Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Анатолий Александрович Гин, г. Гомель
e-mail: guin@trizway.com

Опубликовано в:
Педагогика+ТРИЗ. Выпуск 5.
Сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования/
Под. ред. А.А.Гина. - М.: Вита-Пресс, 2000.

РАЗГОВОР НАЕДИНЕ С КЛАССОМ

Приемы устного опроса

Журнальный вариант главы из книги
"Приемы педагогической техники" А. Гина (М.: Бита-Пресс, 1999).

Анатолий Александрович Гин — консультант по ТРИЗ-технологиям. Родился в 1958 году. Опыт преподавания в массовой школе и ПТУ; авторские семинары, лекции и консультации на основе ТРИЗ для студентов, учителей, психологов, преподавателей вузов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Нижнекамске, Гомеле, Челябинске, Минске, Риге и др.; публикации в "Учительской газете", газетах "1 сентября", "Открытый университет", "Настаунiцкая" (Беларусь), "Дети и мы" и др.; журналах "ТРИЗ", "Адукацыя i выхаванне" (Беларусь), "Завуч" (Украина), "На путях к новой школе" и др.

Устный опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него "под микроскопом". Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие — нет. Казалось бы: те, кто поднял руку, знают ответ на вопрос. Те, кто не поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто. Кто на самом деле поднял руку? Во-первых, действительно знающие. Во-вторых, уверенные, что не спросят, — ради показа своей активности и якобы знания. В-третьих — рискующие: а вдруг не спросят. А если спросят, как-нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает часто. Если учитель ставит двойку — поднимается "стон великий": как, мол, за один-то вопрос... Иногда учитель "для справедливости" начинает задавать другие вопросы. Отвечающий тянет время... А остальные отдыхают, наблюдая за "ристалищем". К сожалению, автор многократно наблюдал такую ситуацию у хороших, справедливых учителей. Гораздо реже — у выраженных авторитариев. Там, где за незнание сразу расправа. Но такой подход порождает свои проблемы, пострашнее...

А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли: "А, все равно не спросят" То ли боится осуждения одноклассников — выскочка, мол. Старшеклассники-середняки, которые и составляют обычно большинство класса, быстро осознают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то неподнятием руки автоматически будешь выдавать свое незнание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная.

К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос достаточно неэффективным. При этом изгонять его из класса не хочется. Ведь и польза, несмотря на все нюансы, очевидна. Как быть?

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием

"СВЕТОФОР"

"Светофор" — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения "светофора" зависит от типа опроса.

Есть два совершенно разных типа устного опроса --назовем их условно "А" и "Б". Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип "А" — опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знать "назубок". И здесь красный сигнал означает: "Я не знаю!" Это сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал: "Знаю!"

ДИАЛОГ:
—Чем это лучше, чем простое поднятие руки?
—При использовании "светофора" у ученика иная психологическая позиция. Пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя "светофором", ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — от-фиксировать готовность, то есть оценить свои знания. Как-то в беседе с автором выпускница Галя Ш., которой непросто давалась школьная наука, призналась: "Мне было так стыдно раз за разом поднимать красную карточку, когда приходила неподготовленной, что я начала упорно готовиться каждый день. Но зато "светофор" дал мне уверенность на экзамене и "зеленый свет" в институт".
— Скажите, зачем ученику каждый раз поднимать красную карточку, признаваясь в незнании? Не будут ли некоторые обманывать зеленым цветом?
— Маловероятно. Это очень невыгодно. Вы очень четко объясняете ученикам, что каждый из них свободен отказаться от ответа по любому вопросу — для этого есть красный сигнал. Но если показал зеленый — будь добр отвечать. Незнание одного вопроса в этом случае — достаточное основание для самой низкой оценки. Ну кто же будет рисковать при таких условиях?
— А если ученик сомневается?
— Повторюсь: опрос типа "А" — только по вопросам, которые должны быть, как ни крути, выучены наизусть. Сомневаешься — значит, не готов.
При опросе типа "Б" учитель задает творческие вопросы, на которые ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: "Хочу ответить!" Красный цвет — "Не хочу". Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от "светофора" опять-таки в активной позиции ученика — он вынужден снова фиксировать свою готовность по каждому вопросу.
— Что если кто-нибудь забыл взять на урок "светофор"?
— В кабинете у нас небольшой запас сделанных теми же ребятами "сигнализаторов". В крайнем случае всегда найдутся каких-то два предмета соответствующих цветов — пусть показывают их.
— Самый тривиальный вопрос: каковы размеры "светофора"?
— Никаких особых стандартов нет. Было бы удобно пользоваться. Некоторые ребята просто наклеивали цветную бумагу на деревянную линейку 25 — 30 см, на почтовую открытку. Другие изготовляли круг с ручкой... В зависимости от возраста, вкусов...

БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯ

ФОРМУЛА: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает "Базовый лист контроля". В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.

"Базовый лист" — это фундамент, на который опирается несколько форм работы. Обычно ученики переписывают его в конец тетради.

ДИАЛОГ:
— Правильно ли я понял, что базовые вопросы — для зубрежки?
— Да. Поэтому будем соблюдать меру и включать туда только необходимое.
— А мы множим такие листы на ксероксе, и ученики их вклеивают в тетрадь.
— Хорошо, когда есть такая возможность...

И еще: в старших классах лист "двухэтажный". Первая его половина — обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на "отлично" и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен.

ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕ

Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

ФОРМУЛА: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

ДИАЛОГ:
— Приведите пример такой работы учителя естественнонаучного цикла.
— Пожалуйста. Учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача... Проводить комментарий полезно по цепочке.

ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОС

ФОРМУЛА: ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором "переплавится" непонимание. Не запрещено и самому учителю защищать один из неверных ответов — пусть поспорят...

ПРИМЕР:
География. Учитель показывает картонку, вырезанную по контурам какой-то страны. Эта страна: А — Италия; Б — Афганистан; В — Чили; Г — Китай.

МАГНИТОФОННЫЙ ОПРОС

ФОРМУЛА: ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать.

Это и есть цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны. Отметка и все прочее — гораздо менее важно. Так что автор признается в небольшом подлоге: магнитофонный опрос — даже вовсе и не опрос...

ПРИМЕР:
Ответы Сергея К., сообразительного и знающего предмет парня, сумбурны и логически плохо выстроены. Попытки указать ему на это вызывают обиду: "Я все ответил". Аргументация типа: "Тебе экзамен сдавать" — воспринимается как придирки. Как быть? Выяснился простой факт: в состоянии эмоционального возбуждения Сергей как бы не слышит себя. Но, прослушав свой ответ с магнитофона, получил неожиданное впечатление... Это стало отправной точкой в работе над логикой ответа.

ДИАЛОГ:
— Почему вы не говорите о работе с видеокамерой?
— Не говорю. Но зато вздыхаю. Потому что счастливое и технически обеспеченное Завтра для учителя ...надцатой школы далекой российской Ухогорлоносовки наступит, увы, не завтра. А пока нам нужно дать хорошее образование, пользуясь тем, что есть. И тем самым приблизить это Завтра.

ВЗАИМООПРОС

ФОРМУЛА: ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

Темы — по собственному усмотрению, либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: "У меня вызвали затруднение такие-то вопросы ..."

ДИАЛОГ:
— Как выставляются отметки за взаимоопрос?
— Основная цель такой работы — регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродолжительным — 3—5 минут. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут

.

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ФОРМУЛА: один ученик отвечает у доски, остальные слушают.

Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски—это скорее антиприем. Толку от него мало. Один отвечает, остальные как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традиционного опроса. В ней показаны результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, на что учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места.*

-----------------------------
* На основании исследования Б.И. Дегтярева. Из кн.: Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.— М.: Просвещение, 1987.
----------------------------
 
О чем думали и что делали во время ответа товарищей
В процентах от общего числа обследованных (более 500)

1. Следили за ответом товарищей

2. Думали о том, что будут отвечать, если учитель сейчас же спросит их

3. Думали о предмете

4. Думали о разном, но не о предмете

5. Занимались посторонними делами

14,8

19,4

9,3

53,8


2,7

И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать его стоит нечасто. Например, тогда, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядная репетиция экзамена. После такого ответа полезен краткий "разбор полета" с учениками.

ЗАЩИТНЫЙ ЛИСТ

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания... Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра "в кошки-мышки" порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что-нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, забудет... Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

ФОРМУЛА: перед каждым уроком, всегда в одном месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем.

ДИАЛОГ:
— А если учитель приходит на урок, а там весь класс "защитился"?
— Такая ситуация может встретиться, особенно если класс "проверяет" нового учителя. Могут быть разные варианты реагирования. Например:
"Я очень огорчен, что так получилось. Наверное, у вас были важные причины. Но завтра все будут готовы наилучшим образом. Правда? А я постараюсь дать вам возможность показать свои знания".
"Ладно, но завтра жесткая контрольная". Один раз нарвутся — другой раз не захотят.
Вы заранее говорите, что завтра лист готовности не работает. Завтра — зачетный день. И все должны быть готовы.
— А если кто-то стащит "Лист защиты?"
— А если кто-то поломает парты, намажет воском доску, принесет в класс ворону? Конечно, от форс-мажорных обстоятельств никто не застрахован. Выигрывает тот учитель, который не поддается поверхностным эмоциям. Чаще всего можно "обратить вред в пользу" — ведь дети восхищаются учителем, умеющим найти выход из трудного положения. Но уж если на то пошло, утверждаю: системно организованная работа дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии.

ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ

Небольшой, но полезный приемчик. Или даже просто рекомендация (из опыта И.Л. Викентьева, "ТРИЗ-Шанс").

ФОРМУЛА: учитель приучает детей (это особенно важно в младших классах) к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика.

Никаких выкриков с места. Высокий темп вопрос-ответ иногда допустим, но чаще он способствует "забиванию" самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос — пауза секунд 30 — ответ.

ДИАЛОГ:
— А как быть с ребенком, который аж из парты выскакивает, так хочется первым ответить?
— Это в младших классах. Причем часто начинает отвечать не по теме или вообще встает и молчит. Так? Мне кажется, мы сами приучаем детей к этому. Для маленького ребенка внимание к нему, участие в процессе — очень важны. Поэтому, если его поощряют за опережение других, это быстро усваивается. Дрессировщики говорят: положительное подкрепление... Поэтому нужно просто дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя — обычно этого достаточно. Кстати, "светофор" частично помогает и эту проблему решить.

Прим. ред. - По заявленной теме рекомендуем также почитать статью Г.И. Иванова "Самооценка домашнего задания на "законном" основании".

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)