Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Иванов Геннадий Иванович, г. Ангарск
e-mail: ivanov@irmail.ru

Опубликовано в:
Журнал "Технологии творчества", № 1, 1999 г.
e-mail: fond@vital.chel.su

САМООЦЕНКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА “ЗАКОННОМ” ОСНОВАНИИ

Учитель - личность многосторонняя, многофункциональная и потому многострадальная.

Вглядываясь в известные в ТРИЗ законы развития систем, можно без труда заметить, что любая система в своем развитии, т.е. при приближении к идеалу, начинает активно отдавать свои функции элементам надсистемы. Это значит, что наш “многофункциональный” учитель должен отдать часть своих забот, к примеру, самим ученикам. Процесс этот поэтапный и требует тщательного продумывания.

Возьмем, скажем, контроль за выполнением домашнего задания и его оценку. Итак, ученик ставит сам себе оценку за выполненное домашнее задание? Причем не только за письменную работу, а и за устную? Каким образом это можно сделать?

В классе рядом с доской (это очень важно!) висит оценочный лист, где есть фамилии всех учеников класса и дата. Каждый из учащихся перед началом занятий ставит против своей фамилии оценку за выполненное домашнее задание.

Учитель, изучив оценочный лист, вызывает к доске только того, кто поставил себе пятерку. Зачем вызывать того, кто поставил себе двойку? Он все равно ничего не скажет, будет потеряно время и зря потрачены нервы. “Пятерочник” расскажет материал быстро и толково и тот же “двоечник”, слушая его ответ, восполнит свой пробел.

Если ученик три дня подряд поставил себе двойку, то она автоматически переносится уже учителем в журнал. Ученик сам себя оценил. Если ученик поставил себе пятерку, но не выполнил домашнее задание, то этот обман тут же выявится у доски, так как вызывают отвечать, в основном,“отличников”.

Четверку вправе себе поставить тот, кто не уверен, что знает на отлично, но готовился к занятиям и двойки не заслуживает. Его так же вызывают к доске, но реже, чем “пятерочника”. Тройка в оценочный лист не ставится вообще. Это очень трудно определяемая градация уровня знаний и ученики будут активно спекулировать на ее неопределенности.

Итак, есть оценки 5, 4 и 2.

Поставил себе 5 - вызвали к доске отвечать.

Поставил себе 2 - сиди на месте и слушай знающих, но каждая третья двойка заносится в журнал.

Кроме того, ставить себе постоянно двойки (чтобы не вызвали к доске) психологически трудно. Человек вынужден целый день или несколько дней подряд смотреть на свои двойки и волей-неволей (даже на подсознательном уровне), у него возникнет потребность в изменении этих оценок. Не последнюю роль будет играть и мнение окружающих - друзей, товарищей, подруг. Двойки, спрятанные в журнале, никто не видит, а здесь они открыты для всех и постоянно воздействуют на сознание.

Конечно, в предлагаемой схеме самооценки выполнения домашнего задания есть, вероятно, и слабые стороны. Их нужно выявлять и находить пути устранения. Но ясно одно - схема работает на формирование у ученика умения оценивать свой труд, вырабатывает чувство ответственности и правдивости.

(Доложено на научно-практической конференции,
г. Челябинск, 5-6 июня 1998 г.)

Прим. ред. - По заявленной теме рекомендуем также почитать статью А. Гина "Разговор наедине с классом"
(глава из книги: А. Гин "Приемы педагогической техники". - М.: Вита-Пресс, 1999.)

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)