Новости ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Новости ТРИЗ

Из "Новостей ТРИЗ-движения"
№ 19 (декабрь 2000 - январь 2001 года)

Желающие получать полный текст
"Новостей ТРИЗ-движения"
могут обратиться в ОО "ТРИЗ-Форум"
по адресу: vital@chel.surnet.ru
или 454112, г.Челябинск, а/я 10065,
Кожевниковой Любови Анатольевне.

ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Отчет о 4-м турнире лицея № l г. Минска по игре "Да Нет"

Турнир проходил 3-го ноября 2000 г. в лицее №1 г. Минска. В турнире приняло участие три команды, две команды 8--го класса лицея и команда 2-курса педагогического колледжа им. М. Танка. Жюри: Сергей Соколов, Георгии Северинец, Анна Корзун. Ведущий - Соколов Сергей. Турнир проходил по правилам очного турнира. Было разыграно 5 задач. В ходе игры команды лицея №1 набрали 40,5 и 39 баллов соответственно, а команда педколледжа - 35 баллов. Согласно правилам турнира жюри вело комментарии ответов и хода решения.

Условия задач, разыгранных на турнире:

  1. Этот человек был профессором физиологии, но сейчас мы помним его как физика. Ответ: Даниил Бернулли был профессором физиологии в Петербургской Академии Наук, где, ставя опыты о движении жидкости по сосудам, открыл свой закон.
  2. Красные пятки торчат из грядки. Что это? Ответ: Плуг оставленный крестьянами.
  3. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее порезать, но не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: "Вы что, пожарник?" - "Да". Как она догадалось? Ответ: Мужчина был в форме.
  4. Каждую ночь вокруг большого здания ходит мужчина и разбрасывает камешки. Зачем? Ответ: Смотритель старинного здания спасает его от разрушения туристами.
  5. Ехали в одном купе Баба Яга, Змей Горыныч, глупый прапорщик и генерал. На столе стояла бутылка пива, было очень жарко. Поезд вошел в тоннель, в купе стало темно. Когда поезд вышел из тоннеля, бутылки на столе не было. Кто ее выпил? Ответ: Пиво пьют только реальные люди, а генерал не пьет с младшими по службе.

Комментарии членов жюри:

Георгии Северинец: Важен сам факт проведения такого мероприятия. В общем, мне понравилось.

Анна Корзун. Моим девочкам понравилось. Для них это не только первый турнир. Они практически впервые встретились с задачами но сужение поля поиска, потому что в классе мы этого почти не делали. Не могу согласиться с тем, что правила очного турнира такие уж ущербные, Прежде всего, должны быть определены цели, с которыми проводится турнир. Если предполагать, что турнир будет между командами хоть сколько-нибудь наученными решать такие задачи, то вполне вероятно, что вариант заочного турнира окажется лучше. Это надо попробовать обязательно. Но если участники - новички, то все же им полезно было бы слышать и те вопросы, которые задают другие команды, и комментарии к ним, и балльную оценку.

В этой ситуации надо чаще проводить обобщение известного по задаче. Причём не на уровне каждой команды, а общее. И чтобы это делал кто-то из участников, и по всем вопросам. Может быть, есть даже смысл настаивать на том, чтобы команды записывали каждый раз уточнённые сведения. Но, повторюсь, это только в той ситуации, если играют новички. Потому что обучающий момент "гасится" азартом игры; играющие порой пропускают мимо ушей то, что говорят другие, в том числе и ведущий. То есть получается, что турнир с новичками - не турнир, а та же работа в классе, только аудитория сборная.

Если же играют команды неравно-ценные по подготовке, то тут два варианта, над которыми надо думать. С одной стороны, гораздо эффективнее, если слабая команда слышит вопросы сильной и комментарии к ним. То есть для них, это обучение. А с другой стороны, если для сильных, команд это соревнование, то к слабой команде надо сажать инструктора, который будет помогать им анализировать ход решения. А турнир между подготовленными командами - это уже не столько обучение, сколько отработка навыка. И тут однозначно надо брать вариант заочных правил. А после окончания решения задачи проводить "разбор полетов".

В целом не считаю, что турнир прошёл плохо. Разница во мнениях между преподавателями (я имею в виду себя, Соколова и Северинца) - показатель того, что каждый из нас изначально ожидал от этого мероприятия что-то своё. Именно с этой позиции, мне кажется, мы и оцениваем турнир на степень удачности.

Сергей Соколов: Турнир не понравился по двум причинам. Во-первых, участники не смогли решить даже географических Да-Неток или очень долго топтались на месте при их решении. Не знаю, с чем это связать. Во-вторых, в очередной раз показали свою ущербность правила турнира. По таким правилам можно решать только в классе. Турниры любого другого уровня можно и нужно проводить по правилом заочного турнира. Думаю, что турнир можно и нужно повторить. Заодно и правила обкатаем.

Сергей Соколов
E-mail: s_o_sokolov@mail.ru
220090 Беларусь г. Минск, ул. Гамарника, д. 13. кв. 12

Отчет о 1-м турнире по игре Да-Нет по заочному варианту

Для апробации правил заочно турнира был проведен внутрилицейский турнир. Он прошел в лицее №1 г. Минска в первые выходные декабря. На турнире присутствовали участники из 8, 9 и 11 классов (два участника от 8-х классов, один от 9-х и один от 11-х). Все участники были команды. Ведущий и автор решаемых но турнире задач: Соколов С.О.

Были рассмотрены три Да-Нетки - две "географические" и одна "ситуационная". Турнир наглядно показал удобство и функциональную применимость правил заочного турнира. Само решение выглядело так: участники получали задачу и после уточнений того, что непонятно в условии приступали к решению. На решение отводилось 10 минут. Количество вопросов не было ограниченно. Все вопросы задавались письменно и ведущий (он находился между участниками) отвечал надписями "Да", "Нет", "и Да, и Нет", "Неважно". Таким образом, суть вопроса знал только спрашивающий участник. Дважды за время турнира было назначено дополнительно 5 минут для дорешивания и дважды было решено добавить еще 5 минут на доигрывание по правилам очного турнира, т.е. когда участники слышали вопросы ответы друг друга (предыдущие вопросы-ответы оглашались).

После завершений решения отводилось около 10 минут на обсуждения хода решения каждого участника. Особо хотелось бы отметить, что в отличии от предыдущих турниров не было нареканий на судейство и была достигнуто высокая скорость решения задач {за полтора часа было решено три задачи). В целом могу сказать, что турнир мне понравился и в дальнейшем я планирую проведения турниров в лицее по правилам заочного варианта. Победу по очкам одержала команда-участник от 9-х классов. Второе место заняла одна из команд 8-х классов, а оставшиеся команды разделили 3 и 4 места.

Сергей Соколов,
координатор группы "ЕЖиК"
E-mail: s_о_sokolov@mail.ru
220090 Беларусь г. Минск ул. Гамарника, д. 13. кв. 12.

С 7 но 19 ноября в г. Холмске (о. Сахалин) в первой в нашей стране христианской светской школе М.Н. Шустерман провел свой традици-онный очередной семинар.

В течение восьми дней были проведены уроки по ТРИЗ во всех классах с 1 по 11. Все учителя этой школы прошли обучение по ТРИЗ на семинарах.
Во второй половине ноября М.Н. Шустерман провел семинар для педагогов в культурном центре г. Новосибирска.

ТРИЗ в образовательных учреждениях г. Саров Нижегородской обл.

Подготовили и провели две конференции: городскую по вопросам обновления воспитательно-образовательного процесса и 5-ю отраслевую конференцию по дошкольному воспитанию закрытых городов, которая проходила в г. Северске. На этих конференциях мы представляли свой опыт работы по использованию ТРИЗ в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Интерес к ТРИЗ в городе растет. В каждом детском соду из 18-22 педагогов, как правило, решаются опробовать полученные знания по ТРИЗ 2-3 человека. Появился интерес и желание освоить ТРИЗ у учителей начальных классов.
В течение октября-ноября было проведено 29 семинарских занятий, а также несколько консультаций и подготовлены несколько открытых занятий с детьми.

Валентина Владимировна Кузнецова,
методист по ТРИЗ
607166 г. Саров Нижегородской обл., ул. Ушакова, д. 8, кв. 33

В Новосибирске после десятилетнего перерыва начата работа по обучению ТРИЗ детей.

На сегодня в рамках деятельности Тренинг-Центра начало действовать воскресная школаплощадка для детей от 7 до 16 лет.
Трудности большие:
1. Нет опытных преподавателей.
2. Разница в возрасте детей требует разного подхода, может быть, разных преподавателей. Пока таких возможностей нет. Работают три преподавателя. Фактически они не имеют опыта работы с детьми.
3. Нет наработанных программ, новых материалов.
Наша задача номера один - повысить квалификацию тех, кто готов этим заниматься.
Просим откликнуться на наши начинания рекомендациями и советами.

Пархоменко Елена Даниловна
E-mail: helena@online.sinor.ru
630027 г. Новосибирск, а.я. 308

15 января 2001 года завершился областной смотр-конкурс творческих работ учащихся учреждений профессионального образования (УНСПО) по двум номинациям:

1. Задачи на применение элементов ТРИЗ (РТВ, вепольный анализ).
2. Работы по техническому моделизму.
В конкурсе приняло участие 11 учащихся УНСПО. Большинство работ было представлено по 1-й номинации. Работы, занявшие призовые места, доклады-вались дипломантами на семинаре по итогам смотра-конкурса. Конкурс вызвал интерес, позволил приобрести первый опыт проведения подобных мероприятий, который будет учтен при планировании и проведении последующих мероприятий в УНСПО в следующем учебном году.

Назаркин Юрии Александрович
606029 г. Дзержинск, Нижегородской обл., а.я. 27

СЕМИНАРЫ

С 13 по 20 декабря в г. Владивостоке проведен учебно-практический семинар "Алгоритм выбора и формулирования промышленных и деловых задач в проблемных ситуациях бизнеса".

Семинар вели руководитель Дальневосточного проекта "Инженерные классы" Игорь Аркадьевич Болакерский и Мастер ТРИЗ Геннадий Иванович Иванов.
Слушателями семинар были первые лица промышленных и торговых предприятий города, доктора технических наук и профессора высших учебных заведений.
Особенностью семинара было то, что на нем показывались неразрывная связь между технологией и бизнесом, между технической системой и системой управления фирмой.
В своих письменных отзывах слушатели отметили высокий профессионализм преподавателей и несомненную полезность полученной информации. После семинар по заявкам слушателей, преподаватели посетили ряд фирм, где оказали консультации по решению конкретных технических и организационных проблем.

Иванов Геннадий Иванович
E-mail: ivanov@irmail.ru
тел. (395-18) 3-74-19
685025 г. Ангарск, Иркутской обл. квартал 94, л. 3-А/3-Б, кв. 72

КОНФЕРЕНЦИИ

Начался 5-й год работы заочной конференции по проблемам ТРТЛ. Выпущена первая в этом году и десятая по счету рассылка материалов конференции.

В работе конференции могут принять участие все, кто ведет исследования в этом направлении. Основное условие предоставление промежуточных вариантов исследований по проблемам ТРТЛ или уже готовых исследований. Другой вариант участия в работе конференции - написание отзывов, рецензий и аннотаций на работы, помещенные в рассылках, а также из других источников.

Ведущие конференции:
Л. Кожевникова В. Авдевич
454112 г. Челябинск-112. а.я. 12928
Е-mail: vital@chel.surnet.ru

Южно-уральский государственный университет (ЮУрГУ) 6-7 апреля 2001 года проводит 2-ю межвузовскую научно-практическую конференцию "Творческие технологии в реформировании образовательной системы России".

Тематические поправления конференции:
1. Опыт использования творческих (креативных) технологий в образовательных учреждениях системы непрерывного образования.
2. Методика преподавания специальных дисциплин и их циклов на базе системного, функционально-структурного подхода и законов развития систем.
3. Опыт развития творческих способностей обучаемых.
4. Альтшуллеровские чтения.
Программа конференции включает проведение пленарных заседаний, работу секций и круглых столов. Планируется издание сборника материалов конференции.

Лихолетов Валерий Владимирович
Шмаков Борис Васильевич

454080 г. Челябинск, ул. Коммуны, 149
ЮУрГУ, факультет "Экономика и право", корп. 4, ауд. 405
тел./факс (3512) 65-69-60
E-mail: NML1@febs.law.tu-chel.ac.ru

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)