|
|||||||
№ 19 (декабрь 2000 - январь 2001 года) Желающие получать полный текст
ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙОтчет о 4-м турнире лицея № l г. Минска по игре "Да Нет" Турнир проходил 3-го ноября 2000 г. в лицее №1 г. Минска. В турнире приняло участие три команды, две команды 8--го класса лицея и команда 2-курса педагогического колледжа им. М. Танка. Жюри: Сергей Соколов, Георгии Северинец, Анна Корзун. Ведущий - Соколов Сергей. Турнир проходил по правилам очного турнира. Было разыграно 5 задач. В ходе игры команды лицея №1 набрали 40,5 и 39 баллов соответственно, а команда педколледжа - 35 баллов. Согласно правилам турнира жюри вело комментарии ответов и хода решения. Условия задач, разыгранных на турнире:
Комментарии членов жюри: Георгии Северинец: Важен сам факт проведения такого мероприятия. В общем, мне понравилось. Анна Корзун. Моим девочкам понравилось. Для них это не только первый турнир. Они практически впервые встретились с задачами но сужение поля поиска, потому что в классе мы этого почти не делали. Не могу согласиться с тем, что правила очного турнира такие уж ущербные, Прежде всего, должны быть определены цели, с которыми проводится турнир. Если предполагать, что турнир будет между командами хоть сколько-нибудь наученными решать такие задачи, то вполне вероятно, что вариант заочного турнира окажется лучше. Это надо попробовать обязательно. Но если участники - новички, то все же им полезно было бы слышать и те вопросы, которые задают другие команды, и комментарии к ним, и балльную оценку. В этой ситуации надо чаще проводить обобщение известного по задаче. Причём не на уровне каждой команды, а общее. И чтобы это делал кто-то из участников, и по всем вопросам. Может быть, есть даже смысл настаивать на том, чтобы команды записывали каждый раз уточнённые сведения. Но, повторюсь, это только в той ситуации, если играют новички. Потому что обучающий момент "гасится" азартом игры; играющие порой пропускают мимо ушей то, что говорят другие, в том числе и ведущий. То есть получается, что турнир с новичками - не турнир, а та же работа в классе, только аудитория сборная. Если же играют команды неравно-ценные по подготовке, то тут два варианта, над которыми надо думать. С одной стороны, гораздо эффективнее, если слабая команда слышит вопросы сильной и комментарии к ним. То есть для них, это обучение. А с другой стороны, если для сильных, команд это соревнование, то к слабой команде надо сажать инструктора, который будет помогать им анализировать ход решения. А турнир между подготовленными командами - это уже не столько обучение, сколько отработка навыка. И тут однозначно надо брать вариант заочных правил. А после окончания решения задачи проводить "разбор полетов". В целом не считаю, что турнир прошёл плохо. Разница во мнениях между преподавателями (я имею в виду себя, Соколова и Северинца) - показатель того, что каждый из нас изначально ожидал от этого мероприятия что-то своё. Именно с этой позиции, мне кажется, мы и оцениваем турнир на степень удачности. Сергей Соколов: Турнир не понравился по двум причинам. Во-первых, участники не смогли решить даже географических Да-Неток или очень долго топтались на месте при их решении. Не знаю, с чем это связать. Во-вторых, в очередной раз показали свою ущербность правила турнира. По таким правилам можно решать только в классе. Турниры любого другого уровня можно и нужно проводить по правилом заочного турнира. Думаю, что турнир можно и нужно повторить. Заодно и правила обкатаем. Сергей Соколов Отчет о 1-м турнире по игре Да-Нет по заочному варианту Для апробации правил заочно турнира был проведен внутрилицейский турнир. Он прошел в лицее №1 г. Минска в первые выходные декабря. На турнире присутствовали участники из 8, 9 и 11 классов (два участника от 8-х классов, один от 9-х и один от 11-х). Все участники были команды. Ведущий и автор решаемых но турнире задач: Соколов С.О. Были рассмотрены три Да-Нетки - две "географические" и одна "ситуационная". Турнир наглядно показал удобство и функциональную применимость правил заочного турнира. Само решение выглядело так: участники получали задачу и после уточнений того, что непонятно в условии приступали к решению. На решение отводилось 10 минут. Количество вопросов не было ограниченно. Все вопросы задавались письменно и ведущий (он находился между участниками) отвечал надписями "Да", "Нет", "и Да, и Нет", "Неважно". Таким образом, суть вопроса знал только спрашивающий участник. Дважды за время турнира было назначено дополнительно 5 минут для дорешивания и дважды было решено добавить еще 5 минут на доигрывание по правилам очного турнира, т.е. когда участники слышали вопросы ответы друг друга (предыдущие вопросы-ответы оглашались). После завершений решения отводилось около 10 минут на обсуждения хода решения каждого участника. Особо хотелось бы отметить, что в отличии от предыдущих турниров не было нареканий на судейство и была достигнуто высокая скорость решения задач {за полтора часа было решено три задачи). В целом могу сказать, что турнир мне понравился и в дальнейшем я планирую проведения турниров в лицее по правилам заочного варианта. Победу по очкам одержала команда-участник от 9-х классов. Второе место заняла одна из команд 8-х классов, а оставшиеся команды разделили 3 и 4 места. Сергей Соколов, С 7 но 19 ноября в г. Холмске (о. Сахалин) в первой в нашей стране христианской светской школе М.Н. Шустерман провел свой традици-онный очередной семинар. В течение восьми дней были проведены уроки по ТРИЗ во всех классах с 1 по 11. Все учителя этой школы прошли обучение по ТРИЗ на семинарах.
ТРИЗ в образовательных учреждениях г. Саров Нижегородской обл. Подготовили и провели две конференции: городскую по вопросам обновления воспитательно-образовательного процесса и 5-ю отраслевую конференцию по дошкольному воспитанию закрытых городов, которая проходила в г. Северске. На этих конференциях мы представляли свой опыт работы по использованию ТРИЗ в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Интерес к ТРИЗ в городе растет. В каждом детском соду из 18-22 педагогов, как правило, решаются опробовать полученные знания по ТРИЗ 2-3 человека. Появился интерес и желание освоить ТРИЗ у учителей начальных классов. Валентина Владимировна Кузнецова, В Новосибирске после десятилетнего перерыва начата работа по обучению ТРИЗ детей. На сегодня в рамках деятельности Тренинг-Центра начало действовать воскресная школаплощадка для детей от 7 до 16 лет. Пархоменко Елена Даниловна 15 января 2001 года завершился областной смотр-конкурс творческих работ учащихся учреждений профессионального образования (УНСПО) по двум номинациям: 1. Задачи на применение элементов ТРИЗ (РТВ, вепольный анализ). Назаркин Юрии Александрович СЕМИНАРЫС 13 по 20 декабря в г. Владивостоке проведен учебно-практический семинар "Алгоритм выбора и формулирования промышленных и деловых задач в проблемных ситуациях бизнеса". Семинар вели руководитель Дальневосточного проекта "Инженерные классы" Игорь Аркадьевич Болакерский и Мастер ТРИЗ Геннадий Иванович Иванов. Иванов Геннадий Иванович КОНФЕРЕНЦИИНачался 5-й год работы заочной конференции по проблемам ТРТЛ. Выпущена первая в этом году и десятая по счету рассылка материалов конференции. В работе конференции могут принять участие все, кто ведет исследования в этом направлении. Основное условие предоставление промежуточных вариантов исследований по проблемам ТРТЛ или уже готовых исследований. Другой вариант участия в работе конференции - написание отзывов, рецензий и аннотаций на работы, помещенные в рассылках, а также из других источников. Ведущие конференции: Южно-уральский государственный университет (ЮУрГУ) 6-7 апреля 2001 года проводит 2-ю межвузовскую научно-практическую конференцию "Творческие технологии в реформировании образовательной системы России". Тематические поправления конференции: Лихолетов Валерий Владимирович |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |