|
|||||||
№ 20 (февраль 2001 - апрель 2001 года) Желающие получать полный текст
ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙОтчет о спецкурсе “Современные технологии творчества” (Лицей №1 г. Минска, 2000 г.) В течении двух четвертей в 2000 году в Лицее № 1 я вел спецкурс “Современные технологии творчества”, на котором основное место было уделено овладению ОТСМ-ТРИЗ-технологиями. Другой целью было показать школьные предметы, как взаимосвязанные части одной системы, их взаимное дополнение друг другом. Еще раз подчеркну, что это был курс ориентированный именно на овладения ОТСМ-ТРИЗ-технологиями, а не курс физики или биологии, в который бы вставлялись с различной целью изобретательские задачи. Это отличительная черта - в прошлом году спецкурс был ориентирован на решение задач с помощью физических эффектов, т.е., по правде говоря, это был спецкурс по решению физических задач, в котором давались элементы ТРИЗ-технологий. Программа спецкурса “Современные технологии творчества” была одобрена и утверждена Институтом усовершенствования учителей г. Минска, что позволяет теперь использовать его, как план спецкурса в любой из школ, лицеев, колледжей и гимназий г. Минска. Занятие проводились с параллелью 8-х классов по два часа в неделю с каждым классом, кроме этого проводились еще дополнительные занятия (2 часа) факультативно. Таким образом, с учетом факультативных занятий курс занял 62 учебных часа. В целом занятия проводились в соответствии с утвержденным планом. В ноябре, во время осенних каникул был проведен турнир по игре “Да-Нет”. Об этом турнире уже сообщалось. На этом турнире участвовало несколько команд-участниц, в том числе и из педагогического колледжа № 2 им. М. Танка (г. Минск). Хочется отметить, что, несмотря на успешно проведенный в целом курс, возник ряд вопросов или проблем о которых я хотел бы предупредить коллег.
В решении двух вышеизложенных задач и будет развиваться курс в будущем. В этом полугодии ребятам читается другой спецкурс “Методы физического эксперимента”, но с желающими мы продолжим освоение ОТСМ-ТРИЗ-технологий факультативно. Соколов Сергей Олегович
В апреле 2001 года в Минске завершилась работа двухлетней (1999-2001 г.) школы-практикума для воспитателей дошкольных учреждений. Работа была начата в сентябре 1999 года по совместной инициативе Минского центра ОТСМ-ТРИЗ-технологий (Н.Н. Хоменко) и Минского городского учебно-методического центра (О.П. Жихар). Работу с педагогами вела Корзун А.В. Занятия проходили 2 раза в месяц. В курсе были использованы материалы Т.А.Сидорчук, И.Н. Мурашковской, А.А. Нестеренко, Н.Н. Хоменко, А.В. Корзун. Практические занятия с дошкольниками в рамках школы проводились на базе экспериментальных дошкольных учреждений г. Минска № 519 и № 464. В течение первого года в работе приняли участие 120 педагогов города. На втором году обучения была сформирована группа в составе 42 человек, с которой занятия проводились преимущественно в форме тренингов. Для слушателей второго года обучения в декабре 2000 года состоялся трёхдневный семинар, проведенный канд. пед. наук Сидорчук Т.А. Семинар проходил на базе Минского педагогического колледжа № 2. На итоговой конференции 11.04.2001 г. педагоги представили свой личный опыт: методические разработки конкретных направлений (“Работа с серриционными рядами на основе линейных задач Да-Нет”, “Конструирование сказок в старшем дошкольном возрасте” и др.), наглядные пособия и разработанные игры, конспекты занятий и материалы по работе с родителями, обобщение опыта по внедрению ТРИЗ-РТВ-технологий в практику детского сада. В 2001-2002 учебном году на базе Минского городского учебно-методического центра планируется организация педагогического клуба, в который войдут воспитатели города, работающие с использованием ТРИЗ-РТВ-технологий. Кроме того, установлен постоянный контакт с Национальной академией последипломного образования, Минским и Брестским областными, Минским городским институтами повышения квалификации учителей, на базе которых специалистами Минского центра ОТСМ-ТРИЗ-технологий регулярно проводится работа с педагогами дошкольных учреждений. Корзун Анна Валерьевна
КОНФЕРЕНЦИИОО “ТРИЗ-Форум” и Агентство интеллектуальной собственности АИС на базе Челябинского государственного педагогического университета 25-27 июня 2001 г. проводит в г. Челябинске 4-ю научно-практическую конференцию “Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ”. Тема конференции: “ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ТРИЗ”. К участию в конференции приглашаются педагоги, ведущие (самостоятельно или в составе группы) системную экспериментальную работу по применению ТРИЗ в школьном образовании либо планирующие такую работу. Предварительно на конференции предполагается обсудить следующие вопросы:
Работу конференции планируется построить следующим образом:
Участие в конференции БЕСПЛАТНОЕ. Желающим участвовать в конференции необходимо уведомить об этом Оргкомитет, а также по возможности прислать свои предложения по тематике и организации работы конференции - в зависимости от этого будет строиться работа конференции. Тезисы докладов (либо тексты докладов) необходимо прислать до 10 июня 2001 г. Представленная на конференцию работа может иметь любой объем по усмотрению автора. В случае, если объем работы превышает 4 страницы машинописного текста, к работе необходимо приложить сокращенный вариант для публикации в материалах конференции. Возможно заочное участие в конференции. В этом случае необходимо предоставить развернутое изложение материала - объем тезисов при заочном участии от 2 до 5 страниц (но не менее 2-х страниц). По мере поступления тезисов докладов и их готовности они будут размещаться на методической странице сайта http://home.onego.ru/~alla_triz и с ними можно будет ознакомиться. По итогам конференции традиционно будут выпущены тезисы докладов и материалы конференции. При необходимости участникам будет выслано официальное приглашение. По этим и другим организационным вопросам необходимо обращаться в Оргкомитет. Адрес для тех, кто имеет возможность оказать
С 7 по 9 февраля 2001 г. в г. Жуковском на базе гимназии №1 прошла научно-практическая конференция “Развивающее обучение: от школы знания к школе познания и творчества”. На конференции присутствовали руководители образования и педагоги из разных городов Московской области. Направление ТРИЗ было представлено участниками ОО “ВОСХОЖДЕНИЕ” широким спектром:
Участники конференции проявили интерес к ТРИЗ, ее потенциальным возможностям для педагогики и выразили готовность сотрудничать с ТРИЗовцами. Гафитулин Марат Семенович
СЕМИНАРЫС 31 января по 2 февраля 2001 г. в Москве на базе Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана прошел Российский научно-методический семинар “Наука в школе”. Тема семинара: “Формы и методы организации научно-исследовательской деятельности старшеклассников”. С докладами выступили представители 15 городов России, в том числе Марат ГАФИТУЛИН с темой “Проект “Исследователь”. В содержании 10-ти минутного доклада кратко были обозначены: автор ТРИЗ, роль ТРИЗ, основные направления и практические возможности ТРИЗ в исследовательской деятельности учащихся. Выступление вызвало много вопросов и интерес к ТРИЗ. Гафитулин Марат Семенович
В Казанском государственном технологическом университете 26 января 2002 года должен состояться семинар “ВУЗ - обитель творчества”. Предполагается выпустить сборник материалов семинара. 420029 г. Казань, а.я. 91
ПРЕЗЕНТАЦИИКрасноярский научно-образовательный центр инженерного и педагогического творчества (НОЦИПТ) Центр планирует:
В ближайших планах центра: организация и проведение краевой конференции “Педагогика творчества: исследования, разработки, инновации”, симпозиума “Интеллектуальные технологии в научно-техническом творчестве и изобретательстве”. Россия, 660074 г. Красноярск-74,
Для информационной связи:
При Международном открытом университете Поволжья создана Лаборатория Технологией Творчества. Университет - небольшая, но первоэтапная организация, ректор и создатель которой Светлана Михайловна Ляпидовская, весьма заинтересована в создании новой системы образования. Университет весьма заинтересован в сотрудничестве с другими учебными заведениями, в том числе за рубежом. Практическая и теоретическая работа в Лаборатории ведутся с декабря 2000 года. Сотрудников пока двое. Мы заинтересованы в сотрудничестве со всеми, кто стремится к повышению эффективности своей работы и деятельности. Ниже приводится концепция деятельности Лаборатории. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОВОЛЖЬЯ
ЛАБОРАТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСТВА (концепция)
АКТУАЛЬНОСТЬ. Как в управлении организациями, так и в системе образования многочисленные перестройки, реструктуризации и реорганизации продолжают осуществляться методом проб и ошибок - самым древним и самым неэффективным методом. В то же время именно в России были разработаны две технологии, позволяющие гарантированно получать необходимый результат в массовом использовании. Это такие технологии как “Система Станиславского” - технология “работы актера над собой” и Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), позволяющая обученному специалисту находить решение, основанное на законах развития технических систем. В настоящее время можно ставить и решать задачу о выявлении, использовании и обучению использованию применению законов развития социально-технологических систем (организаций). Основной формой использования законов развития в различных сферах может являться технология. Проблема состоит в том, что требуются все более и более эффективные технологии решения социальных, производственных, экономических, управленческих и образовательных проблем, однако отсутствуют социальные механизмы выявления необходимости, проектирования и использования таких технологий. Общественная потребность (социальный заказ) на переход к эффективным технологиям в управлении, образовании все более широко осознается, но отсутствуют и концепция такого перехода, и методы, и средства, и кадры, способные проектировать программы перехода на использование таких технологий. В итоге во многих областях человеческой деятельности, в том числе в управлении и в образовании, результаты достигаются с большими затратами ресурсов и человеческой энергии. ЦЕЛЬ ЛАБОРАТОРИИ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСТВА: разработка механизмов перехода к высокоэффективным технологиям в различных областях человеческой деятельности. ЗАДАЧИ:
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЛАБОРАТОРИИ состоит в том, что ее сотрудники:
ИМЕЮЩИЙСЯ ОПЫТ И РЕСУРСЫ:
С ЧЕГО МОЖНО НАЧАТЬ РАБОТУ. ЗАДАЧА 1. Поиск и выращивание кадров Лаборатории. Пути: проведение обучающих семинаров для студентов и специалистов по ТРИЗ и ФСА как базовым технологиям. Отбор наиболее способных слушателей для дальнейшей работы в Лаборатории. Проведение Семинара-совещания по проблемам ЭФФЕКТИВИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ. ЗАДАЧА 2. Практическое применение имеющегося инструментария (активного слушания и консультирования) в работе с педагогами и руководителями. ЗАДАЧА 3. Фиксация и распространение имеющегося практического опыта. НА ЧТО МОЖНО РАССЧИТЫВАТЬ ЧЕРЕЗ ГОД-ПОЛТОРА РАБОТЫ: Кадры: увеличение постоянного состава сотрудников Лаборатории в г. Чебоксары до 5 -7 человек. Привлечение виртуальных сотрудников из России и ближнего зарубежья: до 10-15 человек. Публикации:
Конференции и семинары:
Гальетов Валерий Павлович
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |