Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Петров Владимир Михайлович,
Израиль, Тель-Авив, 2002
vladpetr@netvision.net.il

Основы
теории решения изобретательских задач

ВВЕДЕНИЕ

Перед Вами, дорогой читатель, первая книга из серии "Профессиональный ТРИЗ"1.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - наука, позволяющая не только выявлять и решать творческие задачи в любой области знаний, но и развивать творческое (изобретательское) мышление, развивать качества творческой личности. ТРИЗ дает возможность человеку не только быть готовым, но и получать кажущиеся на первый взгляд "дикие" идеи.

Автор ТРИЗ - Генрих Альтшуллер.

Эта серия книг поможет Вам справиться со многими проблемами, облегчить Вашу работу и жизнь и сделать их более интересными и творческими.

Многие впервые познакомившиеся с ТРИЗ, в последствие изменяют свою жизнь. У них расширяется круг интересов, углубляются их знания, люди видят мир более системно и привыкают к выявлению причинно-следственных взаимосвязей. Для некоторых ТРИЗ становится их профессией, их стилем жизни.

Приведем некоторые, наиболее характерные высказывания слушателей на вопрос: "Что Вам дало обучение ТРИЗ?":

  • Точно выявить сущность задачи.
  • Выявлять основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь.
  • Систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.
  • Найти пути отхода от традиционных решений.
  • Умение мыслить логически, алогически и системно.
  • Значительно повысить эффективность творческого труда.
  • Сократить время на решение.
  • Смотреть на вещи и явления по-новому.
  • Толчок к изобретательской деятельности.
  • Расширить кругозор.

Хотелось бы предостеречь от складывающегося иногда мнения, что стоит только познакомиться с ТРИЗ - и мгновенно повысится эффективность Вашей работы. Все не так просто. Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Еще больших усилий требует довести применение ТРИЗ до привычки. Это требует систематического ее использования. Об этих стадиях в овладении определенными навыками говорил известный русский режиссер и основатель театральной школы Константин Станиславский: "Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным"2. И далее он говорит о путях достижения этого: "Далеко не все имеют волю и настойчивость, чтобы добраться до настоящего искусства, только знать систему мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры"2. Подробнее об этом описано в заключении.

ТРИЗ все больше завоевывает умы во всем мире. Появились компьютерные программы по ТРИЗ. Имеются фирмы, занимающиеся ТРИЗ.

ТРИЗ помимо стран бывшего СССР распространена в США, Канаде, странах Европы, в Израиле, в Австралии, Японии, странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

Компании, специализирующиеся на применении и развитии ТРИЗ работают во многих странах мира. Например, в США, Канаде, Германии, Англии, Франции, Швеции, Швейцарии, Австрии, Голландии, Финляндии, Италии, Израиле, Чехии, Японии, Южной Кореи, России и других странах. Курс ТРИЗ читается в ряде университетов США, Канаде, Франции, Англии, Германии, Швейцарии, Израиля, Японии, России.

ТРИЗ изучают инженеры и ученые, студенты университетов различных специальностей и школьники всех возрастов. Проводят занятия с дошкольниками, начиная с трех лет. Имеются курсы для подготовки воспитателей детских садов, учителей школ и преподавателей ТРИЗ для Университетов. Ведется большая работа по подготовке учебно-методических материалов.

Несколько фирм разрабатывают и продают компьютерные программы по ТРИЗ. Наиболее распространена консультационная деятельность для промышленных фирм - решение производственных и научных проблем и получение перспективных решений.

Наиболее успешны в консультационной деятельности американские компании Pragmatic Vision International и Ideation International Inc. и Германская фирма TriSolver Consulting. Среди компаний, разрабатывающих и продающих компьютерные программы наиболее успешны Invention Machine Corp., Ideation International Inc. и TriSolver Consulting. Эти компании имеют многомиллионные обороты. Они обслуживают ведущие в мире фирмы.

Создано несколько кафедр ТРИЗ в университетах, защищаются диссертации по ТРИЗ.

Ученики и последователи автора ТРИЗ - Генриха Альтшуллера живут и работают сейчас во многих странах. Они продолжают развивать ТРИЗ, применять ее на практике и добиваться впечатляющих результатов. ТРИЗ, которую, по сути дела, создал один человек, справедливо считают наукой XXI века.

Создана и успешно работает Международная Ассоциация ТРИЗ (МА ТРИЗ), президентом которой до последнего дня своей жизни являлся Генрих Альтшуллер. Сейчас МА ТРИЗ руководят его ученики. Появилась Европейская Ассоциация ТРИЗ. Имеются региональные Ассоциации ТРИЗ в США, Франции, Англии, Голландии, Израиле, в станах бывшего СССР и других странах.

В США создан Институт Альтшуллера (The Altshuller Institute). Выпускается журнал ТРИЗ.

В Internet имеется несколько сотен сайтов и несколько тысяч ссылок, посвященных ТРИЗ. Лучший из сайтов на русском языке - сайт Минской школы. Среди англоязычных сайтов лучший - Журнал ТРИЗ (Journal TRIZ).

Проводятся международные конференции по ТРИЗ. Крупнейшие газеты и журналы США и других стран неоднократно писали о необычайной силе ТРИЗ. Неоднократно были выступления по телевидению на ведущих каналах мира.

Все описанное - элементы ТРИЗ-движения, созданного Генрихом Альтшуллером.

Рекомендации по эффективному использованию книги

Данная книга вводная. Она знакомит читателя с основными понятиями и инструментами ТРИЗ. Информации, содержащейся в книге, достаточно для получения общих знаний о ТРИЗ и ее практического использования.

Книга написана в последовательности, в которой автор рекомендуют осваивать ТРИЗ. Автор придерживаются послойного изучения различных дисциплин для взрослой аудитории. Особенно это относится к изучению, такой многогранной науки как ТРИЗ. 30 летний опыт обучения ТРИЗ подтвердил нашу правоту.

Послойное изучение предмета предусматривает подход от общего к частному. От поверхностного рассмотрения всей системы к углубленному изучению деталей.

Первоначально показывается вся система целиком, рассказывают предназначение каждой из частей и уясняют их взаимосвязи.

На следующем этапе рассматривается одна из частей системы как единое целое. Описывается ее структура, предназначение каждой из подчастей и их взаимосвязь.

В дальнейшем изучаются подчасти. При необходимости подключаются некоторые элементы других частей.

Далее возвращаются к общей системе. Показывается место, рассмотренной части, в общей системе и переходят к следующей части.

Таким образом, изучаются все отдельные части и их взаимосвязь. Все это представляет собой первый уровень обучения.

На следующих уровнях детально изучается определенная часть, показываются тонкости, которые при первичном рассмотрении были недоступны, отвлекали бы от главных моментов и усложнили их понимание. Продемонстрируем изложенную методику послойного изучения предмета на структуре этой книги.

Предисловие знакомит читателя с краткой историей методов изобретательства.

Первая глава показывает ТРИЗ как единую систему. В ней раскрывается структура и функции ТРИЗ, кратко описываются все ее части. Прочитав эту главу, Вы увидите ТРИЗ с "птичьего полета" - получите самые общие представления о теории. Она является своего рода путеводителем по книге. Если у Вас нет желания или возможности читать всю книгу, или читать ее в последовательности определенной авторами, то Вы сможете составить себе свой план чтения.

Вторая глава описывает простейшие приемы изобретательства. Они легко и быстро усваиваются. Их использование позволяют получить первые практические результаты, приобрести уверенность в своих силах и потребность в изучении следующего материала. Таким образом, этот материал может служить вступление к изучению ТРИЗ.

Каждая последующая глава начинается с описания ее структуры и предназначения. Элементы этой структуры рассматриваются в параграфах и подпараграфах.

Глава 3 знакомит читателя с основной структурой законов развития систем. В ней дается представление о каждом из законов, показана их взаимосвязь, и достаточно подробно описывает некоторые из них. Этот материал весьма важен для общего понимания ТРИЗ, так как является ее фундаментом. Остальные части ТРИЗ так или иначе опираются на законы развития систем и вытекают из них. Знание законов развития систем весьма важно для формирования Сильного (изобретательского) мышления.

Глава 4 посвящена Алгоритму Решения Изобретательских Задач (АРИЗ). АРИЗ представляет собой программу (последовательность действий) по выявлению и разрешению противоречий, т.е. решению задач. Систематическое использование АРИЗ изменяет мышление человека, приучая его к выявлению причинно-следственных связей - одной из составной части Сильного мышления.

В главе 5 рассматривается так называемый "Вепольный анализ". Он позволяет представить структурную модель исходной системы, выявить ее свойства, с помощью специальных правил преобразовать модель задачи, получив тем самым структуру решения, которое устраняет недостатки исходной задачи.

Такие модели позволяют легче разобраться в исходной ситуации, а правила их преобразования позволяют не только решить проблему, но и представить будущие решения.

Глава 6 описывает информационный фонд ТРИЗ. Он включает: систему типовых решений определенного класса задач (так называемые "стандарты на решение изобретательских задач"); различные эффекты (физические, химические, биологические, математические, в частности, геометрические) и таблицы их использования; приемы устранения противоречий и таблицы их применения; ресурсы природы и техники и способы их использования. Этот материал наиболее употребим при решении конкретных изобретательских задач.

Глава 7 излагает методы развития творческого воображения, творческой личности и творческих коллективов. Эти материалы полезны не только для формирования Сильного мышления, но описывают качества творческой личности, его жизненную стратегию и тактику. В этой главе изложены некоторые из законов развития творческих коллективов.

В главе 8 дано краткое жизнеописание автора ТРИЗ - Генриха Альтшуллера и некоторые сведения об авторе книги.

Книга содержит обширные приложения, которые представляют собой материал, необходимый для каждодневного использования. Отдельные приложения представляют собой схематичное изложение некоторых глав книги (законов развития систем и вепольный анализ). Другие приложения описывают конкретные инструменты ТРИЗ - АРИЗ и информационный фонд. В последних двух приложениях показаны алгоритм использования инструментов ТРИЗ и аннотированный список основных сайтов ТРИЗ.

В заключение даются рекомендации по улучшению, углублению и расширению знаний в области ТРИЗ, даются советы, как стать профессионалом в ТРИЗ.

Для удобства пользования книгой и быстрого нахождения любого материала в ней имеется система поиска в виде алфавитного указателя и подробного оглавления.

Следующие книги из серии "Профессиональный ТРИЗ" посвящены углубленному изучению отдельных частей ТРИЗ.

Готовятся к изданию книги по:

  • законам развития систем,
  • алгоритму решения изобретательских задач (АРИЗ),
  • вепольному анализу.

Находятся в работе книги по:

  • технологическим эффектам.
  • ресурсам
  • развитию творческого воображения.

Книга выгодно отличается от других книг по ТРИЗ системностью, оригинальностью и глубиной изложения, взаимосвязью отдельных частей теории, и удобством пользования книгой.

Книга предназначена для инженеров и изобретателей, ученых и людей, решающих творческие задачи, студентов университетов и колледжей. Она может быть полезна преподавателям университетов, учителям школ и учащимся старших классов.

Желаем успехов, ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ, в освоении столь необходимой и увлекательной науки ТРИЗ.

Благодарности

Эта серия книг увидела свет после ухода из жизни Генриха Альтшуллера и Эстер Злотин.

Я премного благодарен моему учителю и другу Генриху Альтшуллеру, прежде всего за то, что он создал эту увлекательную теорию, за его гений и удивительные качества, которые частично описаны в его жизнеописании. Признателен ему за незабываемое время, проведенное вместе с ним и за то, что он изменил мою жизнь, сделал ее разнообразней и интересней. Эта серия книг неоднократно обсуждалась с Генрихом Альтшуллером. Он безвозмездно предоставлял различные материалы и примеры для предыдущих книг и этой серии и сделал ценные замечания и предложения по их улучшению.

Очень многим я обязан Эстер Злотин - моей жене и соратнику по ТРИЗ и многим другим начинаниям. Она великолепно устроила наш быт и сделала счастливой нашу жизнь. Мы постоянно испытывали наслаждение совместной деятельности в ТРИЗ. С ней было очень приятно и легко читать лекции взрослым, вести занятия у детей, обсуждать и писать новые работы, решать практические задачи для различных фирм, заниматься различными общественными делами в ТРИЗ-движении, и даже спорить на различные темы. Она много и творчески занималась организационной деятельностью и всегда взваливала на свои хрупкие плечи необычайно большой груз разнообразных работ.

В заключение хотелось бы выразить искреннюю благодарность своим друзьям и коллегам Валентине Журавлевой, Волюславу Митрофанову, Борису Голдовскому и Геннадию Иванову, Александру Очневу (Россия), Борису Злотину, Алле Зусман, Семену Литвину, Леониду Каплану (США), Пересу Амнуэлю (Израиль) за ценные советы и замечания, высказанные при составлении книги, Павлу Ливотову (Германия) дополнительно за замечания по структуре книги, Илье Чернякову (Израиль) за редакторскую работу, а также многим другим, кто оказал поддержку и помощь при работе над этой серией книг.

Оглавление

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)