|
|||||||
№ 22 (октябрь 2001 - январь 2002 года) Желающие получать полный текст
ДЕНЬ ТРИЗОдесса
Спасибо за поздравления! Наши пожелания взаимны! Вчера Генрих Саулович действительно был с нами - более 50 человек собрались на вечер в Христианском гуманитарно-экономическом открытом университете, на котором отмечались день его рождения и презентация Лаборатории “ТРИЗ-педагогика Украины” (текст приглашения и информацию прилагаем). На вечер мы подготовили большой стенд с фотографиями ГСА, краткой биографической справкой и библиографическим справочником (автор - Л.А. Кожевникова), цветными копиями обложек большинства его книг с цитатами из них. О знакомстве с Генрихом Сауловичем в Новосибирске, учебе на семинаре в Днепропетровске и других встречах рассказал М.И. Меерович. О своей учебе в АзОИИТ в 1974г. вспоминал Александр Владимирович Яценко, проректор по науке института ПО РВТ Украины. О заочном знакомстве с Альтшуллером – по нигам - говорили еще несколько участников встречи. В подарок библиотеке ХГЭУ переданы книги “Найти идею” и серия “ТТМ” (5 книг). К презентации Лаборатории были подготовлены 3 стенда, на которых нашли свое отражение концепция применения ТРИЗ в педагогике, разработки сотрудников Лаборатории по педагогике и психологии творчества и конкретные результаты внедрения этих разработок в учебный процесс. О деятельности Лаборатории рассказали М.И. Меерович, Л.И. Шрагина и М.А. Глазунова. В библиотеку университета переданы книги: “Формулы теории невероятности”, “Логика воображения”, “Основы культуры мышления” и “Технология творческого мышления”, а также авторефераты диссертаций Л.И. Шрагиной и Е.М. Грединаровой. В заключении участники встречи поздравили М.И.Мееровича, которому 13 октября исполнилось 60 лет. М.И.Меерович
17 октября 2001 г. состоялось торжественное заседание Московской общественной организации ТРИЗ “Время Альтшуллера”. Это заседание было посвящено 75-летию основателя ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера, 40-летию выхода первой книги Г.С. Альтшуллера “Как научиться изобретать” и 45-летию публикации статьи Г. Альтшуллера и Р. Шапиро “О психологии изобретательского творчества”. На заседании кроме членов МООТРИЗ присутствовали: Президент МАТРИЗ М.С. Гафитулин (г. Жуковский), член Президиума МАТРИЗ А.Б. Селюцкий (г. Петрозаводск), организатор первых семинаров по ТРИЗ в г. Москве на предприятиях Министерства оборонной промышленности В.Н. Шувалов, члены общественной организации “Восхождение” (г. Жуковский). Заседание проходило в зале, оформленном афишами, плакатами, вырезками из газет и журналов, фотографиями семинаров, съездов МАТРИЗ. Была развертнута галерея фотопортретов Г.С. Альтшуллера. Началось заседание с того, что выпускник АзОИИТ, один из руководителей фирмы “Иннотек” А.В. Кудрявцев привел любопытные факты об исторических событиях, связанных с 15 октября. Специально приехавший в Москву на заседание Александр Борисович Селюцкий рассказал о развитии ТРИЗ в конце 60-х - начале 70-х годов. Выступавший подробно рассказал о семинаре-совещании ЦС ВОИР в Москве в 1968-м г. и семинаре ЦС ВОИР в Дзинтари. Александр Борисович обрисовал причины и суть конфликта ЦС ВОИР с основателем ТРИЗ. Выступление А.Б. Селюцкого сопровождалось демонстрацией писем Г.С. Альтшуллера, фотографий, документов. Член Президиума МАТРИЗ, член Совета МООТРИЗ А.И. Гасанов выступил с сообщением “Г.С. Альтшуллер. Стиль переписки”. Александр Искандерович рассказал об истории своего первоначального знакомства с ТРИЗ по переписке с Генрихом Сауловичем. Выступавший продемонстрировал свой архив писем, поступивших от основоположника ТРИЗ, и отметил основные черты, проявленные Г.С. Альтшуллером в этом дистанционном обучении по переписке: обязательность, пунктуальность, информативность, обеспеченность ученика методическими материалами. Президент МАТРИЗ, руководитель общественного объединения “Восхождение” М.С. Гафитулин рассказал о развитии ТРИЗ в 80-е годы: о направлениях разработок, о семинаре по ТРИЗ в Уральском доме научно-технической пропаганды (г. Челябинск, 1986 г.), о переписке с Г.С. Альтшуллером. В своем выступлении Марат Семенович показал связь деятельности Генриха Сауловича в 80-е годы с педагогическим направлением деятельности МАТРИЗ, рассказал о конференции школьников и студентов “ИКАРиада-2001”. Выступление Марата Семеновича сопровождалось демонстрацией документов и книг по ТРИЗ 80-х годов. В своем выступлении руководитель Московского представительства американской фирмы “Pragmatic Vision” В.Е. Минакер отметил целостность системы понятий и инструментов ТРИЗ, их эстетичность, гармоничность и творческую эффективность. Виктор Ефимович отметил основные конкурентные преимущества системного мышления на базе ТРИЗ по сравнению с другими видами системного анализа и синтеза. Выступающий отметил то, что ТРИЗ имеет и идеологический аспект. В теории развития творческой личности Г.С. Альтшуллер указал, что творчество - это потребность огромного числа людей, которая может быть реализована не в искусстве, а именно в усовершенствовании существующих и разработке новых идей в окружающей человека технике. Выступления на заседании иллюстрировались демонстрацией фрагментов из научно-популярных фильмов “Алгоритм изобретения” (Центрнаучфильм, 1975) и “Игра” (Карельская студия телевидения, 1997). В конце торжественного заседания каждый из присутствовавших написал письмо к тризовцам, которые соберутся на празднование 100-летия со дня рождения Г.С. Альтшуллера. Эти письма были запечатаны в конверт и переданы на хранение Президенту МАТРИЗ М.С. Гафитулину. Калошин Николай Григорьевич
Городская научно-практическая конференция “Три поколения ТРИЗ”, Эта конференция готовилась давно - еще в апреле кому-то из членов оргкомитета пришла в голову интересная мысль: в 2001 году у нас не только 75-летие Г.С. Альтшуллера, но и 25-летие первого выпуска Народного университета научно-технического творчества (НУНТТ), создателем и бессменным ректором которого все эти четверть века был В.В. Митрофанов. Получается своего рода столетие, что в своих выступлениях не преминули отметить очень многие. В связи с этим одно из первых решений по подготовке конференции было таким - разыскать как можно больше выпускников НУНТТ (а это более 600 человек) и пригласить их на эту встречу. И “героические” усилия, предпринятые в этом направлении, дали свои плоды - свободных мест в зале Городского центра детского технического творчества практически не было. Велик соблазн рассказать обо всех событиях этого дня, но увы - не позволяют законы жанра. Поэтому о самом запомнившемся, и прежде всего - о выступлениях наших гостей. А.В. Тригуб (Петрозаводск), рассказал о своей многолетней работе с детьми и подметил, что дети, как это ни удивительно, дают очень достоверные прогнозы. Сама жизнь это доказывает! Наверное, этот феномен достоин специального изучения. А.В. Серединский (ТРИЗ-Франс), поведал о семимильных шагах, которыми ступает ТРИЗ во Франции, и пригласил в 2002 году всех желающих на конференцию в Страсбурге. А.В. Лимаренко (Владивосток) отметился самым колоритным и запоминающимся выступлением. Конечно, эти слова надо слышать: “ТРИЗ - это поэзия в техносфере и она задыхается сейчас от недостатка воздуха, т.е. от методологической недостаточности...”. Или такой пассаж: “ИКР - сам, сама, само - это же Емелино мечтание!”. Заслуживает упоминания и выступление давнего выпускника НУНТТ В.А. Федорова - ныне известного многим как изобретателя “Витафона”. Как он отметил в своей недавно вышедшей книге, не случись в его студенческой биографии встречи с В.В. Митрофановым, вряд ли бы он смог хоть в чем-то себя реализовать. Конечно, всем запомнилась и демонстрация видеофильма, снятого и смонтированного нашими энтузиастами под руководством В.Б. Крячко. Сюжет его крайне прост: знаменитые (и не очень) выпускники Университета Митрофанова давали ответы на вопросы, связанные с обстоятельствами их знакомства с ТРИЗ, с годами ее освоения, со значением ТРИЗ в их жизни теперь и т.д. Впечатляет одно то, что на просьбу прислать свои ответы откликнулись и из далекой Америки: в канун конференции была получена 3-часовая (!) кассета, и многие воочию убедились в добром здравии С.С. Литвина, А.Л. Любомирского и А.Н. Захарова. Нашлось на конференции место и детскому техническому творчеству. Думаю, увидев “Мягкий конструктор”, сработанный девятиклассницей Аней Ивановой из кусочков ковролина и текстильной “липучки”, равнодушным не остался никто. Многие из выступавших обращались с самыми добрыми словами к В.В. Митрофанову. Действительно, стать в Ленинграде-Петербурге тризовцем и при этом “обойти” Митрофанова - вещь почти невозможная. Среди множества врученных ему подарков была и “ТРИБЛИЯ” – краткая летопись значимых для ленинградской школы ТРИЗ событий, записанных в духе библейских изречений (правда, иногда напоминавших наши былинные сказания). И сам В.В. Митрофанов, закрывая конференцию и передавая тяжкий ректорский посох А.В. Кислову, сказал: “За 25 лет пропаганды ТРИЗ я ни разу не слышал, что ТРИЗ кому-то повредила. Согласитесь, это уже немало. А то положительное и доброе, что случилось благодаря ТРИЗ, вообще не подлежит никакому учету. Многое было немыслимо даже предположить...Однако почивать на лаврах рано: многие говорили о том, где мы слегка застоялись, засиделись и даже залежались... Надо работать. Лучшей памятью Альтшуллеру будет всемерное развитие, углубление и расширение ТРИЗ”. Мне остается попросить извинения у всех, кто принял участие в нашем празднике, но не нашел своей фамилии на этих страницах (а среди них оказались - о, ужас - такие известные фигуры как Р.М. Грановская, Л.В. Арсентьева, Б.М. Аксельрод, Д.С. Смирнов, С.В. Кукалев и др.). Увы, можно лишь вспомнить общеизвестное - “никто не обнимет необъятного”. Так что до встречи - в будущем году! О.А. Степанов,
15.10.2001 В 16-00 в лаб.О-401 собрались 3 преподавателя (Гальетов В.П., Зимин Р.А., Михайлов В.А.), 3 инженера (Дмитриев А.А., Рябкин И.П., Гаврилов Е.В.) и 7 студентов (Соколов А.Ю., Русов Д.А., Ермошкин К.В., Романов И., Белов Н.А, Сергеев А.А., Адымханов С.В.) Михайлов В.А. напомнил жизненный путь основателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера, показал литературу по ТРИЗ, имеющуюся в библиотеке Чувашского университета, его первую книгу “Как решать изобретательские задачи” (Тамбов, 1961) и последнюю книгу “Как стать гением” (Минск, 1995). Последние 15 лет жизни он интересовался проблемой развития творческой личности. Развитие творческого наследия предполагает в сотрудничестве со всеми желающими творческая лаборатория Ideation, руководимая Б.Л. Злотиным (в Детройте, США). Мы в Чувашском университете напечатали с 1976 по 2001 г. 5 методических указаний к практикумам по решениям задач с помощью ТРИЗ и 3 учебных пособия - сборников учебных задач по ТРИЗ, в которых собраны 25+70+110+115= более 300 задач, в частности по химии, экологии и применениям электричества. Сейчас готовим 4-е учебное пособие для плана издания 2002 г., для этого собираем еще около 100 задач и готовим заявку на грант по экологическому образованию и просвещению, в ней обязуемся подготовить 500 учебных задач по экологии и собрать на эту тему 5000 задач, патентов и решений, используя следующую шкалу оплаты проводимой подготовительной работы: по $1-3 за задачу, патент и проблему и $10-30 за описание хода поиска решения с помощью ТРИЗ и ИМ-технологии (МИП, ИМ или АРИЗ) в период май 2002 по апрель 2003 г.г. Предусмотрены 10 командировок в города Казань, Нижний Новгород и Москву для работы в библиотеках в течение недели с целью сбора патентных материалов в области химии и решения экологических проблем. Пока в этом направлении собрано более 150 задач и патентов, которые включены в учебные пособия. Гальетов В.П. рассказал о своем видении проблем развития ТРИЗ в практике. При этом он опирается на последние слова Г.С. Альтшуллера в книге “Творчество как точная наука” на с.151: “...По-видимому, возможности управления процессом мышления безграничны. Их нельзя исчерпать, потому что Разум, величайший инструмент познания и преобразования мира, способен преобразовать и себя самого. Кто может сказать, что есть предел процессу очеловечения человека?.. До тех пор, пока будет существовать человек, будет совершенствовать управление этой силой. Мы лишь в самом начале долгого пути”. В ближайшее время В.П. Гальетов проводит семинар по ТРИЗ на ЗЭИМ. Рябкин И.П. активно применял ТРИЗ в своей производственной практике в 80-е годы и составил несколько обзоров патентов на основе ТРИЗ (из них напечатан 1 о капиллярно-пористых материалах, а также о роли трения и применениях электроосаждения - два последних обзора остались в рукописях). Зимин Р.А. только что ознакомился с ТРИЗ и заинтересовался книгами. Гаврилов Е.В. (инженер ЧЗЭП) давно сотрудничает с химфаком ЧувГУ по вопросам программирования тестового контроля знаний, включая знания ТРИЗ. Дмитриев А.А. интересуется применением ТРИЗ в инженерной практике. Ермошкин К.В.: А какие конкретные дела предусматривает ОО ТРИЗ ? МВА: Я уже говорил, что предполагаем собрать в этом году 100 технических задач и патентов для 4-го учебного пособия, а в следующем году – 500 задач и 5000 патентов, если получим финансирование в виде гранта. Соколов А.Ю. рассказал о ходе решения задачи: “Как получить тонко измельченный порошок такого мягкого и химически активного металла как металлический натрий?” (К сожалению, рассмотренное им решение не нашло положительной оценки в жюри конкурса МА ТРИЗ-2001 - я полагаю, из-за плохого и неубедительного рассказа о ходе поиска такого решения.) Михайлов Валерий Алексеевич
Отчет о Дне Тризовцев, проведенном “ТРИЗ - Красноярск” 20 октября 2001. Место проведения - актовый зал Лицей №1, 16.00, суббота 20 октября. Ответственный за мероприятие - член совета ОО Старовойтов В.П. Ко дню Тризовцев ОО “ТРИЗ - Красноярск” были приобретены для распространения и награждения участников международного конкурса книги “Формулы творчества или как научиться изобретать” Г.И. Иванова. ОО также был подготовлены и изготовлены компакт - диски “Планета ТРИЗ”. Место проведения мероприятия выбрано не случайно. Лицей №1, бывшая школа №142 - школа, в которой впервые была развернута система обучения школьников ТРИЗ. Школа, наверное, единственная в мире, обладающая 8-мью патентами! Сценарий мероприятия включал процедуру награждения участников, презентацию диска, просмотр фильма “Алгоритм изобретений”, музыкальные паузы. Собралось около 60 человек: школьники, родители, преподаватели, представители школ и организаций. Вечер начался выступлением детского хора лицея №1, три торжественных номера. Со вступительным словом к собравшимся обратился Дмитриев Владимир Анатольевич. Затем Сергей Анатольевич Дмитриев рассказал о поездке в Петрозаводск, о встрече с Г.С. Альтшуллером в Новосибирске в 1984 году на семинаре по ТРИЗ и о фильме “Алгоритм изобретений”. Затем был просмотр фильма “Алгоритм изобретения”. Музыкальная пауза заполнена танцевальным ансамблем студентами Красноярского государственного технического университета инженерно - педагогического факультета, изучающими ТРИЗ. Затем началась процедура награждения участников конкурса “ТРИЗ - 2001”. Во время вручения свидетельств, руководители тем давали краткую информацию о содержании творческих работ и авторах. Вместе со свидетельствами МА ТРИЗ участникам вручались книги. После очередной музыкальной паузы состоялось награждение дипломантов конкурса. Дипломантам вручались наряду с дипломами МА ТРИЗ компакт диски “Планета ТРИЗ”. После очередной музыкальной паузы состоялось награждение лауреатов конкурса. Лауреатам вручались наряду с дипломами лауреатов МА ТРИЗ, книгами “И тут появился изобретатель” компакт диски “Планета ТРИЗ”. После очередной музыкальной паузы состоялось вручение благодарственных писем организациям (около десятка школ, технический университет). После музыкальной паузы состоялось вручение благодарственных писем преподавателям - руководителям тем. Процедура награждения завершилась музыкальной паузой студентов - педагогов. Дмитриев Сергей Анатольевич представил диск “Планета ТРИЗ”, подготовленный ОО “ТРИЗ - Красноярск”. На диске размещены: - Фильм “Алгоритм изобретений”; -Презентация ОО “ТРИЗ - Красноярск” с фотогалереей; -Материалы “тризовских” сайтов как русскоязычных, так и иноязычных; -Электронный архив Юрия Петровича Саламатова, любезно им предоставленный (книги, статьи, материалы конференций и т.д.); Сергей Александрович Привалихин представил книгу Г.И. Иванова “Формулы творчества или как научиться изобретать”. Затем театральная творческая мастерская аэрошколы представила сценку “Экзамен по ТРИЗ” и исполнила гимн аэрокосмической школы. В заключении, Дмитриев Владимир Анатольевич поблагодарил администрацию лицея №1 за зал, хор, вручил диск завучу школы Лидии Афанасьевне. Мероприятие заняло около двух часов и записывалось на видео. Все прошло без заминок, в хорошем темпе. Но ответного слова никем произнесено не было. После мероприятия корреспондент “Красноярской газеты” взяла интервью у Дмитриева Сергея Анатольевича, состоялось небольшое кофепитие в неформальной обстановке. К недостаткам можно отнести отсутствие Юрия Петровича Саламатова (по семейным обстоятельствам) и отсутствие денег у приглашенных для приобретения дисков и книг. Дмитриев Сергей Анатольевич.
ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙАртек (А. Корзун)
Информация о первом подсеминаре шестого Международного конкурса учителей в МДЦ “Артек” С 9-го по 23-е октября 2001 года в МДЦ “Артек” (Крым, Украина) прошёл первый подсеминар очередного Международного конкурса учителей. По традиции среди номинаций первого подсеминара была заявлена ТРИЗ. Важным является факт, что в этом году впервые номинация ТРИЗ-педагогики прозвучала и в средствах массовой информации (радио, телевидение). Среди конкурсантов ТРИЗ-направление в педагогике представляли два учителя. Галина Валентиновна Белова, учитель математики гимназии №30 г. Петрозаводска (“Алгоритм исследовательской деятельности при работе с математическим объектом”) и Наталья Николаевна Волынская, учитель русского языка и литературы из г. Ульяновска (“Элементы РТВ на уроках русской литературы в средней школе”). Семинарская программа была посвящена вопросам формирования навыков творческой деятельности детей школьного возраста. Руководителем семинара выступала кандидат педагогических наук, сертифицированный специалист по ТРИЗ Татьяна Александровна Сидорчук (г. Ульяновск, Россия). В День тризовца (15 октября) состоялась встреча с коллегами-педагогами из г. Севастополя, которые занимаются экспериментальной деятельностью и популяризацией ТРИЗ и специально в этот день приехали в “Артек”, чтобы принять участие в программе. Членом совета ОО “ТРИЗ-Форум”, координатором семинаров и круглых столов по ТРИЗ-педагогике на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке Валентиной Геннадиевной Березиной (г.Челябинск, Россия) была прочитана лекция на тему “Стратегия жизни Альтшуллера Г.С., этапы создания и развития ТРИЗ”. Были подготовлены выставки литературы и документальных материалов. Валентина Геннадиевна передала в подарок Кабинету сравнительного образования МДЦ “Артек” ряд книг по ТРИЗ и ТРИЗ-педагогике. В рамках программы проведено 2 мастер-класса с последующими лекциями для участников: 1. Сидорчук Т.А. - “Алгоритм работы с прогнозной задачей” (5-й класс), 2. Корзун А.В. (преподаватель педагогического колледжа, г. Минск, Беларусь) - “Введение в практику решения задач с недостатком данных” (10-й класс). Состоялись также 2 круглых стола по проблемам современного образования. Традиция проведения таких семинаров и участи ТРИЗ-педагогов в конкурсе - один из результативных шагов в популяризации ТРИЗ в системе образования. В разное время в конкурсной программе принимали участи наши коллеги Сидорчук Т.А., Королёва Н.И. (г. Ульяновск, Россия), Хазинурова М.И. (г. Трёхгорный, Россия), Чижевская Н.Э. (г. Минск, Беларусь), Ефремов С.В. (г. Рязань, Россия), Орлова И.Е. (г. Челябинск, Россия). Участие в конкурсе – уникальная возможность поделиться своими разработками и опытом на международном уровне. С условиями конкурса можно познакомиться на официальном сайте МДЦ “Артек”: Информацию о прошедших конкурсах см. по адресу:
Контакт с кабинетом сравнительного образования в МДЦ “Артек”: Корзун Анна Валерьевна
Информация о VI Международном конкурсе школьных учителей в Артеке. С 9 по 23 октября 2001 года проходил второй подсеминар VI-го Международного конкурса школьных учителей в Артеке. В конкурсе участвовали десять учителей общеобразовательных школ из городов России, Украины и Беларуси (Москва, Петрозаводск, Астрахань, Ульяновск, Орлов, Кировской обл., Запорожье, Минск, Витебск). Членами жюри были - Буткевич В.В. (Беларусь) - д.п.н., профессор Беларусского гос. пед. ун-та, - Вегджетти М.С. (Италия) - доктор психологии, профессор Римского ун-та, - Первухин Н.А. (Украина, Крым) - директор Артековской средней школы, - Федосов А.Б. (Россия) - зам. директора по научной работе гимназии № 293 г. С-Пб. Параллельно с конкурсом традиционно проводилась семинарская программа повышения квалификации учителей, посвященная ТРИЗ-педагогике, которой уже 4-ый год руководит Сидорчук Т.А. - к.п.н., зав. Кафедрой пед. технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа, сертифицированный специалист по ТРИЗ (г.Ульяновск). Вместе с Т. Сидорчук в семинарской программе принимали участие В. Березина (г. Челябинск) и А. Корзун - преп. Минского гос. пед. колледжа им. М.Танка (г. Минск, Беларусь). Т. Сидорчук и А. Корзун успешно провели мастер-классы в артековской школе и прочитали лекции по ТРИЗ-педагогике. В рамках семинарской программы состоялись также 2 круглых стола по проблемам современного образования. Соруководитель семинарской программы психолог Е. Маранцман для своего выступления, посвященного психологическому анализу урока учителя, из всех видеозаписей уроков в Артеке за пять лет выбрала урок учителя-тризовца из г. Трехгорный, Челябинской обл. М.И. Хазинуровой (М. Хазинурова заняла 4-е место в 4-ом Международном конкурсе учителей в Артеке), пытаясь показать, что высокая результативность урока достигнута благодаря учету психологических факторов, а не тризовских инструментов. Среди участников конкурса были учителя, использующие в своей практике элементы ТРИЗ. Это учитель русского языка и литературы из г. Ульяновска Голынская Н.Н. и учитель математики из г. Петрозаводска Белова Г.В. (коллега А.А. Нестеренко). Уроки этих педагогов были отмечены членами жюри при обсуждении конкурса, один из них сказал: “когда увидел уроки Беловой, понял, что настоящие кадры растут в Карелии”. В конкурсной и семинарской программах в качестве своеобразной группы поддержки приняли участие педагоги-тризовцы Н.И. Королева (г. Ульяновск), С.В. Лелюх (г. Самара) и М.И. Хазинурова (г. Трехгорный, Челяб.обл.). 15 октября в Международный День Тризовца при содействии всей тризовской команды были организованы стенд и выставка с фотографиями, документами, литературой и материалами, посвященными 75-летию Г.С. Альтшуллера, 45-летию первой публикации и 40-летию первой книги по ТРИЗ. Этим датам было посвящено выступление В.Г. Березиной “Стратегия жизни Г.С. Альтшуллера, этапы создания и развития ТРИЗ: краткий исторический экскурс к 75-летию со дня рождения Г.С. Альтшуллера”. Было зачитано и передано руководству Артека поздравительное послание к участникам и организаторам Международного конкурса педагогов в Артеке от Президента Международной Ассоциации ТРИЗ Марата Гафитулина. В дар Артеку были переданы книги Г.С. Альтшуллера и др. материалы по ТРИЗ. Участники встречи получили справку по ТРИЗ со ссылками на адреса основных тризовских сайтов. Отметить День Тризовца в Артеке приехали наши коллеги из г.Севастополь: Карлов А.Г. - к.т.н., Севастопольский университет. Карлова И.Н. - преподаватель Севастопольского учебно-воспитательного комплекса № 1. Гриднева Е.Н. - директор УВК № 1. Семиглазова М.Е. - зав. ДОУ № 114. Климентьева Л.В. - зав. ДОУ № 21 и др. Благодаря интересу к ТРИЗ со стороны руководителей Артека, инициированному Н. Хоменко в 1997 г., а также профессиональному руководству семинарскими программами Т. Сидорчук и успешным выступлениям учителей-тризовцев на конкурсах, организаторы Конкурсов в Артеке приняли решение продолжить знакомство с ТРИЗ-педагогикой в следующем 7-ом Международном конкурсе. Березина Валентина Геннадьевна
5 ноября в детском саду № 522 г. Минска прошло заседание городского клуба воспитателей дошкольных учреждений, работающих с использванием ТРИЗ-технологий. Детский сад № 522 является Республиканской базовой экспериментальной площадкой по изучению возможностей внедрения инновационной педагогической деятельности в массовую практику дошкольных учреждений. Здесь функционируют две экспериментальные старшие группы, работающие по ТРИЗ-технологии. Интересен опыт взаимодействия двух инноваций в единой системе: дети, обученные быстрому чтению, строят и воспринимают модели на основе написанного слова, а не рисуночной схемы. Это упрощает и ускоряет работу педагога (экономится время на оформление пособий), способствует закреплению навыков чтения. На заседании обсуждены вопросы развития творческого мышления у детей и определены основные проблемы, которые будут обсуждаться на клубных встречах. Прислано Н.Н. Хоменко
3 ноября 2001 в Норильске прошла детская научная конференция “ИКАРиада-Норильск”. Конференцию подготовили и провели участники ИКАРиады в г. Петрозаводске - ученики физико-математического лицея К. Кравец, П. Фищенко, И. Брусков, М. Шустерман. Целью конференции было познакомить ребят с историей создания ТРИЗ, показать, как с помощью инструментов теории можно эффективно и быстро решать любые задачи. Заинтересовать слушателей, пробудить в них желание достигнуть большего, расширить свои возможности и способности, пробудить жажду творчества, стремление состояться как личность. Девизом конференции стало высказывание Сент-Экзюпери “Человек должен сбыться”. На конференции присутствовали около 70 человек - учащихся, студентов, педагогов. Участникам конференции был показан фильм об Альтшуллере. Ведущие конференции выступили с докладами, прочитанными ими в на конференции в Петрозаводске и предложили участникам конференции свои задачи. Самых активных участников конкурса, высказавших наиболее оригинальные и осуществимые решения, ждали призы. Им подарили книги по ТРИЗ. Шустерман Михаил Наумович Информация от педагога дошкольного учреждения В.В. Кузнецовой (г. Саров) В прошлом (2000-2001) учебном году основной задачей была пропаганда ТРИЗ среди педагогов дошкольных учреждений города Сарова. Старалась познакомить их с возможностями ТРИЗ, показать, что ее можно использовать независимо от приоритетного направления дошкольного учреждения. Результатом этой работы стало следующее: - интерес к ТРИЗ продолжает расти, о чем свидетельствуют продолжающие поступать заявки на семинар из других дошкольных учреждений; - сформировалась группа энтузиастов, активно изучающих и внедряющих в практику работы с дошкольниками ТРИЗ и методы РТВ. - наиболее активные педагоги из дошкольных учреждений, где есть статус “Экспериментальная площадка” защитились на первую и высшую квалификационную категорию, поступили в ВУЗЫ (по 7-8 человек из каждого учреждения); - данную технологию стали активно использовать педагоги и логопеды специализированных ДОУ в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, задержку нервно-психического развития, и получают хорошие результаты коррекционной работы. В этом учебном году ведется следующая работа: 1. Продолжаю проводить семинары для начинающих тризовцев; 2. Создала творческую группу из энтузиастов, продолжаю обучать их; 3. Вместе с администрацией занимаемся созданием “Психолого-педагогического центра”, где предусматривается работа со способными, опережающими в своем развитии сверстников, детьми дошкольного возраста. Если интересует методика проведения семинаров, то я готова ее описать. Кузнецова Валентина Владимировна
17 ноября 2001 года в Челябинске начался восьмой сезон проведения ежемесячных “Круглых столов по ТРИЗ-педагогике”. Круглые столы традиционно проводятся на территории Кафедры начального школьного образования Государственного педагогического университета, благодаря интересу и поддержке педагогов кафедры, в первую очередь Наталье Павловне Шитяковой - нашему ангелу-хранителю. На первой в этом году встрече педагогов В.Г. Березина рассказала о Международном конкурсе учителей в Артеке, о том, как в Артеке был организован День Тризовца 15 октября в день рождения Г.С. Альтшуллера. Затем все с большим интересом просмотрели видеозапись из Артека: выступление двухгодичной давности к.псих.н. А.М. Кушнира на тему “Природосообразное обучение грамотности”. Тема заинтересовала и педагогов университета. Л.А. Кожевникова принесла только что отпечатанные Тезисы четвертой научно-практической конференции “Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ”, которая прошла в Челябинске 25-27 июня 2001 года. Н.В. Самойлова (завуч в школе - одна из самых постоянных наших участниц почти с самого основания круглого стола) поделилась воспоминаниями о посещении несколько лет назад экспериментальной школы в Красноярском крае. Тогда нетрадиционный подход к обучению детей был ей во многом непонятен. Сейчас, приобретя разнообразный педагогический опыт и прослушав лекцию А.М. Кушнира, она снова решила посетить эту школу. На последующих встречах Н.В.Самойлова обещала дать более подробную информацию об этой школе и ее эксперименте. Новые книги участникам круглого стола пришлось приобретать в фойе, т.к. вахтер уже закрывал все аудитории. Вот так всегда! 20.11.2001 Березина Валентина Геннадьевна
С 12 по 14 декабря 2001 года в Минске с традиционным успехом прошёл семинар-практикум для педагогов дошкольных учреждений, работающих с использованием ТРИЗ-РТВ-технологий. Вела семинар кандидат педагогических наук Российской Федерации, заведующая кафедрой новых технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа, сертифицированный специалист по ТРИЗ, участник Международного образовательного проекта “Джонатан Ливингстон” Сидорчук Татьяна Александровна. Это мероприятие стало возможным благодаря поддержке Минского Центра ОТСМ-ТРИЗ-технологий, и совместной инициативе этого Центра и Минского городского методического кабинета. В программе семинара состоялась встреча слушателей с руководителем Минского Центра ОТСМ-ТРИЗ-технологий, ассошиэйт-профессором Высшей Национальной школы индустрии и искусства г. Страсбурга (Франция), Мастером ТРИЗ, сертифицированным Г.С. Альтшуллером, координатором проекта “Джонатан Ливингстон” Хоменко Николаем Николаевичем. В один из дней на очередном заседании городского клуба педагогов, работающих с использованием ТРИЗ-РТВ-технологий Сидорчук Т.А. поделилась опытом работы Ульяновского Научно-методического центра развития ребёнка 242 “Садко” по вопросам организации, планирования и проведения диагностики экспериментальной работы в дошкольном учреждении. Отмечено, что в ходе семинара число участников клубной деятельности увеличилось. Участники семинара выразили благодарность всем, кто принял участие и оказал содействие в организации этого мероприятия: Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А., методисту городского методического центра Жихар О.П., методисту Минского областного института усовершенствования учителей Наркевич И.А., руководителю клуба педагогов г. Минска Корзун А.В. Корзун Анна Валерьевна
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |