|
|||||||
Анатолий Александрович Гин, г. Гомель
Опубликовано в:
ПЕРВЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ТРИЗ МЕТОДОМ КСОПосле обучения методу КСО на недельном семинаре в Ленинграде у одного из разработчиков метода А.С. Соколова гомельские преподаватели ТРИЗ решили применить его при обучении основам ТРИЗ. Для апробации была выбрана одна из методик КСО - методика взаимообмена заданиями. Работа по ней предполагает наличие организованного в виде карточек-заданий учебного материала. Такие карточки были разработаны Г.Б. Фреклахом и А.А. Гином для трех тем: “Основные понятия ТРИЗ”, “Вепольный анализ”, “Законы развития технических систем”. По каждой теме было подготовлено 5 карточек-заданий. В январе 1990 г. в рамках недельного семинара со школьными учителями с помощью КСО была изучена тема “Основные понятия ТРИЗ”. Слушатели — 25 человек — были разделены на подгруппы по 5 человек. Каждая подгруппа как самостоятельно, так и с помощью преподавателей изучала одно из понятий ТРИЗ по карточкам соответствующего номера. Затем каждый слушатель подыскивал себе партнера, усвоившего другое понятие по карточке другого номера. Произведя обмен карточками, то есть обучив друг друга соответствующему понятию и проконтролировав знания друг друга по контрольным вопросам, слушатели меняли партнеров. Так продолжалось до освоения каждым слушателем всех карточек, после чего проводилось занятие со всей группой, на котором преподаватели отвечали на возникшие вопросы и проверяли полученные знания ... Положительным результатом обучения по методу КСО является хорошее усвоение учебного материала вследствие того, что каждый подходит к изучаемому предмету в двойственном качестве: как ученик и как учитель. По сравнению с лекционным типом занятий КСО предполагает значительно более активную позицию обучаемого в познавательном процессе, что повышает количество информации, остающейся в долговременной памяти. В процессе обучения методом КСО знания вербализуются, что особенно важно для будущих преподавателей. Основная трудность, возникшая при проведении занятий по классической методике взаимообмена заданий, заключалась в том, что некоторые слушатели отказывались работать в парах сменного состава. Основной мотив: “Зачем я должен слушать объяснения кого-то, если тут все написано и мне и так понятно?” Возникает противоречие: карточки должны быть написаны понятно, чтобы обеспечить должный уровень знаний, но они должны быть написаны непонятно, чтобы не возникло желание отказаться от работы в парах. Разрешение этого противоречия авторы карточек видят в следующем: необходимо разработать два типа карточек: карточки для самоввода учебной темы, написанные обычным текстом, и карточки для работы в парах, которые должны представлять собой ту же информацию в свернутом виде, т.е. карточки, оформленные как опорные сигналы. Мы приводим примеры карточек по темам: “Идеальность” и “Понятие система” из блока “Основные понятия ТРИЗ”. Поскольку материал, содержащийся в карточках, взят из опубликованных источников, известных специалистам по ТРИЗ, автор подчеркивает, что целью его работы было только опробование формы подачи материала. БЛОК “ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ”
1. Размеры и вес автомобиля постоянно возрастают. Не противоречит ли это закону стремления технической системы к идеальности? 2. Как должен был сформулировать ИКР Яблочков, когда решал задачу о механизме сближения стержней? 3. У вас сгорал когда-нибудь чайник? Неужели вы никогда не забывали его на включенной плите? Вы себе явно льстите. Как только вода выкипает — чайник плавится или соседи вызывают пожарную машину. Сформулируйте, пожалуйста, ИКР для этой задачи. Дополнительное задание. Попробуйте найти решение задачи 3.
БЛОК “ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ”
1. Каким системным свойством обладает система “настольная лампа”? 2. Назовите надсистемы и подсистемы обыкновенной шариковой ручки. 3. В республике Бангладеш 13 миллионов финиковых пальм. За сезон каждая пальма может дать 240 литров сладкого сока. Но для сбора сока необходимо сделать надрез под самой кроной ствола, а это 20 м. высоты. Можно подниматься, вырубая ступеньки на стволе. Но тогда, если много ступенек, дерево погибает, если мало — трудно подниматься. Оказывается, бангладешские крестьяне владеют секретом, позволяющим легко подниматься на пальму. Зажгите с помощью системного оператора 9 экранов для системы “пальма”. Дополнительное задание: Попытайтесь разгадать секрет бангладешских крестьян. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |