Новости ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Новости ТРИЗ

Из "Новостей ТРИЗ-движения"
№ 21 (май 2001 - сентябрь 2001 года)

Желающие получать полный текст
"Новостей ТРИЗ-движения"
могут обратиться в ОО "ТРИЗ-Форум"
по адресу: vital@chel.surnet.ru
или 454112, г.Челябинск, а/я 10065,
Кожевниковой Любови Анатольевне.

ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

В июле Координационный центр программы “Шаг в будущее” по Красноярскому краю вместе с лабораторией ТРИЗ-педагогики провели очередную краевую летнюю политехническую школу “Шаг в будущее” по ТРИЗ в летнем лагере “Таежный” на берегу Енисея.

В ней участвовали на этот раз 68 учащихся из территорий Красноярского края. Эта школа продолжает и развивает традиции, описанные в книге Б.Л. Злотина и А.В. Зусман “Месяц под звездами фантазии”. Занятия проводили сотрудники и учителя - слушатели и выпускники лаборатории ТРИЗ-педагогики под руководством Т.В. Погребной, а также профессора Красноярского государственного технического университета. Как и в прошлые годы, создано более двух десятков новых идей для научных работ, которые планируем продолжать (в том числе, консультируя авторов по e-mail), чтобы затем представлять на научные конференции школьников.

А на VIII Всероссийской конференции “Шаг в будущее” в апреле 2001 г. в Москве, МГТУ им. Н.Э. Баумана, успешно выступила ученица средней школы с. Чечеул Канского района Красноярского края Люба Качаева с научной работой “Одежда для лечения болезней позвоночника”, которая была начата на такой же летней школе в 2000 г. На эту же Всероссийскую конференцию Координационный центр программы “Шаг в будущее” по Красноярскому краю направил победительницу Конкурса Международной Ассоциации ТРИЗ “ТРИЗ-2000” среди 1 - 4 классов Ануш Карапетян из Красноярского Лицея N 1 (ранее -Лицей N 142, а теперь именно ТРИЗовский лицей в Красноярске получил номер 1) с научной работой “Устройство для прерывания сна человека, или подушка-будильник”. Перед конференцией пришло положительное решение по ее заявке на изобретение, и оно также было представлено на конференции. Ануш завоевала диплом “За лучшие научные результаты среди самых юных участников” и бесплатную путевку во Всероссийский детский Центр “Орленок”. У нее брали интервью для Центрального телевидения (ОРТ). Всего на эту Всероссийскую конференцию было представлено от Координационного центра по Красноярскому краю 12 научных работ, в том числе 10 работ школьников, выполненных на основе ТРИЗ или с использованием ТРИЗ. Из этих 10 работ 7 выполнено под руководством учителей - выпускников или слушателей лаборатории ТРИЗ-педагогики Красноярского ИПК РО, и 3 под руководством или при консультации преподавателей лаборатории. Завоеваны три рекомендации к участию в международных молодежных научных форумах (Европейская научная выставка в Братиславе ESE’2002 и “Первый шаг к Нобелевской Премии по физике” в Варшаве), пять дипломов чл.-корр. Российского Молодежного Политехнического Общества, три стипендии программы “Шаг в будущее”, право поступления без экзаменов в МГТУ им. Н.Э. Баумана (но молодой исследователь С. Цыганов из г. Канска поступил в Красноярский технический университет). Из научных работ следует особо отметить: “Вторая жизнь отходов биохимзавода” Тани Бочковой из Красноярской школы N 31 и “Как “выжить” авиамоделистам, или практическая реализация “летающего топора” названного выше С. Цыганова из г. Канска. На этой Всероссийской конференции проводился также педагогический симпозиум, где сделали доклады Погребная Т.В. (“Опыт обучения творчеству и изобретательству на летних профильных школах “Шаг в будущее”) и Козлов А.В. (“ТРИЗ-педагогика как базовая педагогическая система программы “Шаг в будущее”).

Козлов Анатолий Владимирович
triz@cross-edu.ru
rts@ns.kgtu.runnet.ru
kc7kras@mail.ru

В рамках кафедры педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа продолжает идти исследовательская деятельность по построению системы дошкольного обучения с помощью методов ТРИЗ и РТВ.

Кафедрой курируется 10 экспериментальных дошкольных учреждений в Ульяновске, Тольятти, Самаре, Нягани (Ханты-Мансийский АО), Димитровграде, Севастополе. Основная цель на 2001-2001 учебный год - создание нового варианта программы ДОУ и методического обеспечения к ней.

За летние месяцы вышло 3 новых пособия:

  1. Творческие задания “Золотого ключика” (Самара, ДОУ 277).
  2. Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. Творческие задания по обучению дошкольников работе с противоречием (Ульяновск, ДОУ 242).
  3. Владимирова Т.В. Шаг в неизвестное (ММЧ в ознакомлении с явлениями неживой природы) (Ульяновск, ДОУ 178).

С 25 сентября по 28 октября планируются семинары в городах Череповец, Петрозаводск, Севастополь, Артек.

Информационный Бюллетень ЛОТ “Универсальный решатель” (вып. 2)
Guin@trizway.com

С 1 сентября 2001 года в Минской области закрывается экспериментальная работа по апробации массового внедрения ТРИЗ-технологии в дошкольную практику.

Результаты работы в течение предыдущих двух лет признаны положительными. По решению органов системы образования, занимавшихся экспериментом, ТРИЗ-технология в дошкольной практике в Минской области считается признанной и переходит из экспериментальной в разряд массовых.

Корзун Анна Валерьевна
E-mail: a_korzun@tut.by

КОНФЕРЕНЦИИ

С 25 по 27 марта 2001 года в Лос-Анжелесе (США) прошла 3-я конференция тризовцев США.

Организаторы конференции - Институт ТРИЗ Г. Альтшуллера (Президент Ларри Смит), концерн “Боинг” и фирма Б. Злотина “Idtation International Inc.”. На конференции было примерно 150 участников. В основном из Америки, но были представители других стран - Японии, Кореи, Вьетнама, Англии, Германии, Франции. Значительная часть участников - инженерно-технические работники “Боинга”. Для них после конференции были проведены занятия по ТРИЗ. Конференция проходила одновременно в двух залах в отеле “Хилтон”. Институт Г. Альтшуллера выпустил сборник докладов участников конференции. Опубликовано 26 докладов. Среди авторов В. Герасимов, В. Просяник, С. Вишнепольская, Л. Певзнер, Л. Каплан и др. Часть докладов касалась вопросов гибридизации ТС, отыскания неисправностей в ТС, прогнозирования развития ТС.

Перед открытием конференции В. Митрофанов приветствовал участников конференции от имени Международной Ассоциации ТРИЗ. На конференции был показан фильм об обучении американских детей ТРИЗ. Дети 10-14 лет. Задачи, которые они все решали направлены на улучшение товаров народного потребления, например, кроссовок и т.п.

В Америке ТРИЗ развивается в областях усовершенствования ТС и их прогнозирования. Но явно заметен интерес к обучению ТРИЗ детей.

Ларри Смит, В. Митрофанов, Б. Злотин, В. Фей провели во время съезда беседу о сотрудничестве между МА ТРИЗ и институтом Г. Альтшуллера.

Во время работы съезда было сделано сообщение о компьютерной программе “Машина открытий” (руководитель проекта В. Митрофанов) и проведена ее демонстрация.

Окончание съезда прошло спокойно, без длинных речей, постановлений и резолюций.

Митрофанов Волюслав Владимирович
194021 г. Санкт-Петербург,
2-й Муринский пр., д. 30., кв. 43
E-mail: mitrofanovvv@mail.ru

В Гомеле 11-14 июня состоялась конференция ЛОТ “Универсальный решатель”, посвященная разработкам в области применения ТРИЗ в нетехнических областях, преимущественно в образовании.

Конференция готовилась в течение года по переписке. Кроме сотрудников ЛОТ, к участию были приглашены исполнительный директор МАТРИЗ Михаил Рубин и члены БелООТРИЗ, а также несколько гостей конференции. Материальную поддержку конференции оказал благотворительный Фонд имени Михаила Дворкина.

Формула конференции: заочное ознакомление с проектами по переписке -установочный доклад - коллективная работа над проектом. В среднем очная работа над одним проектом занимала 3-4 часа. На конференции обсуждались следующие проекты:

  • Теория создания теорий. Мурашковский Ю. (Латвия)
  • Школьный курс физики как цепочка открытых задач Камин А. (Украина)
  • Сборник творческих задач по биологии с алгоритмом решения Андржеевская И. (Белоруссия)
  • Некоторые подходы к построению нелинейных курсов на основе ТРИЗ на примере интегрированного курса ОТСМ-ТРИЗ и английского языка. Сокол А. (Латвия)
  • О диагностике креативности младших школьников Гин С. (Белоруссия)
  • Механизмы ТРИЗ как универсальные инструменты решения творческих задач. Рубин М. (Россия)
  • Противоречия образования и ТРИЗ-педагогика Гин А. (Белоруссия)

Участники конференции приняли решение о совместном ведении ряда проектов. По результатам конференции принято решение записать CD-диск с включением видео-сюжетов. Решено также сделать конференцию регулярной.

Гин Анатолий Александрович
E-mail: Guin@trizway.com

25-27 июня в Челябинске состоялась, ставшая уже традиционной, 4-я научно-практическая конференция “Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ”.

В силу того, что в конференции в очной или заочной форме приняли участие педагоги из разных регионов России и других стран ближнего и дальнего Зарубежья, конференции решено было присвоить статус международной.

Конференция была организована ОО “ТРИЗ-Форум” и Агенством интеллектуальной собственности АиС при информационной поддрежке информационно-издательского центра “ТРИЗ-инфо” и Фонда материалов по ТРИЗ ЧОУНБ.

В этом году на конференции была выделена главная тема “Возможности и перспективы межпредметного применения ТРИЗ”. К участию в конференции приглашались педагоги, ведущие самостоятельно или в составе группы, системную экспериментальную работу по применению ТРИЗ в школьном образовании.

На обсуждение конференции выносились следующе вопросы:

  • организация работы по межпредметному применению ТРТЛ-ТРИЗ-РТВ;
  • ТРИЗ в естественно-научном направлении;
  • преподавание ТРТЛ-ТРИЗ-РТВ как межпредметных курсов.

Конференция проходила в Челябинском государственном педагогическом университете.

Научные руководители конференции - Гафитулин Марат Семенович, к.п.н. (г, Жуковский, Московская обл.), Нестеренко Алла Александровна (г. Петрозаводск), Сидорчук Татьяна Александровна, к.п.н. (г. Ульяновск).

В конференции приняло участие 40 человек из 14 городов и населенных мест - Челябинска, Трехгорного Челябинской области, Чебаркуля Челябинской области, Златоуста Челябинской области, Петрозаводска, Жуковского Московской области, Ульяновска, Минска, Норильска, Новосибирска, Красноярска, Санкт-Петербурга, Усть-Илимска Иркутской области, пос. Лесной Кировской области.

В первый день конференции было заслушано 6 пленарных докладов.

В конце первого дня работы участникакм конференции были показны документальные фильмы о жизни Г.С. Альтшуллера “Алгоритм изобретения” (Центрнаучфильм) и “Игра” (петрозаводской студии телевидения).

Во второй и третий день работы выступали участники конференции. Всего было представлено 27 докладов. Кроме этого, в ходе работы конференции были зачитаны доклады заочных участников.

Доклады были разделены по тематике следующим образом:

  • закономерности и прогнозы;
  • методика преподаванния предметов с использованием ТРИЗ;
  • методика преподавания ТРИЗ и РТВ;
  • ТРИЗ-конкурсы;
  • ТРИЗ для педагога (решение педагогических задач средствами ТРИЗ);
  • диагностика.

Тезисы докладов, присланные на конференцию были выложены на методической странице сайта А.А. Нестреренко (http://home.onego.ru/~alla_triz). Они находились там до окончания конференциии.

Выпущены тезисы докладов участников конференции. Все выступившие на конференции с докладами получили сертификаты.

Соб. инф.

С 10 по 12 июля 2001 года в Великом Новгороде состоялись 2-й съезд Международной Ассоциации ТРИЗ и научно-практическая конференция “Творчество во имя достойной жизни”.

В работе конференции приняли участие представители региональных общественных организаций ТРИЗ-движения России, Украины, Беларуси, Казахстана, Латвии, Франции.

Первый день конференции был посвящён вопросам ТРИЗ-образования. Было отмечено, что экспансия ТРИЗ в педагогику является характерным признаком сегодняшнего момента.

Общие вопросы методологии и целей воспитания творческой личности рассматривались в выступлениях Тамберга Ю.Г., Кукалева С.В., Лимаренко А.В.

Вопросы опыта обучения ТРИЗ слушателей разного возраста и профессиональной деятельности обсуждались в выступлениях Шустермана М.Н. (дошкольное образование), Рубиной Н.В. (начальная школа), Козыревой Н.А., Разумовой Т.Ю., Братцевой Г.Г., Мееровича М.И., Шрагиной Л.И., Дмитриева В.А., Игнатьевой А.Г. (средняя школа), Брагиной Л.М., Гасанова А.И. (высшая школа), Сибирякова В.Г., Семёновой Л.Н., Шустермана М.Н., Корзун А.В. (профессиональная школа).

С информацией о деятельности лаборатории образовательных технологий в г. Гомеле (ЛОТ “Универсальный решатель”) выступил Гин А.А.

Второй день был посвящён общим проблемам ТРИЗ и применением ТРИЗ вне техники.

Обсуждались вопросы, связанные с решением конкретных производственных задач (Гитин А.В.), с методиками работы над проблемами (Кислов В.А., Серединский А.В., Сибиряков В.Г., Козырева Н.А., Павлов В.В., Аксельрод Б.М.) Проблемы, связанные с выходом ТРИЗ за рамки технической области, обозначены в выступлениях Митрофанова В.В., Рубина М.С., Пигорова Г.С. Мурашковским Ю.С. и Пащенко А.М. представлен анализ стадий развития научных представлений.

В рамках конференции были заявлены и проведены “Круглые столы” по проблемам:

  • “Педагогическая диагностика креативности мышления учащихся” (Братцева Г.Г.),
  • “Решательность как принцип ТРИЗ” (Лимаренко А.В.),
  • “Этапы развития научных представлений” (Мурашковский Ю.С.),
  • “Химия в ТРИЗ” (Михайлов В.А.),
  • “Психология творчества и в частности тризовца” (Грановская Р.М.),
  • “Совершенствование методической работы школы, работающей по технологиям личностно - ориентированной педагогики” (Арсентьева Л.В.),
  • “Направление развития МАТРИЗ на 2 года” (Сибиряков В.Г., Семёнова Л.Н. Прогнозный тренинг).

В ходе работы конференции подведены итоги конкурса МАТРИЗ-2001, вручены дипломы и призы победителям, благодарности участникам и руководителям. Зачитаны, поступившие в адрес участников съезда и конференции поздравления и приветствия от ОО “ТРИЗ Израиля”, института Г.С. Альтшуллера (США), вице-президента ТРИЗ-Франс Д. Коваллуччи.

Участники конференции выразили благодарность коллегам из Новгородской областной общественной организации ТРИЗ за подготовительную и организационную работу к съезду.

По материалам конференции выпущен сборник тезисов.

Корзун Анна Валерьевна
E-mail: a_korzun@tut.by

26-28 сентября 2001 года в Хельсинки (Финляндия) прошла 4-я международная конференция на тему “Создание человеческого капитала (Учеба через всю жизнь для создания общества знаний)”.

Организаторы конференции - Фонд KVS и Финское общество исследований по образованию взрослых. Конференция обсуждала пути воспитания у людей интереса и способности к учебе и творчеству на работе и в повседневной жизни. Были определены такие понятия как создание знаний, управление знаниями, производство знаний и человеческий капитал. Ключевые докладчики - профессора из Германии, Великобритании, Нидерландов, США и Финляндии.

Соб. инф.

II Межвузовская научно-практическая конференция “Творческие технологии в реформировании образовательной системы России” 1-3 ноября 2001 г. г. Челябинск

Основные темы конференции:

  1. Системный подход в технологии передачи знаний и деятельности.
  2. Бисистема: технологии ТРИЗ и ФСА в учебных дисциплинах.
    а) Объединение инструментария ТРИЗ-ФСА и традиционной педагогики -новая ступень в развитии технологий передачи знаний и деятельности.
    б) ФСА технологии передачи знаний и деятельности (учебного материала). Структурирование учебного материала. Функционально-смысловая группировка учебного материала. Конструирование учебного материала.
  3. Технологии РТВ в непрерывном творческом развитии.
    а) РТВ как система формирования надпорогового мышления заданного качества. Тупики “простоты применяемости” и “понятности” в технологиях РТВ. Инструментарий РТВ как скрытая свертка в процессе восприятия и обработки информации - модель “домино” - сложи как надо (г.Челябинск).
    б) Практика применения технологий РТВ.

Альтшуллеровские чтения

РТВ в работах Г.С.Альтшуллера. На данных чтениях будут обсуждаться

а) вопросы преодоления психологических барьеров, возникающих на пути к новому: использование инструментов управления мышлением; использование планомерного пошагового анализа и синтеза; использование закономерностей развития технических и социально-технических систем; использование аналогий противоречия. Преобразование приемов развития воображения в инструментарий анализа.

б) система развития творческого мышления:

  • упражнения на формулирование ИКР;
  • упражнения на простые приемы;
  • упражнения на применение системного инструментария - фантограмм, ММЧ, РВС и прочее;
  • упражнения на анализ НФЛ - шкала “Фантазия 2”;
  • упражнения на создание “патентного фонда” идей писателей-фантастов.

в) “идеальный мыслитель” - методология РТВ.

Южно-Уральский государственный университет
Фонд развития ТРИЗ на урале
Е.Щепетов, Б.Шмаков, В.Лихолетов
454084 г.Челябинск, а.я.4879
тел. (3512) 65-69-60.
E-mail: boris@nw5serv.law.susu.ac.ru

СЕМИНАРЫ

С 21 по 23 июня в Челябинске был проведен семинар “ТРИЗ в школе”.

Семинар провели:

  • автор и руководитель семинара - сертифицированный специалист Международной Ассоциации ТРИЗ Алла Александровна Нестеренко (г. Петрозаводск);
  • стажер - преподаватель математики Галина Валентиновна Белова (г. Петрозаводск).

Слушателями семинара были 27 учителей начального, среднего и высшего образовательного звена из Челябинска и области, а также из Минска, Новосибирска, Усть-Илимска, Норильска.

Участники семинара познакомились с теорией и практикой применения элементов ТРИЗ и РТВ в начальной школе на уроках русского языка и литературы и на уроках естественно-научных дисциплин. Слушатели отметили высокий уровень содержания семинара и методики его проведения. Подавляющее большинство слушателей выразили свою признательность и благодарность преподавателям семинара и готовность продолжить свое обучение у них.

Семинар был организован ОО “ТРИЗ-Форум” и Агентством интеллектуальной собственности А-ИС на базе Челябинского государственного педагогического университета и при участии Информационно-издательского центра “ТРИЗ-инфо”.

Березина Валентина Геннадьевна
E-mail: berezina@ais.chel.ru
т. (3512) 52-65-67

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Круглый стол ТРИЗ-ШАНС-УРАЛ был организован 15 октября 1994 года по аналогии с круглым столом ТРИЗ-ШАНС И. Викентьева в Санкт-Петербурге для обучения педагогов и обмена опытом преподавания ТРИЗ в школе и детских садах.

“Круглый стол” был организован на базе Челябинского государственного педагогического университета на основе Договора о совместной деятельности.

За период существования Круглого стола с октября 1994 по сентябрь 1997 года были проведены следующие мероприятия:

1. Авторские учебно-практические семинары по ТРИЗ для педагогов-преподавателей Системы ТРИЗ-ШАНС М. Гафитулина, С. Ефремова, В. Ефремова, А. Гина, Н. Хоменко, И. Мурашковской, Ю. Мурашковского, В. Березиной, Т. Сидорчук, преподавателей Ассоциации ТРИЗ М. Мееровича и Л. Шрагиной в объеме 40 часов.

Всего было проведено 16 семинаров. В том числе:

  • для учителей начальной школы и воспитателей детских садов - 9;
  • для средней и старшей школы - 3;
  • общеознакомительных - 3;
  • для директоров и завучей школ - 1.

На семинарах прошли обучение около 420 человек, в том числе на каждом семинаре бесплатно обучались 2-4 преподавателя или студента Челябинского педагогического университета и педучилища.

2. Было проведено 22 “Круглых стола” по ТРИЗ для воспитателей детских садов и преподавателей школ и вузов по обмену опытом преподавания ТРИЗ.

На “круглых столах” выступили:

  • преподаватели системы ТРИЗ-ШАНС - 8 человек;
  • преподаватели Ассоциации ТРИЗ - 5 человек;
  • преподаватели вузов - 3 человека;
  • преподаватели педучилищ - 2 человека;
  • учителя средней и старшей школы - 3 человека;
  • учителя начальной школы - 20 человек;
  • воспитатели детских садов - 4 человека;
  • студенты педучилища - 5 человек.

На “круглых столах” присутствовали от 35 до 90 участников из 26 городов и поселков Челябинской и Свердловской областей.

3. На всех мероприятиях ТРИЗ-ШАНС-УРАЛ была организована продажа литературы по ТРИЗ. Представительством ТРИЗ-ШАНС-УРАЛ напечатана экспериментальный выпуск методического пособия по ТРИЗ С. Гин “Мир фантазии” тиражом 250 экземпляров. Каждый выступающий на “круглом столе” педагог получает книги или методические пособия по ТРИЗ.

4. Мероприятия представительства ТРИЗ-ШАНС-УРАЛ за отчетный период охватили более 600 педагогов Челябинской, Свердловской, Тюменской областей, республики Башкортостан и приобрели у них признательность и популярность.

5. С момента организации “круглого стола” в Челябинске представителей ТРИЗ-ШАНС регулярно приглашают для организации городских и областных олимпиад для школьников и учащихся профтехучилищ “Шаг в будущее”, “Одиссея разума”, “Робинзонада” и др.

За период работы с сентября 1997 по сентябрь 2001 года были проведены следующие мероприятия:

  1. Проведен 21 “круглый стол”. На них преимущественно шел обмен опытом работы между педагогами школ и детских садов г. Челябинска. Кроме этого были выступления-занятия С.И. Гин. М.С. Гафитулина, Г.И. Иванова, А.В. Подкатилина, Б.В. Шмакова, В.П. Гальетова, Л.А. Кожевниковой, В.Г. Березиной.
  2. Проведено 10 авторских учебных семинаров преподавателей: к.п.н. Т.А. Сидорчук, Н.И. Королевой, С.И. Гин, А.В. Подкатилина, А.А. Нестеренко, на которых прошли обучение свыше 200 педагогов городов Урала.
  3. С 1998 года по инициативе ОО “ТРИЗ-Форум” и при поддержке информационно-издательского центра “ТРИЗ-инфо” на базе педуниверситета организовано 4 учебно-практических конференции по ТРИЗ-педагогике, в которых приняли участие 162 человека. После каждой конференции публиковались тезисы докладов и материалы конференции.
  4. М. Хазинурова и И. Орлова, прошедшие обучение на наших семинарах, принимавшие участие в конференциях и круглых столах приняли участие в международном конкурсе учителей в Артеке.

Березина Валентина Геннадьевна, организатор мероприятий
E-mail: berezina@chel.surnet.ru
т. (3512) 52-65-67

21 сентября 2001 года в Минске начал свою работу городской клуб воспитателей дошкольных учреждений, работающих с использованием ТРИЗ-технологий.

Клубная деятельность является совместным проектом Минского городского методического кабинета (инициатор Жихар Ольга Петровна) и Минского Центра ОТСМ-ТРИЗ-технологий (инициатор Корзун Анна Валерьевна). На первой встрече присутствовали 23 воспитателя, из них 11 проходили обучение в двухгодичной школе для школьных педагогов. Участники познакомились с новинками литературы по ТРИЗ-педагогике, с обновлениями на сайте Минского Центра ОТСМ-ТРИЗ и рейтингом популярности материалов. Обсудили вопросы обеспечения всех участников клуба программными и методическими материалами по ТРИЗ-педагогике в детском саду, а также наметили основные принципы работы клуба.

На базе методического кабинета создан фонд литературы для воспитателей, который постоянно пополняется. Любой воспитатель города имеет возможность получить литературу для ознакомления и копирования, ввиду острой нехватки методического материала. В дальнейших планах клубной деятельности - взаимопосещения дошкольных учреждений, в которых работают участники с целью обмена опытом, проведение практических тренингов по применению конкретных инструментов в педагогической деятельности, привлечение заинтересованных педагогов и организация их обучения, педагогические встречи.

На следующей встрече будет обсуждаться вопрос взаимодействия “дошкольной” ТРИЗ с другими образовательными технологиями.

Корзун Анна Валерьевна
E-mail: a_korzun@tut.by

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)