|
|||||||
Анатолий Александрович Гин, г. Гомель
Опубликовано в:
РАЗГОВОР НАЕДИНЕ С КЛАССОМЖурнальный вариант главы из книги
Анатолий Александрович Гин — консультант по ТРИЗ-технологиям. Родился в 1958 году. Опыт преподавания в массовой школе и ПТУ; авторские семинары, лекции и консультации на основе ТРИЗ для студентов, учителей, психологов, преподавателей вузов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Нижнекамске, Гомеле, Челябинске, Минске, Риге и др.; публикации в "Учительской газете", газетах "1 сентября", "Открытый университет", "Настаунiцкая" (Беларусь), "Дети и мы" и др.; журналах "ТРИЗ", "Адукацыя i выхаванне" (Беларусь), "Завуч" (Украина), "На путях к новой школе" и др. Устный опрос — чего уж проще? Но посмотрим на него "под микроскопом". Вот учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие — нет. Казалось бы: те, кто поднял руку, знают ответ на вопрос. Те, кто не поднял, — не знают. Ан нет, не все так просто. Кто на самом деле поднял руку? Во-первых, действительно знающие. Во-вторых, уверенные, что не спросят, — ради показа своей активности и якобы знания. В-третьих — рискующие: а вдруг не спросят. А если спросят, как-нибудь выкрутимся. И выкручиваются. Такое бывает часто. Если учитель ставит двойку — поднимается "стон великий": как, мол, за один-то вопрос... Иногда учитель "для справедливости" начинает задавать другие вопросы. Отвечающий тянет время... А остальные отдыхают, наблюдая за "ристалищем". К сожалению, автор многократно наблюдал такую ситуацию у хороших, справедливых учителей. Гораздо реже — у выраженных авторитариев. Там, где за незнание сразу расправа. Но такой подход порождает свои проблемы, пострашнее... А вот и противоположный вариант: ученик знает ответ, но руку не поднимает. Почему? То ли: "А, все равно не спросят" То ли боится осуждения одноклассников — выскочка, мол. Старшеклассники-середняки, которые и составляют обычно большинство класса, быстро осознают еще один важный момент: если всегда поднимать руку, когда готов, то неподнятием руки автоматически будешь выдавать свое незнание. Поэтому самая выгодная позиция — пассивная. К сожалению, перечисленные эффекты делают устный опрос достаточно неэффективным. При этом изгонять его из класса не хочется. Ведь и польза, несмотря на все нюансы, очевидна. Как быть? Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием "СВЕТОФОР""Светофор" — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения "светофора" зависит от типа опроса. Есть два совершенно разных типа устного опроса --назовем их условно "А" и "Б". Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип "А" — опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знать "назубок". И здесь красный сигнал означает: "Я не знаю!" Это сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал: "Знаю!" ДИАЛОГ:
БАЗОВЫЙ ЛИСТ КОНТРОЛЯФОРМУЛА: на первом же уроке новой темы учитель вывешивает "Базовый лист контроля". В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый. "Базовый лист" — это фундамент, на который опирается несколько форм работы. Обычно ученики переписывают его в конец тетради. ДИАЛОГ:
И еще: в старших классах лист "двухэтажный". Первая его половина — обязательный минимум для всех. Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на "отлично" и тех, кто готовится сдавать вузовский экзамен. ОПРОС ПО ЦЕПОЧКЕПрименим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. ФОРМУЛА: рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. ДИАЛОГ:
ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ОПРОСФОРМУЛА: ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором "переплавится" непонимание. Не запрещено и самому учителю защищать один из неверных ответов — пусть поспорят... ПРИМЕР:
МАГНИТОФОННЫЙ ОПРОСФОРМУЛА: ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать. Это и есть цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны. Отметка и все прочее — гораздо менее важно. Так что автор признается в небольшом подлоге: магнитофонный опрос — даже вовсе и не опрос... ПРИМЕР:
ДИАЛОГ:
ВЗАИМООПРОСФОРМУЛА: ученики опрашивают друг друга по базовым листам. Темы — по собственному усмотрению, либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: "У меня вызвали затруднение такие-то вопросы ..." ДИАЛОГ:
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТФОРМУЛА: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Внимание: в традиционном своем виде опрос у доски—это скорее антиприем. Толку от него мало. Один отвечает, остальные как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традиционного опроса. В ней показаны результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, на что учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места.* -----------------------------
И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать его стоит нечасто. Например, тогда, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, — чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядная репетиция экзамена. После такого ответа полезен краткий "разбор полета" с учениками. ЗАЩИТНЫЙ ЛИСТУченик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария. Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания... Попался — наказан, не попался — повезло... Такая игра "в кошки-мышки" порождает недоверие и много других отрицательных эффектов. Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что-нибудь про здоровье бабушки, головную боль, забытые ключи... Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, забудет... Такая ситуация тоже развращающе действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть? ФОРМУЛА: перед каждым уроком, всегда в одном месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под полным контролем. ДИАЛОГ:
ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯНебольшой, но полезный приемчик. Или даже просто рекомендация (из опыта И.Л. Викентьева, "ТРИЗ-Шанс"). ФОРМУЛА: учитель приучает детей (это особенно важно в младших классах) к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. Никаких выкриков с места. Высокий темп вопрос-ответ иногда допустим, но чаще он способствует "забиванию" самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос — пауза секунд 30 — ответ. ДИАЛОГ:
Прим. ред. - По заявленной теме рекомендуем также почитать статью Г.И. Иванова "Самооценка домашнего задания на "законном" основании". |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |