Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Брагина Любовь Михайловна, lubava@peterlink.ru
Санкт-Петербург

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТРИЗ СТУДЕНТАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
(НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ)

" - Я мог бы выбрать себе пилота. который знает все мои самолеты. - Но Вы не станете этого делать, потому что постоянно приобретаете новые модели и Вам нужен пилот, способный быстро освоить любую купленную Вами новинку." (Сидни Шелдон "Оборотная сторона полуночи")

Приведенная цитата как нельзя лучше отражает главную цель креативного подхода к процессу обучения специалистов. Основная задача - применение универсального метода решения сложных задач, возникающих в различных сферах деятельности человека: от социальной до производственной и маркетинговой.

Развитие рыночных отношений обусловливает опережающий процесс технологического развития, прогнозирование качественных(усовершенствование) и количественных (спрос) составляющих. Этим требованиям соответствует ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, созданная Г.С. Альтшуллером и успешно применяемая и развиваемая его учениками в России, Америке, Японии, Франции и других странах и регионах.

В процессе подготовки студентов в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства (факультет истории мировой культуры), на отделении "Референт представитель фирмы" была введена учебная дисциплина - теория оптимальных решений в бизнесе. В процессе обучения студенты знакомятся с неалгоритмическим (усовершенствование МПиО: мозговой штурм, МФО. синектика и др.) и алгоритмическим подходом (собственно ТРИЗ) к решению проблем, учатся находить оптимальные решения для всей производственной системы в целом. Наилучшее решение оказывается, как правило, в стороне от инерционного вектора, в пределах неохваченной области, далеко от привычного шаблона.

Учащиеся осознают перспективность диалектического, системного подхода, необходимость предвидения ситуации на несколько шагов вперед, оценивают перспективы развития производственной и маркетинговой сферы, основываясь на знании Законов развития технических и иных систем (з-н опережающего развития рабочего органа, з-н полноты частей системы, з-н вытеснения человека из ТС, з-н перехода ТС в надсистему и др.).

Например, для правильной оценки рыночной ситуации и определения факторов, управляющих маркетинговой политикой фирмы, воспользуемся законом полноты частей системы. На схеме наглядно показана ситуация, когда даже при наличии финансирования (источник энергии), отдела снабжения (двигатель), управленческого штата (трансмиссия), продавцов (рабочий орган -1) и покупателей (рабочий орган -2) судьба фирмы зависит от потребительского спроса (система управления) на продукцию или услугу, наличия обратной связи. В настоящее время осуществление обратной связи между потребителем и производителем продукции имеет не только структурно-организационный, но и коммерческий эффект, как в сфере выявления спроса так и в организации рекламной кампании, когда потребители продукции, практически бесплатно (за призы), САМИ (ИКР) выступают в качестве рекламодателей (прием: обратить вред в пользу).

Изучение линии жизни и линии развития технических систем приучает будущих специалистов к мысли о дискретности процессов товарооборота и необходимости планирования деятельности, постоянного совершенствования (прием непрерывности полезного действия) и обновления товара, умению работать в нескольких направлениях и с разными рыночными сегментами, прививает чувство ответственности "сорвав цветок, не потревожь звезду".

Умение видеть противоречия, формулировать их, находить ИКР, пользоваться АРИЗ при решении сложных проблем, дают специалисту знание, навык решения задачи. Наверняка проблемы, с которыми придется столкнуться в жизни нынешним студентам, будут гораздо сложнее нынешних учебных задач, но в подсознании остается закрепленный навык решения противоречий, а, значит, и конфликтов, знание РЕШАЕМОСТИ ЛЮБОЙ ПРОБЛЕМЫ, память о решении. Теория дает не только инструмент, откры-вающий двери проблем, но и формирует качественно новое видение мира, механизма взаимоотношений, уверенности в собственных силах, формирует перспективное мышление. Может быть в этом и есть момент истины.

В настоящее время реально существует и работает программа поиска оптимальных решений "Изобретающая машина" авторов Цурикова В.М., Злотина Б.Л. и др. и "Машина открытий" Митрофанова В.В. Это новый, качественный скачок в развитии Теории, расширяющий возможности исследовательской работы, научного прогнозирования развития технических и общественных систем, повышающий уровень самосознания и самоуважения личности, разрешения проблем социума.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)