Новости ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Новости ТРИЗ

Из "Новостей ТРИЗ-движения"
№ 20 (февраль 2001 - апрель 2001 года)

Желающие получать полный текст
"Новостей ТРИЗ-движения"
могут обратиться в ОО "ТРИЗ-Форум"
по адресу: vital@chel.surnet.ru
или 454112, г.Челябинск, а/я 10065,
Кожевниковой Любови Анатольевне.

ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Отчет о спецкурсе “Современные технологии творчества” (Лицей №1 г. Минска, 2000 г.)

В течении двух четвертей в 2000 году в Лицее № 1 я вел спецкурс “Современные технологии творчества”, на котором основное место было уделено овладению ОТСМ-ТРИЗ-технологиями. Другой целью было показать школьные предметы, как взаимосвязанные части одной системы, их взаимное дополнение друг другом. Еще раз подчеркну, что это был курс ориентированный именно на овладения ОТСМ-ТРИЗ-технологиями, а не курс физики или биологии, в который бы вставлялись с различной целью изобретательские задачи. Это отличительная черта - в прошлом году спецкурс был ориентирован на решение задач с помощью физических эффектов, т.е., по правде говоря, это был спецкурс по решению физических задач, в котором давались элементы ТРИЗ-технологий.

Программа спецкурса “Современные технологии творчества” была одобрена и утверждена Институтом усовершенствования учителей г. Минска, что позволяет теперь использовать его, как план спецкурса в любой из школ, лицеев, колледжей и гимназий г. Минска.

Занятие проводились с параллелью 8-х классов по два часа в неделю с каждым классом, кроме этого проводились еще дополнительные занятия (2 часа) факультативно. Таким образом, с учетом факультативных занятий курс занял 62 учебных часа. В целом занятия проводились в соответствии с утвержденным планом.

В ноябре, во время осенних каникул был проведен турнир по игре “Да-Нет”. Об этом турнире уже сообщалось. На этом турнире участвовало несколько команд-участниц, в том числе и из педагогического колледжа № 2 им. М. Танка (г. Минск).

Хочется отметить, что, несмотря на успешно проведенный в целом курс, возник ряд вопросов или проблем о которых я хотел бы предупредить коллег.

  1. Нестандартный, не вписывающийся в общий контекст школьных предметов курс вызвал вопросы как у учеников, так и у коллег-учителей и у родителей. Действительно, трудно принять что-то новое - ведь это не физика, не химия, не биология. Это все вместе и вместе с тем не типичный школьный предмет. Некоторым ребятам было интересно решать изобретательские задачи, некоторым достаточно все равно, а некоторые не понимали зачем все это - ведь тяжело мыслить нестандартно. Поэтому проскальзывающую в литературе мысль о том, что ребятам нравиться решать творческие, нестандартные задачи я считаю несколько преувеличенной. В процентном соотношении количество заинтересовавшихся, скорее да, скорее нет и противников выглядело как 20/50/25/5. Как видно к середине курса большинство ребят удалось заинтересовать. Коллеги учителя отнеслись к этому так: чем бы дитя не тешилось... Приглашение прийти и посмотреть, чем мы занимаемся на уроках, принял только один учитель. Во время сдачи на категорию было еще пять коллег. Из родителей только один лично пришел на урок, хотя родители неоднократно приглашались посетить урок, а сами часы были в субботу (т.е. никаких проблем с тем, чтобы прийти не было). Нужно отметить, что он остался очень доволен.
  2. Негативное отношение к предмету коллег и учеников. Первым не нравиться то, что дети начинают думать самостоятельно и задавать вопросы, выходящие за рамки школьной программы или требующие знаний по предмету. В частности, ММЧ (метод маленьких человечков) очень способствует проникновение вглубь физических явлений и соответственно встает множество вопросов по физике. Больше удивило нежелание и боязнь некоторых учеников решать нестандартные задачи.

В решении двух вышеизложенных задач и будет развиваться курс в будущем.

В этом полугодии ребятам читается другой спецкурс “Методы физического эксперимента”, но с желающими мы продолжим освоение ОТСМ-ТРИЗ-технологий факультативно.

Соколов Сергей Олегович
E-mail: s_o_sokolov@mail.ru

В апреле 2001 года в Минске завершилась работа двухлетней (1999-2001 г.) школы-практикума для воспитателей дошкольных учреждений.

Работа была начата в сентябре 1999 года по совместной инициативе Минского центра ОТСМ-ТРИЗ-технологий (Н.Н. Хоменко) и Минского городского учебно-методического центра (О.П. Жихар). Работу с педагогами вела Корзун А.В.

Занятия проходили 2 раза в месяц. В курсе были использованы материалы Т.А.Сидорчук, И.Н. Мурашковской, А.А. Нестеренко, Н.Н. Хоменко, А.В. Корзун. Практические занятия с дошкольниками в рамках школы проводились на базе экспериментальных дошкольных учреждений г. Минска № 519 и № 464.

В течение первого года в работе приняли участие 120 педагогов города. На втором году обучения была сформирована группа в составе 42 человек, с которой занятия проводились преимущественно в форме тренингов.

Для слушателей второго года обучения в декабре 2000 года состоялся трёхдневный семинар, проведенный канд. пед. наук Сидорчук Т.А. Семинар проходил на базе Минского педагогического колледжа № 2.

На итоговой конференции 11.04.2001 г. педагоги представили свой личный опыт: методические разработки конкретных направлений (“Работа с серриционными рядами на основе линейных задач Да-Нет”, “Конструирование сказок в старшем дошкольном возрасте” и др.), наглядные пособия и разработанные игры, конспекты занятий и материалы по работе с родителями, обобщение опыта по внедрению ТРИЗ-РТВ-технологий в практику детского сада.

В 2001-2002 учебном году на базе Минского городского учебно-методического центра планируется организация педагогического клуба, в который войдут воспитатели города, работающие с использованием ТРИЗ-РТВ-технологий.

Кроме того, установлен постоянный контакт с Национальной академией последипломного образования, Минским и Брестским областными, Минским городским институтами повышения квалификации учителей, на базе которых специалистами Минского центра ОТСМ-ТРИЗ-технологий регулярно проводится работа с педагогами дошкольных учреждений.

Корзун Анна Валерьевна
E-mail: a_korzun@tut.by

КОНФЕРЕНЦИИ

ОО “ТРИЗ-Форум” и Агентство интеллектуальной собственности АИС на базе Челябинского государственного педагогического университета 25-27 июня 2001 г. проводит в г. Челябинске 4-ю научно-практическую конференцию “Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ”.

Тема конференции: “ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТРИЗ”. К участию в конференции приглашаются педагоги, ведущие (самостоятельно или в составе группы) системную экспериментальную работу по применению ТРИЗ в школьном образовании либо планирующие такую работу.

Предварительно на конференции предполагается обсудить следующие вопросы:

  • организация работы по межпредметному применению ТРТЛ - ТРИЗ - РТВ (Теория развития творческой личности, Теория решения изобретательских задач, Развитие творческого воображения),
  • ТРИЗ в естественно-научном направлении;
  • ТРИЗ в предметах гуманитарного цикла;
  • преподавание ТРТЛ - ТРИЗ - РТВ как межпредметных курсов.

Работу конференции планируется построить следующим образом:

  • 1-й день. Пленарные выступления. Индивидуальная работа ведущих с докладчиками.
  • 2-й и 3-й дни. Работа над темами конференции (возможна организация авторских мини-семинаров (мастер-классов) по тем или иным темам). Подведение итогов.

Участие в конференции БЕСПЛАТНОЕ.

Желающим участвовать в конференции необходимо уведомить об этом Оргкомитет, а также по возможности прислать свои предложения по тематике и организации работы конференции - в зависимости от этого будет строиться работа конференции.

Тезисы докладов (либо тексты докладов) необходимо прислать до 10 июня 2001 г. Представленная на конференцию работа может иметь любой объем по усмотрению автора. В случае, если объем работы превышает 4 страницы машинописного текста, к работе необходимо приложить сокращенный вариант для публикации в материалах конференции.

Возможно заочное участие в конференции. В этом случае необходимо предоставить развернутое изложение материала - объем тезисов при заочном участии от 2 до 5 страниц (но не менее 2-х страниц).

По мере поступления тезисов докладов и их готовности они будут размещаться на методической странице сайта http://home.onego.ru/~alla_triz и с ними можно будет ознакомиться. По итогам конференции традиционно будут выпущены тезисы докладов и материалы конференции.

При необходимости участникам будет выслано официальное приглашение. По этим и другим организационным вопросам необходимо обращаться в Оргкомитет.

Адрес для тех, кто имеет возможность оказать
материальную помощь в проведении конференции:

454112 г. Челябинск, а/я 10065
Кожевникова Любовь Анатольевна
E-mail: vital@chel.surnet.ru


ОРГКОМИТЕТ
Л.А. Кожевникова В.И. Авдевич
454112 г. Челябинск, а/я 10065
E-mail: vital@chel.surnet.ru
В.Г.Березина
E-mail: berezina@chel.surnet.ru
тел. (3512) 52-65-67

С 7 по 9 февраля 2001 г. в г. Жуковском на базе гимназии №1 прошла научно-практическая конференция “Развивающее обучение: от школы знания к школе познания и творчества”.

На конференции присутствовали руководители образования и педагоги из разных городов Московской области.

Направление ТРИЗ было представлено участниками ОО “ВОСХОЖДЕНИЕ” широким спектром:

  • На пленарном заседании выступил Марат ГАФИТУЛИН с докладом “ТРИЗ как инструмент развития”.
  • Ольга ГУДКОВА дала открытый урок в восьмом экспериментальном классе по новой методике “Алгоритм “Пчелка”.
  • Учащиеся второго класса с удовольствием решали “Цветовые задачи” на открытом уроке М. Гафитулина в начальной школе.
  • В работе секции “АТРИЗ в педагогике. Предмет “Русский язык” были показаны (М. Гафитулин, О. Гудкова, Анастасия ГАНИНА) практические результаты внедрения ТРИЗ-технологий в предметах “Русский язык” и “Литература”.
  • На заседании ученической научной секции “АТРИЗ” (руководитель М. Гафитулин) выступило 9 учащихся с промежуточными результатами своих исследований.

Участники конференции проявили интерес к ТРИЗ, ее потенциальным возможностям для педагогики и выразили готовность сотрудничать с ТРИЗовцами.

Гафитулин Марат Семенович
ОО “ВОСХОЖДЕНИЕ”,г. Жуковский
140182 г. Жуковский
Московской обл., а/я. 272
E-mail: marat@pt.comcor.ru

СЕМИНАРЫ

С 31 января по 2 февраля 2001 г. в Москве на базе Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана прошел Российский научно-методический семинар “Наука в школе”.

Тема семинара: “Формы и методы организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников”.

С докладами выступили представители 15 городов России, в том числе Марат ГАФИТУЛИН с темой “Проект “Исследователь”. В содержании 10-ти минутного доклада кратко были обозначены: автор ТРИЗ, роль ТРИЗ, основные направления и практические возможности ТРИЗ в исследовательской деятельности учащихся. Выступление вызвало много вопросов и интерес к ТРИЗ.

Гафитулин Марат Семенович
ОО “ВОСХОЖДЕНИЕ”,г. Жуковский
140182 г. Жуковский
Московской обл., а/я. 272
E-mail: marat@pt.comcor.ru

В Казанском государственном технологическом университете 26 января 2002 года должен состояться семинар “ВУЗ - обитель творчества”.

Предполагается выпустить сборник материалов семинара.

420029 г. Казань, а.я. 91
Скорцов Владимир Викторович
т.(8432)766596
Соснин Эдуард Анатольевич
634055 г. Томск, ул 30 лет Победы, д.8, кв.38
E-mail: badik@loi.hcei.tsc.ru

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Красноярский научно-образовательный центр инженерного и педагогического творчества (НОЦИПТ)

Центр планирует:

  • оказывать всемерную поддержку творческим педагогам, проводить семинары, конференции,
  • обучать педагогические кадры, организовывать постоянный обмен опытом и достижениями,
  • давать консультации и оказывать другие виды содействия в достижении основной цели деятельности центра - учить творчеству, используя современные научные достижения и методологии творчества.

В ближайших планах центра: организация и проведение краевой конференции “Педагогика творчества: исследования, разработки, инновации”, симпозиума “Интеллектуальные технологии в научно-техническом творчестве и изобретательстве”.

Россия, 660074 г. Красноярск-74,
ул. Киренского, 26, КГТУ
E-mail: root@kgtu.runnet.ru

Для информационной связи:
Абовский Наум Петрович
Abovskiy@concon.kgtu.runnet.ru
т. (3912) 49-75-58
Козлов Анатолий Владимирович
rts@ns.kgtu.runnet.ru
т. (3912) 49-77-52.
Козлов Анатолий Владимирович
660049 г. Красноярск-49, пр. Мира, 76, ИПК РО,
корпус 2 т. (3912) 27-16-80
E-mail: triz@cross.krasnoyarsk.su

При Международном открытом университете Поволжья создана Лаборатория Технологией Творчества.

Университет - небольшая, но первоэтапная организация, ректор и создатель которой Светлана Михайловна Ляпидовская, весьма заинтересована в создании новой системы образования. Университет весьма заинтересован в сотрудничестве с другими учебными заведениями, в том числе за рубежом.

Практическая и теоретическая работа в Лаборатории ведутся с декабря 2000 года.

Сотрудников пока двое.

Мы заинтересованы в сотрудничестве со всеми, кто стремится к повышению эффективности своей работы и деятельности.

Ниже приводится концепция деятельности Лаборатории.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОВОЛЖЬЯ
ЛАБОРАТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСТВА
(концепция)

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Как в управлении организациями, так и в системе образования многочисленные перестройки, реструктуризации и реорганизации продолжают осуществляться методом проб и ошибок - самым древним и самым неэффективным методом. В то же время именно в России были разработаны две технологии, позволяющие гарантированно получать необходимый результат в массовом использовании. Это такие технологии как “Система Станиславского” - технология “работы актера над собой” и Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), позволяющая обученному специалисту находить решение, основанное на законах развития технических систем.

В настоящее время можно ставить и решать задачу о выявлении, использовании и обучению использованию применению законов развития социально-технологических систем (организаций). Основной формой использования законов развития в различных сферах может являться технология.

Проблема состоит в том, что требуются все более и более эффективные технологии решения социальных, производственных, экономических, управленческих и образовательных проблем, однако отсутствуют социальные механизмы выявления необходимости, проектирования и использования таких технологий.

Общественная потребность (социальный заказ) на переход к эффективным технологиям в управлении, образовании все более широко осознается, но отсутствуют и концепция такого перехода, и методы, и средства, и кадры, способные проектировать программы перехода на использование таких технологий.

В итоге во многих областях человеческой деятельности, в том числе в управлении и в образовании, результаты достигаются с большими затратами ресурсов и человеческой энергии.

ЦЕЛЬ ЛАБОРАТОРИИ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСТВА: разработка механизмов перехода к высокоэффективным технологиям в различных областях человеческой деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • исследование процессов “творчества” в организациях;
  • разработка высокоэффективных технологий решения творческих проблем в различных областях;
  • апробация новых технологий и их влияния на эффективность человека, группы и организации;
  • практическое обучение методам разработки технологий в управлении и образовании;
  • аккумулирование и распространение опыта создания высокоэффективных технологий.

ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЛАБОРАТОРИИ состоит в том, что ее сотрудники:

  • сознательно строят собственную деятельность на основе высокоэффективных технологий внутри Лаборатории;
  • исследуют процессы использования высокоэффективных технологий внутри Лаборатории;
  • используют высокоэффективные технологии “внедрения” или “выращивания” высокоэффективных технологий внутри организаций;
  • исследуют влияние высокоэффективных технологий на эффективность как отдельных сотрудников, так и всего персонала организаций;
  • оформляют и публикуют результаты исследований;

ИМЕЮЩИЙСЯ ОПЫТ И РЕСУРСЫ:

  1. В г. Чебоксары работают в этом направлении Мастер ТРИЗ, к.х.н. Михайлов В.А. и консультант по средствам ТРИЗ и ФСА Гальетов В.П.
  2. В России есть несколько центров, ведущих обучение и консультации по ТРИЗ и ФСА, в том числе недавно организованный Институт ТРИЗ в г. Иркутске.
  3. За рубежом, в США, во Франции, в Израиле также есть люди и организации, работающие в области ТРИЗ и ФСА.
  4. Есть книги и пособия, есть программы курсов и семинаров.
  5. В ряде городов России и зарубежья проводятся семинары и конференции по проблемам ТРИЗ и ФСА.

С ЧЕГО МОЖНО НАЧАТЬ РАБОТУ.

ЗАДАЧА 1. Поиск и выращивание кадров Лаборатории.

Пути: проведение обучающих семинаров для студентов и специалистов по ТРИЗ и ФСА как базовым технологиям.

Отбор наиболее способных слушателей для дальнейшей работы в Лаборатории.

Проведение Семинара-совещания по проблемам ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ.

ЗАДАЧА 2. Практическое применение имеющегося инструментария (активного слушания и консультирования) в работе с педагогами и руководителями.

ЗАДАЧА 3. Фиксация и распространение имеющегося практического опыта.

НА ЧТО МОЖНО РАССЧИТЫВАТЬ ЧЕРЕЗ ГОД-ПОЛТОРА РАБОТЫ:

Кадры: увеличение постоянного состава сотрудников Лаборатории в г. Чебоксары до 5 -7 человек.

Привлечение виртуальных сотрудников из России и ближнего зарубежья: до 10-15 человек.

Публикации:

  1. в массовой прессе: до 5 публикаций;
  2. в Интернет: создание сайта по высокоэффективным технологиям;
  3. в научной печати: до 2 оригинальных статей;
  4. сборник статей по высокоэффективным технологиям (до 2 -х печатных листов).

Конференции и семинары:

  1. 1 семинар-совещание для руководителей организаций в г. Чебоксары и Чувашии, отличающийся тем, что руководителям не только предоставляют информацию, но и помогают осознать проблему перехода на высокоэффективные технологии деятельности, выясняют актуальность этой проблемы для них;
  2. 3-4 обучающих семинара для молодых специалистов и студентов в г. Чебоксары.
  3. 2-3 семинара в городах Чувашии.
  4. 3-4 семинара в городах России.
  5. 1 международная конференция (с участием коллег из ближнего и дальнего Зарубежья);

Гальетов Валерий Павлович
e-mail: vgalyetov@mailru.com

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)