Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Василий Кремень, академик НАНУ, Министр образования и науки,
Юрий Таран, академик НАНУ, ректор НМетАУ,
Георгий Пигоров, академик МАГН, директор ГНОЦ "Творчество",
Украина

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

ГОТОВИТЬ ЭЛИТУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА

В статье рассматриваются проблемы широкого освоения новационно-творческого образования и пути развития на этой основе подготовки элитных кадров и интеллектуализации общества в целом, а также отмечается важность этих процессов для подъёма базовых отраслей промышленности - металлургии, машиностроения и др.

Когда-то прогресс отражали для наглядности сменой картинок: человек пересаживается с телеги на трактор, затем на поезд, далее - на самолет… Авторы статьи выбрали для обозначения интеллектуализации общества изображение ракеты. Этот образ ассоциируется также с актуальным и для современной Украины известным лозунгом - "Обгонять, не догоняя"!

Новые потребности и возможности

Украина сегодня - в сложной, противоречивой ситуации. Невольно вспоминаются слова поэта "Мне вчера свободу дали. Что я с нею делать буду…".

Чтобы глубже понять - что делать, нам необходимо четко осознавать ключевые факторы, простые истины. То, что основные богатства, ресурсы Украины - это ее люди, интеллект нации. И о том, что необходимое направление развития определяется не только состоянием нашей страны, но и общемировыми тенденциями и потребностями. Их осмысление особенно важно для выхода из кризиса и правильного старта нашего цивилизованного развития.

Мы здесь вроде бы не "открываем Америк". Новой стратегии развития Украины (в том числе интеллектуального) была посвящена прошедшая в середине ноября научная конференция с участием Президента Украины Л.Д.Кучмы (и первого из авторов этой статьи). Через день состоялась презентация только что вышедшей большой коллективной монографии "Украина: интеллект нации" [1] (на заседании одноименного общества), открывающейся доктриной Л.М.Кравчука. В прошлом году нами подготовлен и издан в Днепропетровске сборник "Новационно-творческое образование и интеллектуализация социально-экономического развития страны" [1]. В указанной книге ряд положений близки излагаемым в нашем сборнике и в данных статьях. В конце ноября этого года прошла еще одна научно-практическая конференция - по проблемам развития интеллектуального потенциала нашего общества. Так что, как говорят - "к интеллекту повернулись". (Или, по крайней мере, начали поворачиваться всерьез - и власть, и наука, и практике образования).

Однако предстоит большая работа по определению - что же конкретно и как надо делать, в том числе в первую очередь - для опережающего интеллектуального развития Украины. И для активного включения и ее интеллигенции (пребывающей пока в состоянии апатии), и новых возможностей такого развития - в неотложную работу по выводу страны из кризиса. Помочь ответить на эти вопросы должен анализ современных потребностей социально-экономического развития, а также резервных, пока лишь потенциальных наших возможностей, которые крайне необходимо мобилизовать скорее.

Выделим всего две, но главные, потребности - экономическую и социально-духовную. И очертим определяемые ими потребности более конкретно.

Все процветающие страны Запада и Востока активно развивают в наше время так называемую инновационную экономику [2]. Её важнейшей потребностью является создание все большего числа новшеств в единицу времени. Причем требуются в первую очередь особо высоко эффективные - прорывные новые разработки, являющиеся движителями научно-технического прогресса. В социальном же развитии, с его ускоренно растущим приоритетом человеческих ценностей, на первый план выходят потребности в становлении "человекоцентристского" общества.

Все ещё высокий, несмотря на утечку умов, интеллектуальный потенциал Украины позволяет развернуть работы по удовлетворению указанных потребностей. Прежде всего для этого надо сохранить и/или снова развернуть и лучше финансировать наши передовые научные и инженерные школы. Причем последние - не только в институтах, а и на промышленных предприятиях. О том, что это возможно, свидетельствует проходящий сейчас в черной металлургии в соответствии со специальным законом экономический эксперимент. Например, участвующие в нем гигантские металлургические комбинаты с их мощным инженерным корпусом (Криворожсталь, Запорожсталь, комбинат им. Ильича) оживают прямо на глазах - при переходе к правильной налоговой политике.

Огромные, далеко не всеми осознанные сегодня возможности удовлетворения указанных двух главных потребностей предоставляет и реформа системы образования. Ведь именно эта система способна либо сильно ускорить, либо замедлить развитие страны - в зависимости от того, кого она преимущественно воспроизводит - активных, высококультурных интеллектуалов или пассивных маргиналов.

Именно некоторым ключевым проблемам системы образования, связанным с новыми технологиями включения в жизнь скрытых резервов этой системы - и посвящена наша статья. Она рассказывает о сущности таких резервов и возможных конкретных мерах их использования. Но чтобы читатель мог лучше представить огромное значение этих новых возможностей - остановимся подробнее на их научной характеристике. Поскольку, как известно - "самое практичное - это хорошая теория".

"Двигатель ракеты развития" - интеллектуализация…

Вспомним известное выражение Архимеда: "дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар!". Переворачивать землю нам, слава Богу, не надо, но "довернуть" и само направление развития Украины - жизненно необходимо.

"Точкой опоры" здесь должна стать правильно выбранная стратегия развития. Проблемам этого выбора была посвящена уже упоминавшаяся недавняя научная конференция с участием Президента Украины Л.Д.Кучмы.

Однако не менее важен и сам "рычаг" - комплекс эффективных средств и механизмов развития в сферах экономики, науки, образования, управления и других. Одной из наиболее действенных и универсальных составляющих таких механизмов должна стать мобилизация интеллектуальных резервов нации. Что же это такое?

В науке об общественном развитии известен "интеллектуальный цикл", включающий три последовательно расположенные составляющие: "воспроизводство интеллектуального потенциала (общества)", "формирование его интеллектуальных ресурсов", "создание интеллектуальных продуктов". Если упростить и расшифровать выделенные (шрифтом) слова, то первое - это, во многом, творческие способности людей, второе - их знания, функционирующие в системах образования и информации (обмена знаниями) и третье - это книги, чертежи, программные продукты и т.п.

Чтобы лучше разобраться в сути этих понятий, важно вначале правильно интерпритировать базовое понятие - интеллект. Как известно, любое понятие формируется, исходя из принятой системы отношений. С учетом той, что принята в интеллектуализации (и основанной на признанных наших исследованиях) интеллект - это сумма мыслительных творческих способностей человека, (в том числе - изобретательности, воображения, энергии предприимчивости) и его нравствено-духовных ценностей. Точнее даже не сумма, а произведение, плотный конгломерат перечисленных составляющих, взаимопроникающих и усиливающих друг друга.

То есть интеллект - это не просто "чистый" разум и тем более не только его логическая составляющая. Это еще и интуиция, воображение, и энергия мысли, и нравственные идеалы. (Безнравственный интеллект, родивший, например, печи Освенцима или Хиросиму, человечеству лишь вреден, даже смертельно опасен).

Соответственно и интеллектуальный потенциал человека - это интеллект (в указанном понимании) помноженный на его индивидуальную культуру творческого труда, (базирующуюся на современных знаниях в области творчества и его активизации, а также на самоосознании человека, то есть его менталитете).

Исследованием интеллекта - естественного (то есть человека) и искусственного (вычислительных машин) заняты разные научные школы. Поэтому не сформировалось еще и единое понимание интеллектуализации. Так, в информатике речь идет об искусственном интеллекте и именно на его основе - об интеллектуализации, но - информационных систем [5]. Мы же, как и философы, другие специалисты по творчеству (креатологи), а также психологи и социологи понимаем под интеллектуализацией процесс (явление) и результат мобилизации интеллектуальных резервов [1]. Они скрыты во всех трех частях интеллектуального цикла.

Эти резервы огромны, неисчерпаемы. С точки зрения механизмов их мобилизации представляют интерес другие слова в рассмотренных выше названиях частей интеллектуального цикла. А именно - слова, обозначающие действия: "воспроизводство…", "формирование…", "создание…". Как раз эффективность таких действий может и должна быть повышена - как за счет создания благоприятных для них условий, так и за счет освоения и использования сильных методов (этих действий), или иначе - интеллектуально-творческих технологий.

Очень важно, что указанные условия и методы имеют разных "хозяев": за создание первых отвечают преимущественно государство и/или работодатели (хозяева и менеджеры предприятий, фирм, организаций). Естественно, трудно пока рассчитывать на значительное изменение ими этих условий - до выхода страны из кризиса. А вот новые методы и технологии - и своего интеллектуального развития, и своего труда, - осваивает и применяет сам человек. И сделать он может это уже сегодня. Если, конечно, его этому научить. Главный предмет такого обучения - само творчество.

"Первая ступень ракеты" - будущая система - новационно-творческого образования (НТО)

То, что можно (и нужно!) учить творчеству не только художественному (музыкальному, театральному и т.д.), что делается уже давно, а и "деловому" - стало ясно в бурные годы научно-технической революции. Были обобщены старые методы творчества - (например аналогии, комбинирование и другие), разработано немало новых. Это прежде всего выделим методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной в бывшем СССР нашим гениальным современником Г.С.Альтшуллером [3, 4]. В 70-х - 80-х годах ТРИЗ стали все широко изучать инженеры.

Практика установила: освоение и применение подобных методов активизации творчества не только ускоряет процесс творческого решения проблем, но и позволяет одновременно выявлять и, главное, успешно развивать творческие способности, значительно более целенаправленно и эффективно работать с одаренными. Сформировалось новое направление - специального
новационно-творческого образования (НТО). Перестройка средней и высшей школы и введение при этом НОТ могут обеспечить удачное соединение указанных выше важнейших потребностей развития с новыми большими его возможностями, предоставляемыми в частности этим видом образования. Содержание последнего предусматривает специальную подготовку молодого человека к новационно-творческой деятельности. При этом им осваивается система современных, новейших знаний - о творческом поиске и его методах, лежащих часто в их основе законах развития любых систем, о информатизации творчества, развитии творческой личности, новшествах и новаторстве (инноватике), - а также навыки применения всех этих знаний.

Очень важно, что такие знания позволяют наконец уйти от пресловутого "метода проб и ошибок", они упорядочивают логическую и активизируют интуитивную составляющие творческого мышления. Причем настолько, что повышают, например у освоивших их инженеров, в среднем втрое производительность творческого труда и вероятность появления при этом сильных, прорывных разработок.

Но выше не случайно использовано выражение - "могут обеспечить". Чтобы такое соединение состоялось, надо создать цельную систему НТО (как подсистему фундаментального и гуманитарного образования). На первом ее этапе надо прежде всего создать новые учебники по творчеству и новаторству и подготовить большой отряд школьных учителей и вузовских преподавателей творчества (хотя некоторый такой опыт на Украине есть - в Киеве, Днепропетровске, Одессе, Донецке, Хмельницком, Ровно). Не менее важно своевременное осознание больших возможностей новационно-творческого образования и признание его научно-преподавательской общественностью.

Начать подготовку такого признания можно через показ сильной связи (даже - единства) указанного направления образования и ряда современных механизмов развития, все чаще обозначаемых термином - "технологии". Наиболее эффективные и универсальные -интеллектуальные, - технологии и составляют ядро содержания указанного вида образования. И, одновременно - основной методический инструментарий науки о творчестве - креатологии.

Педагогические предшественники и база НТО

Необходимый переход к специальному обучению творчеству в школах и вузах не отменяет, а усиливает и дополняет многое, найденное наукой в области эффективного развития подрастающего поколения.

Так, немало выдающихся педагогов (Ушинский, Гальперин, Сухомлинский, Шаталов и др.) разрабатывали проблему опережающего обучения и развития. Наш замечательный земляк академик Николай Михайлович Амосов в прекрасной брошюре для родителей "Здоровье и счастье ребенка" (изданной в свое время обществом "Знание") четко обозначил основной принцип ("опережение, но всего на один шаг") и описал методы такого развития. Он дал также методы определения уровней развития (которых достигает ребенок к тому или иному его возрасту).

Современными педагогическими технологиями развития детей и юношества немало занимаются сегодня ученые АПН Украины, педагогических вузов, университетов, а также сотни педагогов-новаторов, а освоением этих технологий - многие из огромного отряда учителей страны. Не вдаваясь в рассмотрение (выходящее за рамки этой статьи) хотя бы основ и ключевых результатов всей этой работы, укажем лишь на то, что такие педагогические технологии реализуются прежде всего в школах нового типа - лицеях, гимназиях, профильных школах (с углубленным изучением одного или нескольких предметов). И таких школ, например, в Днепропетровской области, насчитывается уже более половины.

В контексте основной темы данной статьи отметим лишь передовые идеи, на которых базируются развитие современной педагогической науки, да и непосредственно работа целого ряда подобных школ. Так все больше сторонников во всем мире завоевывает антропологическая парадигма образования, означающая обращение ко всей сущности человека, а не только к его разуму. Соединение разума и морали - одна из главных проблем современной педагогики. Ее лозунг: "От человека знающего - к человеку культурному" - через самопознание и самообучение. В самореализации человека на первый план выходят методы воспитания и самовоспитания. А в обучение должен все больше включаться поиск (учащимся - через проблемность уроков), не только истины, но и смысла. (С ответом на сакраментальный вопрос - "а зачем?!"). Поликультурность в образовании должна обеспечиваться через диалог культур и понимание интегративных тенденций развития изучаемых наук.

Развивать научную основу НТО - креатологию

Все перечисленные идеи во многом разделяются креатологией - одной из наиболее интегративных сегодня наук, лежащих в основе современных программ обучения творчеству.

Современная креатология формируется на стыке 7-ми наук - от философии, психологии, педагогики до инноватики, науковедения, информатики и кибернетики (с ее теориями принятия решений). Но разработкой креатологии занята пока единственная на Украине специализированная организация - Головной научно-образовательный центр (ГНОЦ) "Творчество" (Минобразования и науки) с его межвузовской кафедрой основ творчества и интеллектуализации. Однако много значат для создания креатологии и работы смежников.

Особенно - кафедр философии НТУ-КПИ (профессор Новиков Б.В.), Крымского университета (профессор Николко В.Н.), а также центра им. Г.М.Доброва (профессора Малицкий Б.А., Канылин Ю.Н.) и АПН Украины (академик АПН Моляко В.А.). Взаимодействующий с ними ГНОЦ "Творчество" работает в составе Национальной металлургической академии Украины (НМетАУ) - базового вуза по обучению творчеству в Украине. Очень важно, что центр "Творчество" собрал вокруг себя ведущих ученых и специалистов в этой области, объединив их в Научно-методическую комиссию по творчеству и интеллектуализации (НМКТИ), входящую в обновляемый Научно-методический совет Минобразования и науки. И теперь центр "Творчество" и НМКТИ должны ускорить разработку креатологии.

Содержание творческого образования

Какое же конкретно предметное содержание системы интеллектуально-творческого воспитания и образования предлагает ГНОЦ "Творчество"? Имея ввиду, что реализация этой системы должна "раскручиваться" постепенно, на основе специальной целевой программы. Такое содержание описано в разработанной указанным центром и одобренной нашим Министерством принципиально новой Концепции непрерывного творческого воспитания и образования в Украине. А лежащие в основе такой концепции выводы целого ряда научных исследований описаны в упомянутом выше весьма содержательном сборнике научно-методических материалов НМетАУ по новационно-творческому образованию. Приведем изложение ряда основных положений этой концепции, относящихся к содержанию обучения [1].

У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения. Такие методы в большинстве описаны в книгах по ТРИЗ. Указанный методический инструментарий может успешно применяться и для занятий по творчеству с младшими школьниками. Базовый "предмет" для этого возрастного уровня может быть назван "Творческие игры". Его содержание, как и составляющие процесса воспитания качеств творческой личности достаточно известны креатологам и могут быть лишь дополнены опытом последнего времени.

Базовую дисциплину (или цикл дисциплин) для школьников, учащихся лицеев, гимназий целесообразно назвать "Творческие способности" (или "Путь к творчеству"). Содержание этого цикла посвящено развитию общих творческих способностей. (Специальные же развиваются в специализированных музыкальных, художественных и других школах и училищах). В указанный цикл дисциплин должны быть включены и необходимые элементы знаний о творчестве, и простые (в применении) приемы и методы развития творческого воображения и мышления. На этом этапе может быть также начата работа по тестированию и оценке способностей и склонностей детей.

В специальной средней школе и в соответствующих специализированных школах (например, в лицеях: техническом, информационных технологий, экономическом и др.) должны полнее изучаться важнейшие методы творчества и практика их применения.

В высшей школе (от I до IV уровней аккредитации) всех типов следует ввести базовый курс под названием "Основы профессионального (делового) творчества", или "Креатология". Базовая программа курса должна включать: необходимые основные знания о творчестве, представленные смежными науками (особенно психологией); знания общих естественно-научных и специальных законов развития систем (объектов творческого преобразования); знания всех основных методов творчества и практику их применения; знания и практику развития качеств творческой личности и ее способностей, а также формирования ее жизненной стратегии [6, 7].

Некоторые элементы предложенной системы прошли апробацию, причем часть из них - уже в течение длительного времени. Так, в Днепропетровском металлургическом институте с 1978 г., а во всех технических вузах Украины - с 1980-го изучается курс "Основы технического творчества". Правда, со временем и под давлением кризиса активность освоения этого нового направления образования угасает и сегодня такой курс читается лишь в НМетАУ (где недавно введен и курс по интеллектуализации) и на отдельных специальностях немногих других вузов Украины, где сохранились энтузиасты - преподаватели творчества.

Уже шесть лет сотрудники Головного научно-образовательного центра "Творчество" совместно со школой №122 г.Днепропетровска проводят интересный эксперимент по творческому воспитанию и образованию детей. Побывав на открытых уроках этого творческого класса и проведенных центром "Творчество" и гороно семинарах по их анализу, завучи городских школ нового типа с восторгом отмечали высокий, намного опережающий сверстников уровень развития этих ребят. Однако этот опыт пока не имеет дальнейшего распространения.

Ступень вторая: подготовка профессионалов-поисковиков

Идея элитного образования, то есть углубленной и фундаментальной и профессионально-ориентированной подготовки специалистов - известна и апробирована рядом научно-преподавательских школ и целевых программ.

Практика подтвердила силу идей элитной подготовки.

Прошедшие ее специалисты в большинстве не только обладали глубокой культурой и обширными знаниями, но и быстрее развивались либо как ученые (при исследовательской направленности), либо как разработчики и производители новой техники, либо как сильные руководители.

Идущая в Украине реформа высшей школы также предусматривает усиление как фундаментального образования, в частности за счет курсов информатики, так и гуманитарной подготовки - с помощью курсов психологии, социологии, политологии и др. Однако этого сегодня явно недостаточно. И не только по рассмотренной выше важной причине - перехода к новационной экономике.

Необходимо значительного усилить (особенно в программах образования) приоритет общечеловеческих ценностей, и особенно - подготовки высокоадаптивного и стрессоустойчивого специалиста. Он должен быть готов к активным самоорганизации и самообразованию, способствующим его быстрому профессиональному росту, а при необходимости - и к своевременной смене профессий. Значительную роль в подготовке специалиста к саморазвитию и должно сыграть специальное обучение творчеству.

В целом обучение творчеству должно создать условия для освоения обучаемыми современных приемов и методов творческого поиска и последующего использования их в работе и жизни.

Причем очень важно, что в процессе широкого, массового обучения творчеству удается быстро выявить и привлечь немало одаренной молодежи. Такие юноши и девушки обычно настолько увлекаются этим процессом, понимая его особую, уникальную роль в их собственном творческом развитии, - что часто переходят к длительному, углубленному освоению креатологии и смежных дисциплин. (Если им, как в НМетАУ, создается такая возможность). Практика показывает, что при подобном обучении нередко формируются уникальные специалисты - профессиональные "поисковики", - способные правильно ставить и успешно решать конкретные творческие задачи при рассмотрении актуальных проблем, причем - едва ли не в любой (!) области деятельности. Необычные творческий профессионализм и огромная продуктивность подобных "поисковиков", их уникальная способность создавать сильнейшие прорывные разработки - новейшее явление нашего времени. Несомненна необычайная его важность. Предшественниками, прототипами таких поисковиков являются, например "системные аналитики" (ассоциация которых в США насчитывает более 300 тысяч человек), либо немногие особые "думающие инженеры" крупных корпораций Японии (освобождаемые для этого от любой другой деятельности, кроме поиска прорывных идей и решений) и т.п. Однако такие предшественники еще не обладали крайне необходимой глубокой новационно-креативной подготовкой.

Наступает новый этап интеллектуального развития. Его характерной чертой является то, что обычный профессионализм в области умственного труда [6] может быть усилен (умножен) не только современными информационными технологиями на базе ПЭВМ, но и главное -новейшими интеллектуальными технологиями поиска и принятия сильных, высокоэффективных творческих решений.

Именно НИТ являются, образно говоря, "горючим" описываемой "второй ступени" развития. Рассмотрим более подробно наиболее перспективные - интеллектуальные технологии. Так, интенсивная технология творчества (названная тогда так впервые) описана в книге Г.С.Пигорова, Ю.Н.Тарана и др. "Интенсификация инженерного творчества" [8]. Методы творчества изложены в целом ряде других книг, среди которых, прежде всего, следует назвать наиболее обстоятельную книгу по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера, создавшего основу технического творчества, "Поиск новых идей: от озарения - к технологии"[3].

Сегодня можно назвать немало примеров сильных интеллектуальных технологий. Причем их создатели (лидеры и их соратники) являются сами, как правило, суперспециалистами - профессиональными поисковиками, прекрасно владеющими не только компьютерами, но и креатологией, или хотя бы ее комплексом методов ТРИЗ + ФСА (функционально-стоимостного анализа). Это и интеллектуальная (изобретательская) технология, созданная В.М.Цуриковым на основе переложения ТРИЗ на "язык" ПЭВМ. Она успешно продается во многих развитых странах мира как программа поддержки творческого поиска - под названием "Изобретающая машина". По тому же типу для поиска качественно новых гипотез на базе ТРИЗ и анализа мировых достижений науки нынешним председателем Международной ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ) В.В.Митрофановым недавно создана программа "Машина открытий". Есть фирмы ТРИЗ и в Японии, Англии, Франции.

Освоение подобных технологий не только значительно повышает результативность новационно-творческой деятельности в любой области, но и во многом развивает у самого новатора его природные творческие способности и сознательно им формируемые качества творческой личности. Такой комплексный эффект обеспечивают специально подобранные программы уже называвшегося качественно нового - новационно-творческого образования.

Учеными НМетАУ (Г.С.Пигоровым, В.М.Друяном, О.Н.Кукушкиным) разработан и уже начал осуществляться проект "Элита прорыва". Его основная цель - готовить не просто специалистов широкого профиля, а специалистов, вооруженных интеллектуальными технологиями интенсивной творческой работы в сочетании с компьютерными.

Широко подготовленные таким образом специалисты, восприимчивые ко всему новому, высокоактивные и ориентированные на успех, будут пользоваться повышенным спросом в современных условиях (когда всякие штатные излишества стали невозможными), но прежде всего - в сферах предпринимательства и бизнеса, науки и образования, а также в органах управления.

Особую потребность в специалистах такого типа испытывает черная металлургия Украины, поскольку ее нынешнее состояние определяется пересечением неразрешенных противоречий. Таких как:

  • прекрасная рудная база - и бедность энергоресурсов;
  • изношенность основных фондов - и отсутствие инвестиций;
  • низкая себестоимость (из-за нищенской зарплаты), отсутствие материальных и моральных стимулов к производительному труду - и особая потребность в высокой деловой активности для выхода из кризиса (как в войну).

В этих условиях интенсивный путь выхода из кризиса обеспечат в основном не только правильная налоговая политика, но и прежде всего - высокоэффективные, новые разработки, а также многие рацпредложения и некапиталоемкие значимые инновации (изобретения) ресурсосберегающего характера. Причем - легко осваиваемые, которые должны искать (и уметь быстро находить) многие специалисты, новаторы и руководители промышленности.

Подготовку к такой работе не только молодых, но и опытных специалистов как раз и может выполнить НМетАУ и входящий в его комплекс институт последипломного образования.

Как выстроить "интеллектуальный Байконур"

Для этого прежде всего надо сосредоточиться на конкретных реальных делах, объединяемых направлениях конструктивной интеллектуализации

Его проблемы могут быть решены (на первом этапе - хотя бы частично), если применить вначале тактику прорывов на немногих участках. И использовать инициативу снизу - самих работающих в этой области ученых (которые все равно не могут не работать), скоординировав на государственном уровне их усилия. А также, по возможности, точнее, адреснее распределив выделяемые сегодня на науку мизерные ресурсы, выделив что-то и на исследования конструктивной интеллектуализации. В целом начальными участками "прорыва в интеллектуализацию" могут стать ее образовательная программа и научная разработка ее проблем. Ключом к их решению может стать известный лозунг - "Кадры решают все". В Украине есть и ученые, и практики (хотя их и очень немного). Больше ученых-смежников, готовых их поддержать и помочь в работе.

В ГНОЦ "Творчество" проведены исследования по интеллектуализации на Украине - специалистов, структур, педагогов-новаторов. Иначе говоря - есть с кого и с чего начать. Но делать это надо шире и скорее. А главное - делать!

Какими же могут быть сегодня ключевые меры всей программы "конструктивной интеллектуализации"?! Их можно разделить на три направления - образовательное, мотивационное и организационное. С учетом характера статьи осветим пока лишь первое из них.

Образовательно-информационное направление обеспечивает прежде всего широкое обучение творчеству и его информатизацию. Специальные новые меры и методы такого направления должны дополнять многие уже реализуемые меры реформы образования и используемые методы развивающей педагогики. Комплекс мер этого направления должен включать:

  • развитие специальных детских садов и групп творческого воспитания;
  • освоение воспитателями и родителями широкой диагностики творческих задатков и способностей детей, осуществляемой в психологических службах школ и/или специализированных центрах;
  • реализация индивидуальных программ развития способностей (начав с таких же центров, а также школ нового типа, частных школ и национальных вузов);
  • обучение основным знаниям и методам творчества в школах, внешкольных учреждениях, профтехучилищах, а также развитие сети специализированных творческих лицеев и школ, в том числе для одаренных детей;
  • создание для родителей, воспитателей, учителей сети народных университетов и семинаров по начальному обучению творчеству и работе с одаренными, а также консультационно-диагностических служб при таких университетах;
  • углубленное изучение основ и методов профессионального (делового) творчества и его информатизации в колледжах, вузах и институтах повышения квалификации, с включением самой креатологии в число нормативных дисциплин, а формируемых ею знаний и умений - в Госстандарт образования;
  • целевую подготовку и переподготовку воспитателей, учителей и преподавателей творчества;
  • проведение НИР по разработке учебных программ, пособий, программных продуктов, тестов и методик для обеспечения реализации всех перечисленных выше мер данного направления, а также по фундаментальным исследованиям главных проблем интеллектуализации;
  • создание в Национальных вузах кафедр креатологии и введение (в том числе в ВАК) одноименной и смежных новых специальностей.

Конечно, осуществление этих мер - далеко не вся "стройка" комплекса интеллектуального "Байконура". Но уже и эта часть дает некоторое представление о возможном комплексе. Работа над мерами образовательного и других названных направлений потребует и более глубокой их дальнейшей разработки, и сильной поддержки власти - за счет формирования и реализации новой интеллектуальной политики (НИП) Украины.

Однако не менее значим отдаленный эффект от мер интеллектуализации - в комплексе с другими макромерами государственного строительства. Это эффект нарастающего усиления движущих интеллектуальных сил и в целом расцвета образования, науки и культуры Украины, оптимальной структурной перестройки ее хозяйства в направлении наукоемких технологий и экономики знаний, восстановления и облагораживания генофонда страны, эффективного развития ее талантов и всего социального интеллектуального слоя Украины.

***

Сейчас трудно рассчитывать на реализацию многого. Ведь нашему времени характерна масса трудностей и тревог. Оно не располагает широкие круги общественности к восприятию "высоких материй" интеллектуализации и даже формированию "аванса доверия" к ее новым возможностям.

И все таки…. Думается нам всем нужны и "вектор спасения" интеллекта нации, и "свет в конце туннеля" кризиса. То есть - конструктивные, сильные надежды. Ибо: "Где мысль сильна, там Дело полно силы". Надеемся, что так - будет!

Литература

  1. Новационно-творческое образование и интеллектуализация социально-экономического развития страны. Сборник научно-методических материалов под редакцией академика НАНУ Тарана Ю.Н. и член-корреспондента АН ТКУ Пигорова Г.С. - Днепропетровск, 1999. - 104 с.
  2. Соловьев В.П. Проблемы формирования организационно-правового механизма инновационного развития экономики. Под редакцией д.э.н. Малицкого Б.А. - К.: 1996. - 69 с.
  3. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. - 381 с.
  4. Международная научно-практическая конференция по ТРИЗ. Тезисы докладов. - Петрозаводск, 1999 г. - 123 с.
  5. Пахомов Ю.Н., Каныгин Ю.М., Ермошенко Н.Н., Колитич Г.И., Грабченко А.М. Интеллектуализация общества (концептуальные положения). - К., 1993. - 29 с.
  6. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.
  8. Пигоров Г.С., Таран Ю.Н., Бельгольский Б.П. Интенсификация инженерного творчества: потребности, методы, формы организации. - М.: Профиздат, 1989. - 192 с.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)