация которых в США насчитывает более 300 тысяч человек), либо немногие особые "думающие инженеры" крупных корпораций Японии (освобождаемые для этого от любой другой деятельности, кроме поиска прорывных идей и решений) и т.п. Однако такие предшественники еще не обладали крайне необходимой глубокой новационно-креативной подготовкой. Наступает новый этап интеллектуального развития. Его характерной чертой является то, что обычный профессионализм в области умственного труда [6] может быть усилен (умножен) не только современными информационными технологиями на базе ПЭВМ, но и главное -новейшими интеллектуальными технологиями поиска и принятия сильных, высокоэффективных творческих решений. Именно НИТ являются, образно говоря, "горючим" описываемой "второй ступени" развития. Рассмотрим более подробно наиболее перспективные - интеллектуальные технологии. Так, интенсивная технология творчества (названная тогда так впервые) описана в книге Г.С.Пигорова, Ю.Н.Тарана и др. "Интенсификация инженерного творчества" [8]. Методы творчества изложены в целом ряде других книг, среди которых, прежде всего, следует назвать наиболее обстоятельную книгу по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера, создавшего основу технического творчества, "Поиск новых идей: от озарения - к технологии"[3]. Сегодня можно назвать немало примеров сильных интеллектуальных технологий. Причем их создатели (лидеры и их соратники) являются сами, как правило, суперспециалистами - профессиональными поисковиками, прекрасно владеющими не только компьютерами, но и креатологией, или хотя бы ее комплексом методов ТРИЗ + ФСА (функционально-стоимостного анализа). Это и интеллектуальная (изобретательская) технология, созданная В.М.Цуриковым на основе переложения ТРИЗ на "язык" ПЭВМ. Она успешно продается во многих развитых странах мира как программа поддержки творческого поиска - под названием "Изобретающая машина". По тому же типу для поиска качественно новых гипотез на базе ТРИЗ и анализа мировых достижений науки нынешним председателем Международной ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ) В.В.Митрофановым недавно создана программа "Машина открытий". Есть фирмы ТРИЗ и в Японии, Англии, Франции. Освоение подобных технологий не только значительно повышает результативность новационно-творческой деятельности в любой области, но и во многом развивает у самого новатора его природные творческие способности и сознательно им формируемые качества творческой личности. Такой комплексный эффект обеспечивают специально подобранные программы уже называвшегося качественно нового - новационно-творческого образования. Учеными НМетАУ (Г.С.Пигоровым, В.М.Друяном, О.Н.Кукушкиным) разработан и уже начал осуществляться проект "Элита прорыва". Его основная цель - готовить не просто специалистов широкого профиля, а специалистов, вооруженных интеллектуальными технологиями интенсивной творческой работы в сочетании с компьютерными. Широко подготовленные таким образом специалисты, восприимчивые ко всему новому, высокоактивные и ориентированные на успех, будут пользоваться повышенным спросом в современных условиях (когда всякие штатные излишества стали невозможными), но прежде всего - в сферах предпринимательства и бизнеса, науки и образования, а также в органах управления. Особую потребность в специалистах такого типа испытывает черная металлургия Украины, поскольку ее нынешнее состояние определяется пересечением неразрешенных противоречий. Таких как:
В этих условиях интенсивный путь выхода из кризиса обеспечат в основном не только правильная налоговая политика, но и прежде всего - высокоэффективные, новые разработки, а также многие рацпредложения и некапиталоемкие значимые инновации (изобретения) ресурсосберегающего характера. Причем - легко осваиваемые, которые должны искать (и уметь быстро находить) многие специалисты, новаторы и руководители промышленности. Подготовку к такой работе не только молодых, но и опытных специалистов как раз и может выполнить НМетАУ и входящий в его комплекс институт последипломного образования. Как выстроить "интеллектуальный Байконур"Для этого прежде всего надо сосредоточиться на конкретных реальных делах, объединяемых направлениях конструктивной интеллектуализации Его проблемы могут быть решены (на первом этапе - хотя бы частично), если применить вначале тактику прорывов на немногих участках. И использовать инициативу снизу - самих работающих в этой области ученых (которые все равно не могут не работать), скоординировав на государственном уровне их усилия. А также, по возможности, точнее, адреснее распределив выделяемые сегодня на науку мизерные ресурсы, выделив что-то и на исследования конструктивной интеллектуализации. В целом начальными участками "прорыва в интеллектуализацию" могут стать ее образовательная программа и научная разработка ее проблем. Ключом к их решению может стать известный лозунг - "Кадры решают все". В Украине есть и ученые, и практики (хотя их и очень немного). Больше ученых-смежников, готовых их поддержать и помочь в работе. В ГНОЦ "Творчество" проведены исследования по интеллектуализации на Украине - специалистов, структур, педагогов-новаторов. Иначе говоря - есть с кого и с чего начать. Но делать это надо шире и скорее. А главное - делать! Какими же могут быть сегодня ключевые меры всей программы "конструктивной интеллектуализации"?! Их можно разделить на три направления - образовательное, мотивационное и организационное. С учетом характера статьи осветим пока лишь первое из них. Образовательно-информационное направление обеспечивает прежде всего широкое обучение творчеству и его информатизацию. Специальные новые меры и методы такого направления должны дополнять многие уже реализуемые меры реформы образования и используемые методы развивающей педагогики. Комплекс мер этого направления должен включать:
Конечно, осуществление этих мер - далеко не вся "стройка" комплекса интеллектуального "Байконура". Но уже и эта часть дает некоторое представление о возможном комплексе. Работа над мерами образовательного и других названных направлений потребует и более глубокой их дальнейшей разработки, и сильной поддержки власти - за счет формирования и реализации новой интеллектуальной политики (НИП) Украины. Однако не менее значим отдаленный эффект от мер интеллектуализации - в комплексе с другими макромерами государственного строительства. Это эффект нарастающего усиления движущих интеллектуальных сил и в целом расцвета образования, науки и культуры Украины, оптимальной структурной перестройки ее хозяйства в направлении наукоемких технологий и экономики знаний, восстановления и облагораживания генофонда страны, эффективного развития ее талантов и всего социального интеллектуального слоя Украины. Сейчас трудно рассчитывать на реализацию многого. Ведь нашему времени характерна масса трудностей и тревог. Оно не располагает широкие круги общественности к восприятию "высоких материй" интеллектуализации и даже формированию "аванса доверия" к ее новым возможностям. И все таки…. Думается нам всем нужны и "вектор спасения" интеллекта нации, и "свет в конце туннеля" кризиса. То есть - конструктивные, сильные надежды. Ибо: "Где мысль сильна, там Дело полно силы". Надеемся, что так - будет! Литература
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |