Из "Новостей ТРИЗ-движения" № 16 (март-апрель 2000 года)
Желающие получать полный текст
"Новостей ТРИЗ-движения"
могут обратиться в ОО "ТРИЗ-Форум"
по адресу: vital@chel.surnet.ru
или 454112, г.Челябинск, а/я 10065,
Кожевниковой Любови Анатольевне.
ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
В марте этого года в Норильске состоялась ежегодная конференция Научного общества учащихся. В ней участвовали ученики Физико-математического колледжа.
С интересным докладом выступил Ярослав Гельфанд, ученик 10 класса ФМК. Доклад был посвящен психометрическому тестированию, которое применяется при вступительных экзаменах в вузах Израиля. Суть психометрического тестирования - за 25 минут нужно дать правильные ответы на 30 вопросов, выбрав нужный из четырех предложенных вариантов. Работа Я. Гельфанда была посвящена использованию элементов ТРИЗ, в частности системного оператора, в процессе психометрического тестирования. Вывод в работе по технологии нахождения правильных ответов: "Использование схемы талантливого мышления в психометрических тестах при поступлении в вузы зарубежья, позволяет более точно определить аналогии с сокращением времени на поиск до 50%, а также дает навык в видении взаимосвязи в окружающем мире и понимание процессов, происходящих вокруг".
Шустерман Михаил Наумович
663305 г. Норильск, ул. Талнахская, д.6. кв.8.
На Российской научной и инженерной выставке "Шаг в будущее" и Национальном Соревновании молодых ученых Европейского Союза, состоявшихся в Москве, МГТУ им. Н.Э. Баумана с 8 по 11 февраля 2000 г., успешно выступила 11-классница школы №19 г. Красноярска, Аня Журавлева. Ее научная работа, выполненная на основе ТРИЗ, под названием "Искусственный глаз", получила право участия в Международном Лондонском Форуме молодых ученых. Руководитель работы - лектор лаборатории ТРИЗ - педагогики, ведущий конструктор ЦКБ "Геофизика" Юрий Филиппович Журавлев. В подготовке работы на выставку принимала активное участие вся наша лаборатория. Кстати, когда открытие этой выставки показывали по Центральному телевидению, то показали именно "Искуственный глаз".
Козлов Анатолий Владимирович, зав. лабораторией ТРИЗ-педагогики
E-mail: triz@cross.krasnoyarsk.su
СООБЩЕНИЕ О ВТОРОМ ТУРНИРЕ ПО ИГРЕ "ДА-НЕТ" ЛИЦЕЯ №1 Г. МИНСКА
28 марта в Минске прошел второй турнир Лицея №1 по игре "Да-Нет". В турнире приняли участие в основном ученики 8-го классов Лицея. Ведущим турнира был Сергей Соколов. Это был достаточно локальный турнир - никаких гостей. Единственным наблюдателем была преподаватель педагогического колледжа им. Танка г. Минска А.В. Корзун. Этот турнир проходил по новым, по сравнению с первым турниром, правилам. Напомню, что раньше в игре оценивался каждый вопрос по баллам, в зависимости от того насколько он был "сильным" с точки зрения жюри (ведущего). Такой подход "напрягал" лично меня своей субъективностью, с одной стороны, и навязыванием ведущим своего видения процесса решения, с другой стороны. Хотя нельзя отрицать, что был сильный воспитательный момент оценки, при котором после каждого вопроса участник получал информацию о качестве своего вопроса.
Как уже говорилось, во втором турнире правила были немного изменены. Вот основные моменты правил.
- Участником могла быть как команда, так и один человек.
- Ведущий отвечает Да, Нет, И Да и Нет, Не имеет значения. Кроме этого, ведущий мог давать комментарии к ответу. При этом существенно, что соперники не слышат этого вопроса, хотя могут слышать ответ.
- Комментирование велось параллельно задаванию вопросов, когда возникла необходимость, либо ведущий считал должным это делать.
- Каждый тур оценивается в зависимости от количества вопросов, который задал участник для решения задачи - от максимально количества заданных вопросов отнималось количество заданное участником - это и была сумма баллов, заработанных участником.
В целом я считаю, что правила соответствовали задачам внутрилицейского турнира - тренировки сильного мышления, выработки у учащихся стремления находить решение минимальным количеством вопросов.
Как проходил турнир? Турнир показал, что правила требуют доработки. Особо следует обратить внимание на комментарии вопросов. Это нужно делать как можно более чаще. Вторым интересным фактом было то, что хорошо доходя до общего решения и до того момента, когда нужно фактически выбрать из нескольких альтернатив одну ребята терялись, уходили в сторону и, как следствие, скатывались к МПиО.
За время турнира было решено 4-е задачи. Две фактически "географические" и две "ситуационные". Во всех из них ребята достаточно хорошо выходили на ответы в общем виде, хорошо формулировали "требования" к ответу. А дальше работало что-то вроде психологической инерции. В целом турнир удался. Может быть он прошел ни так грандиозно как хотелось бы, но все же прошел неплохо.
Итак, сейчас пред разработчиками правил стоят следующие задачи (противоречия):
- Если оценивать каждый вопрос, то оценка субъективна, но сильный воспитательный (обучающий)момент. Если оценивать в зависимости от количества вопросов, то оценка более объективна, но обучающий эффект слабее.
- Если оглашать вопросы и ответы соперников друг к другу, то более сильный воспитательный эффект и обучение получать информацию извне и использовать ее, но больше возможностей "проскочить" услышав почти готовый ответ Если "закрывать" общение, то работа и обучение более продуктивная, т.к. каждый думает сам, и нет надежды на "подсказку" со стороны, но при этом уменьшается обучение использованию полученной информации из вне. Убежден, что без разрешения этого противоречия нечего и думать о том, что бы сделать использование турниров "Да-Нет" как обучающего инструмента.
Следующий турнир Лицея планируется осенью 2000 года. Но возможно в апреле будет проведен турнир среди школьников Лицея №1, Лицея при БГУ, Педколледжа им. Танка (хотя это только желание) и Центра Информационных Технологий.
Соколов Сергей
E-mail: s_o_sokolov@mail.ru
12-13 апреля 2000 года в Норильске стартовала научно-практическая конференция под девизом "Детский сад - путевка в ХХ1 век". На секции "ТРИЗ в ДОУ: опыт, проблемы, перспективы" было прочитано 8 докладов и проведены практические занятия в детском саду № 71, в котором в 1989-1991 годах проводились практические занятия для слушателей Всесоюзных семинаров по ТРИЗ в детском саду. На этих семинарах прошли обучение работники детских дошкольных учреждений из 145 городов бывшего СССР, среди них Т. Сидорчук, А. Страунинг.
Тематика докладов секции ТРИЗ:
- "Я не волшебник, я только учусь". Авторская программа развития творческого воображения детей дошкольного возраста. - Кондрачук Наталья Александровна (воспитатель ТРИЗ и РТВ, ДОУ 71, Норильск).
- "Путешествие в мир букв". Из опыта использования ТРИЗ в обучении дошкольников грамоте. - Блошенко Ольга Дмитриевна, воспитатель 2 категории ДОУ № 71, Норильск).
- "Преемственность работы детского сада и школы по проблемам развития творческого воображения и мышления детей". - Аверина Нина Викторовна, учитель общеобразовательной школы № 23, Норильск).
- "Авторский подход к развитию творческого воображения детей дошкольного возраста". - Попко Евгения Алиевна, воспитатель высшей категории ДОУ № 73, Норильск).
- "Творческий подход к формированию элементарных математических представлений в старшем дошкол ном возрасте". - Бушуева Лидия Павловна, воспитатель 1 категории ДОУ № 83, Талнах).
- "Волшебство в красках". - Стефанишина Наталья Дмитриевна, воспитатель ДОУ № 84, Кайеркан).
- "Учусь быть волшебником". - Сучкова Людмила Федоровна, воспитатель ДОУ № 36, Кайеркан).
- "Использование методологии ТРИЗ при рассматривании картин и иллюстраций". - Вдовина Валентина Васильевна, воспитатель высшей категории ДОУ № 24, Норильск).
Руководила секцией Быстрова Мария Андреевна, старший методист УДОУ (Норильск, ул. Нансена, 34, ДОУ № 71 "Антошка").
Шустерман Михаил Наумович
663305 г. Норильск, ул. Талнахская, д. 6, кв. 8
ТРИЗ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
На кафедре общей и неорганической химии Чувашского госуниверситета в осеннем семестре 1999-2000 учебного года проведены следующие ознакомительные занятия по ТРИЗ и ИМ-технологии:
1) на 3-м курсе машиностроительного факультета ( в 5-м семестре) по дисциплине "Принципы инженерного творчества" прочитаны 4 лекции (8 часов) для 50 студентов и проведены 4 занятия в классе ЭВМ РС/386 (8 часов), где присутствовало 3 студента (дисциплина по выбору). На ЧАЗ (Чебоксарском агрегатном заводе) рассматривали с инженерами разных возрастов вопрос о применении ИМ-технологии на производстве: молодые инженеры, выпускники ЧувГУ, понимали, о чем идет речь; пожилые, их руководители, не слыхали про ТРИЗ и ИМ ничего, и не понимают задач, целей и возможностей ТРИЗ.
2) на 3-м курсе химического факультета в рамках дисциплины "Информатика" были прочитаны 8 лекций (16 часов) об основах ТРИЗ и ИМ-технологии решения творческих задач для 30 студентов и проведены 4 занятия в классе РС/386 с программами Debut, Bio-Debut, Demo-IM, Demo-MIP, TRIZ-kurs, Demo-FSA, DemIMtut, IM-p-1.5, Priemy-RTP (Win-3.1). Принят экзамен. 3 студента помогают рисовать картинки для программ Demo-MIP.
3) на 5-м курсе Энергетического института ЧувГУ - 1-м курсе магистерского отделения по дисциплине "Основы научного творчества" прочитаны 16 лекций (32 часа) об основах ТРИЗ и ИМ для 25 студентов и проведены 8 занятий (16 часов) в классе РС/386, 18 студентов подготовили рефераты с показом решений по алгоритму MIP на основе ТРИЗ 50 задач из области электротехники, остальные сдавали экзамен по билетам.
4) Вышло из печати в Издательстве ЧувГУ учебное пособие "Решения творческих экологических задач с использованием химических эффектов и нтеллектуальной системы ТРИЗ". Составители Аминов Р.Б., Воронина Э.П., Михайлов В.А., Сергеев С.Н., Соколов А.Ю. Оно включает 100 задач, в том числе 42 примера решений на основе ТРИЗ, (в приложении 4 таблицы приемов и химэффектов)
5) 4 студентки вечернего отделения химфака выполняли курсовые работы по подготовке файлов 10 учебных творческих задач в области химии и химической экологии для решения по алгоритму MIP с помощью тестовой обучающей и контролирующей системы (руководитель работ доц. Михайлов В.А.). Все курсовые работы успешно защищены, а файлы включаются в тестовую систему по изучению ТРИЗ с помощью класса ЭВМ.
6) В спецкурсе, прочитанном на 4-м курсе на кафедре вычислительной техники и информатики заведующим доц. Стоменским С.Н., прочитаны 4 лекции по ознакомлению с ТРИЗ и ИМ-технологией решения творческих инженерных задач.
В весеннем семестре 1999-2000 учебного года проводятся следующие учебные занятия по ТРИЗ:
7) Для 1 курса студентов-магистров химического факультета проводятся занятия по "Эвристике" 17 часов лекций (5 слушателей) и 17 часов практики в классе РС/386, включая работу с программой IM-1.5 и выполнение зачетных заданий по подготовке файлов решений не менее трех новых творческих задач из области химии и химической экологии (на оценку "5", две задачи - на "4" и одна на оценку "3").
8) 17 студентов 4-го курса электротехнического факультета записались на элективные занятия по курсу "Эвристика": 32 часа лекций и 16 часов практических занятий в классе ЭВМ Пентиум/2, подготовка хода решений на основе ТРИЗ до трех новых учебных изобретательских задач.
9) 4 студентки-дипломницы подготавливают для работы с тестовой обучающей и контролирующей программой по 10 учебных заданий решений творческих задач в области химии и химической экологии, и 4 студента дневного отделения помогают им в составлении Бейсик программ с динамическими рисунками к этим решениям творческих задач.
10) Студент 2-го курса химического факультета Алексей Еремкин подготовил и направил на региональные, всероссийские и международные конференции в г. С- Петербург, Челябинск, Краснодар работы и тезисы по изучению роли химических эффектов при решениях задач по ТРИЗ. За 1999 г. с его участием было напечатано 3 работы (в Петрозаводске, Твери и Челябинске).
11) 4 студента 1-4-го курсов и 4 дипломницы химического факультета готовят работы для выступлений на темы "Изучение роли химических эффектов при решениях задач по ТРИЗ" и "Разработка обучающих программ решения задач по IM-p" на ежегодной студенческой научной конференцию Чувашского университета, которая будет проходить 24 марта 2000 г.
12) Готовится к печати рукопись учебного пособия "Сборник творческих задач по электротехнике и применениям электричества" (план издания Чувашского университета на 2000 г.).
Михайлов Валерий Алексеевич
Доцент кафедры общей и неорганической химии Чувашского университета
428015 г. Чебоксары-15, а.я. 16
E-mail: mikhilov@chuvsu.ru
КОНФЕРЕНЦИИ
29 апреля-2 мая Институт Альтшуллера (США) провел вторую конференцию по ТРИЗ. Программу конференции и краткое содержание докладов можно прочитать на сайте: http://www.aitriz.org
СЕМИНАРЫ
1 марта 2000 г. в г. Жуковском в гимназии № 1 состоялся семинар "Восхождение слова" - использование Адаптивной Теории Решения Изобретательских Задач (АТРИЗ) в педагогической практике на примере предметов "Русский язык" и "Литература". Ведущие семинара - М. Гафитулин и А. Ганина - учитель русского языка и литературы гимназии №1. На семинаре присутствовали педагоги гимназии и других школ города. Тележурналисты городского кабельного телевидения произвели съемку семинара и сделали сообщение в вечерних новостях. Мнение участников семинара было единодушным: "ТРИЗ дает новые возможности для учебного предмета и педагогики в целом".
29 марта 2000 г. в г. Москве состоялась III научно-практическая конференция "Одаренные дети: проблемы полноценного развития". На конференции присутствовали представители разных городов России. М. Гафитулин выступил с докладом "Роль адаптивной теории решения изобретательских задач (АТРИЗ) в развитии творческих способностей одаренных детей". Участники конференции из Москвы, Рязани, Владикавказа, Череповца, Шатуры проявили интерес к ТРИЗ и готовы к сотрудничеству с ТРИЗовцами.
Гафитулин Марат Семенович
ОО "ВОСХОЖДЕНИЕ", г. Жуковский
140182 г. Жуковский Московской обл., а/я. 272
E-mail: marat@pt.comcor.ru
В.Б.Крячко провела в апреле в г. Чебоксары недельный семинар для педагогов-психологов. На семинаре выступил В.А. Михайлов. 4 человека, прошедших обучение на семинаре будут продолжать изучение ТРИЗ на заочном факультете Санк-Петербургского университета научно-технического творчества.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ТРИЗ в инженерном деле - новая сфера внедрения ТРИЗ. В целях естественного внедрения ТРИЗ в инженерное образование предлагается встраивание ТРИЗ в систему "Инженерное дело" и обучение таковому (в первую очередь, послевузовское) на базе ТРИЗ как основы высоких технологий инженерного дела. Вышесказанное опирается на прочный фундамент общеинженерных знаний, даваемых в технических ВУЗах и на богатый производственный опыт автора и его коллег еще во времена СССР.
Предложенная система подготовки инженеров получила одобрение на 2-й Международной конференции "Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт." (НГТУ, 20-22 апреля 1999 г.) и решением конференции рекомендована "к изучению и возможному применению".
Простое вкрапление новых лекционных курсов в вуз устойчивого эффекта не даст. Вузовская система обучения совершенствовалась веками, и механические изменения могут ее только ухудшить. Обучение умениям инженерного дела требуют иного подхода. (Это справедливо и для школы в современном виде). Работы по инженерному делу, предпринятые мною, никоим образом не направлены на реформирование или, тем более, подправление вузовской системы образования, нет! Школа имеет высокие заслуги перед человечеством, и, возможно, отнюдь не исчерпала своих возможностей. А вот производственное обучение, становление лиц практической специальности, практических деятелей-менеджеров, инженеров - требует помимо обучения знаниям, научения на базе собственного опыта и умения, и прочим компонентам того, что нужно человеку дабы стать признанным практическим деятелем.В то же время, появившись на свет, подобная система практического тренинга, повысит ценность предшествующего ей высшего образования.
Автором подготовлены издательские предложения по работам в этой области:
1) Книга "Феномен Техники как результат и сфера инженерной деятельности", книга для подготовки обучения инженерному делу. - Новосибирск, 1984-1997. - 340с. (деп. в ЧОУНБ). Рукопись прошла опробацию в НГТУ, отрецензирована и готова к публикации, есть краткая публикация в международном издании.
2) Книга "Техника. Инженерное дело. Инженер", популярная.
3) Книга "Инженерное дело: маленькая энциклопедия". В ней дан обзор объектов техники, объектов инженерного дела, методов инженерного дела, предложения по структуре программ обучения инженерному делу и профессиональный портрет инженера, суть инженерного дела.
4) Серия "Живое духовное наследие России. От философии техники - к инженерному делу. Предтечи и совершители". Серия составлена на базе работ начала века и современных работ по инженерному делу и изобретательству, ориентирована на преподавателей вузов, ведущих специалистов и руководителей и широкий круг читателей, имеющих интерес к истории.
В настоящее время ознакомленные с моими работами некоторые местные издательства готовы взяться за издание при наличии спонсорского финансирования. Готов выслушать соответсвующие предложения и от иных издательств и спонсоров.
Иловайский Игорь Вячеславович
630090 г. Новосибирск-90, ул. Академическая, 4, кв.17.
т. (838-2) 30-13-08.
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вышел очередной №8 выпуск Фонда-Архива Г. Альтшуллера (Г. Альтова). Основные темы этого выпуска:
- некоторые вопросы освоения Алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ)
- продолжение публикации конспекта (раздаточного материала) занятий, которые Г. Альтшуллер проводил в 1986 г. в Баку
- новелла о пишущих машинках.
Адрес Фонда-Архива Г. Альтшуллера (Г. Альтова):
185007 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв. 32.
E-mail: genrich@karelia.ru тел. (814-2) 72-26-51
Журавлева Валентина Николаевна
Компьютерная программа "Машина открытий"
1. Общие сведения.
Описание программы: "Машина открытий" - новый компьютерный инструмент для решения научно-технических задач, объяснения результатов опытов и экспериментов, выдвижения и проверки гипотез! Программа (версия 1,0) создана на синтезе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и собственных методик автора программы - Митрофанова Волюслава Владимировича, (Заслуженного технолога РСФСР, основателя и бессменного Ректора Санкт-Петербургского Народного Университета научно-технического творчества и развития).
Цель программы: 1) - обучение выдвижению и проверке гипотез; 2) - поиск причин брака в технологических процессах.
Для кого программа? Программа "Машина открытий" предназначена для научных сотрудников, технологов, инженеров, экспериментаторов, аспирантов, для обучения студентов и школьников, а также для всех творческих людей.
Требования к ОС Вашего компьютера. Системные требования: Windows 95,98,2000. Оперативная память - 4 Kb. Процессор - не ниже 486.
Область применения программы. Программа, основанная на большом практическом опыте автора расчитана на применение в следующих областях :
- оценка собственных сил и возможностей в процессе работы;
- выдвижение гипотез в научной сфере;
- объяснение результатов опытов, экспериментов, испытаний, природных и искусственных явлений;
- поиск причин брака;
- обучение школьников и студентов ВУЗов творческому поиску.
Программа "Машина Открытий" основана на книге Митрофанова В. В. "От технологического брака до научного открытия". Получено свидетельство РОСПАТЕНТА на компьютерную программу "Машина Открытий". По заключению специалистов РОСПАТЕНТА аналогов в России программа "Машина Открытий" в настоящий момент не имеет. Дополнительную информацию можно получить по e-mail: mitrofanovvv@mail.ru Митрофанов Волюслав Владимирович
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТА ТРИЗ (г. Иркутск)
Е-Mail: ivanov@irmail.ru
1. ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРОВ:
1.1 Семинары для инженерно-технического персонала промышленных предприятий. Виды семинаров: - заказные, с выездом на конкретное предприятие. - сборные, сбор слушателей в Иркутске или Ангарске. Продолжительность семинаров - от 3 до 5 дней. Темы:
- системное мышление в инженерной практике;
- анализ производственно-технологической проблемы и формулирование задач;
- выявление резервов снижения производственных затрат;
- функционально-стоимостной анализ технологии и продукции.
1.2. Семинары для педагогов общеобразовательных школ. Виды семинаров: - заказные, с выездом к заказчику; - сборные, сбор слушателей в Иркутске, Ангарске. Продолжительность семинаров - от 3 до 5 дней. Темы семинаров:
- развитие творческого воображения детей младших и средних классов;
- использование элементов ТРИЗ в школьной программе.
- развитие творческих способностей учащихся технически лицеев, училищ и гимназий.
2. ОКАЗАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ.
Темы:
- снижение трудоемкости изготовления выпускаемого изделия;
- выявление новых потребительских качеств и повышение конкурентоспособности выпускаемого товара;
- выявление резервов повышения производительности труда.
3. ОБУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП КАЧЕСТВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЛАСТИ.Подготовка группы профессиональных специалистов по ТРИЗ умеющих выявлять, анализировать и решать технические проблемы.
4. СОЗДАНИЕ НОВЫХ ТОВАРОВ И ТЕХНОЛОГИЙ. Разработка патентоспособных технических решений направленных на создание новых товаров или услуг.
5. РАЗРАБОТКА И ВЫПУСК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.
6. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЯВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПАТЕНТЫ. В ПЕРСПЕКТИВЕ:
7. РАЗРАБОТКА И ОСВОЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ТРИЗ И ОКАЗАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО СИСТЕМЕ INTERNET.
Продолжает свою работу заочная конференция по проблемам ТРТЛ. Подготовлена 10-я рассылка материалов. В работе конференции могут принять участие все желающие. Для участия в конференции необходимо присылать свои исследования по тематике конференции. Те, кто не ведет исследования, могут участвовать в конференции, если будут писать отзывы на присланные работы.
Соб. инф.
7 апреля в Московском педагогическом государственном университете состоялось выступление Председателя Международной Ассоциации ТРИЗ В.В. Митрофанова перед аспирантами ряда московсвких вузов (МАИ, МИИТ, МПГУ и др.) с докладом на тему "Формирование гипотез при решении научных задач". Выступление прошло с большим успехом.
Калошин Николай Григорьевич
129327 г. Москва И-327, а.я.1
E-mail: kalochn@org.ru
Преподаватель ТРИЗ Гасанов Александр Искандерович (доцент Московского государственного университета путей сообщений - МИИТ) объявляет новый набор в заочную школу ТРИЗ для русскоязычных слушателей. Приглашаются к сотрудничеству желающие освоить решательные инструменты железной ТРИЗ и, в первую очередь, делающие первые шаги в изучении ТРИЗ, преподаватели вузов, осваивающие преподавание методов инженерного творчества в своих вузах, продвинутые тризовцы, у которых возникли трудностим с решением своих производственных задач. Начало обучения - по мере поступления заявок. Использование электронной почты предпочтительно. Заявки направлять по адресу:
107497 г. Москва, ул. Новосибирская, д.1, корп.2, кв.104.
E-mail:gasanov@orc.ru
Гасанов Александр Искандерович
|