Новости ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Новости ТРИЗ

Международная Ассоциация ТРИЗ
185035, Карелия, Петрозаводск,
ул. Энгельса 4, каб. 014
Тел./факс: (8142) 77-22-55
E-mail: matriz@karelia.ru
http://matriz.karelia.ru

25 октября 2000 г.

Информационное письмо №26/2000.

О проведении Дня ТРИЗ.

Уважаемые коллеги!

Уже стало традицией отмечать 15 октября – день рождения Г.С. Альтшуллера – как международный День ТРИЗовцев. В этом году он отмечался во многих городах России и за рубежом.

С настоящим письмом мы высылаем информацию о том, как был проведен День ТРИЗ в Московской Общественной Организации ТРИЗ, в ОО “ТРИЗ-Карелия”, в ОО “ТРИЗ-Красноярск”, ОО “ТРИЗ-Чебоксары”. Мы ждем информацию и из других городов и готовы разместить ее на сайте Международной ассоциации ТРИЗ.

Мы начали работу по подготовке рекомендаций о формах проведения Дня ТРИЗовцев: это могут быть клубные встречи, семинары, конкурсы и др. Мы будем рады получить Ваши рекомендации и предложения на эту тему.

Еще раз поздравляем с прошедшим праздником. Наши дела помогут сохранить память о Г.С. Альтшуллере и в XXI веке.
 

По поручению Председателя Международной Ассоциации ТРИЗ Митрофанова В.В.

Исполнительный директор
Международной Ассоциации ТРИЗ
Рубин М.С.

ДЕНЬ ТРИЗ-2000 в Москве

13 октября в Москве состоялось очередное собрание Московской общественной организации ТРИЗ. Это собрание прошло в неформальной дружеской обстановке и было приурочено к "Дню тризовца". На этом собрании выступили Мастера ТРИЗ А.И. Гасанов и М.С. Гафитулин. Александр Искандерович Гасанов представил основные результаты свой методической, педагогической и пропагандистской работы за 1999-2000 гг. За этот период им совместно с А.В. Кудрявцевым, В.Ю. Бубенцовым, С.А. Евсюковым и А.В. Ревенковым был подготовлен "Учебник для ВУЗов по ТРИЗ", адресованный начинающим преподавателям ТРИЗ и рассчитанный на 40-часовую учебную программу. А.И. Гасанов подробно рассказал о прошедшей в августе 2000 г. в г.Петрозаводске научно-практической конференции "Творчество во имя достойной жизни", на которой членами Московской общественной организации ТРИЗ (М.К. Бдуленко, А.И. Гасановым и М.А. Степанчиковой) были прочитаны три доклада. Выступающий рассказал об итогах своего обучения ТРИЗ через Интернет и о своих планах по такому обучению на 2000/2001 уч. год. В заключение он сообщил о своем участии (вместе с С.М. Кокиным) в семинаре, посвященном внедрению ТРИЗ в высшую школу и состоявшемся в сентябре 2000 г. в г. Брно (Республика Чехия). Член Президиума Международной ассоциации ТРИЗ М.С. Гафитулин рассказал о своей учебной поездке в Англию.

ДЕНЬ ТРИЗ-2000 в ЧЕБОКСАРАХ

13 и 14 октября 2000 г. в лаб. О-401 после окончания учебных занятий собрались 3 преподавателя, 4 студента старших курсов и 3 первокурсника, которые услышали про ТРИЗ от коллег-стуаршекурсников и преподавателя. Вопрос для обсуждения: В США ТРИЗ применяют на практике после двухдневного с ним знакомства, в России даже после года занятий ТРИЗ применяют очень мало. Почему? Как обустроить Россию с помощью ТРИЗ ?

Михайлов В.А. (доцент химфака и кафедры компьютерных технологий). В данный учебный семестр 2000-2001 уч. года провожу занятия по ознакомлению с ТРИЗ в группах кафедры компьютерных технологий 3 курса и 5 курса (30 и 20 студентов, 36 ч. лекций и 18 ч. практики в классах ЭВМ), химфака 3 курса (30 студентов, 18 ч. лекций и 9 ч. практики в классе ЭВМ), машиностроительного факультета 3 курса (10 студентов, 16 ч. лекций и 8 ч. в классе ЭВМ), энергетического института магистров 1 курса (30 студентов, 36 ч. лекций и 18 ч. практики в классе ЭВМ). Используются программы: Dedut, Bio-Debut, Demo-IM, TRIZ-kurs, IM-kurs, Demo-MIP, TEST-MIP, IM-1.5. Зачеты будут по рефератам описаний и противоречий отдельных системах или по решениям 1-3-х технических задач по алгоритмам, основанным на ТРИЗ. В следующем семестре будут занятия по ТРИЗ с магистрами химфака (5 студентов, 18 ч. лекций и 18 ч. практики) и на 3-м курсе электротехнического факультета (20 студентов, 36 ч. лекций и 18 ч. практики в классе ЭВМ).

Кошкина Л.И. (педагог-психолог, ИЧП): ТРИЗ помогает мне ранжировать личные цели (сохранения здоровья, семьи, детей, материального благополучия) и добиваться их.

Рябкин И.П. (изобретатель, ныне сотрудник службы банкротства фирм и предприятий, автор статьи про КПМатериалы) рассказал о проблемах при внедрении новых разработок на заводах из опыта своей работы с кирпичными заводами.

Гальетов В.П. (преподаватель ФСА и ТРИЗ): Практика показывает полезность применения инструментария ТРИЗ к исследованию текущих ситуаций в группе, в сообществе людей, в организации.

Возьмем, например, девятиэкранную схему и рассмотрим с ее помощью содержание выступлений в данной аудитории. На среднем экране поместим нашу группу со всеми ее потребностями, возможностями и ресурсами, имеющимися у каждого.

Посмотрим о чем идет речь в выступлениях уважаемых коллег. Оказывается содержание выступлений размещается как правило на уровне надсистемы: - какой была жизнь в ТРИЗ в давние застойные годы; - как живут и зарабатывают тризовцы за рубежом; - и тому подобное. Если речь заходит о присутствующих, то как правило в прошлом: - как я пришел в ТРИЗ; - какие задачи мне удалось решить когда-то; - и тому подобное. Практически отсутствуют выступления на такие казалось бы жизненно важные темы: - что нам сделать в этом году (учебном)? - что нам это даст, какие наши проблемы будут при этом решены? - что это даст Сообществу ТРИЗ в городе, в России? Или еще круче: - что я лично хочу достичь в этом году? - что это даст моим студентам, коллегам? - что это даст системе ТРИЗ? - и тому подобное. Подобный нежелательный эффект по моим наблюдениям присутствует и в нетризовской аудитории. Но там присутствуют обычные "нормальные люди", нетризнутые, не имеющие инструментов оценки собственной и взаимной эффективности (идеальности). В тризовской аудитории этот эффект выглядит удивительным. Этот эффект мне доводилось наблюдать и на конференциях по ТРИЗ в Петрозаводске в 1987 и 1989гг., на конференциях в Челябинске в 1988 и 1990 гг. Интересно то, что Г.С.Альтшуллер, будучи ведущим конференции, всегда как бы возвращал аудиторию в настоящее, задавая вопросы на понимание содержания выступления, на его оценку и т.п. Однако какие-то более массовые обсуждения проблемных выступлений или ситуации в ТРИЗ-Сообществе мне неизвестны. Могут возразить, что такие обсуждения происходят на заседаниях управляющих органов МАТРИЗ. Даже если это и так, то это означает фактически, что ТРИЗ-Сообщество как и российское общество разделилось на управляющих (или как бы управляющих, решающих как жить и действовать) и управляемых (живущих своей жизнью).

По рассказам коллег, бывающих на последних тризовских конференциях, там имеет место тот же эффект. Хочется дать ему какое-то название, например, "избегание реальности", или еще сильнее "черная дыра настоящего". Предположительно, причина его в том, что в сознании тризовца (нормального тризовца, прошедшего обучение по ТРИЗ, но не охваченного нетризовскими технологиями) ситуация "здесь и теперь", в которой он принимает участие, не является проблемной.

Предложения.

    1. Использовать ситуацию "здесь и теперь" в качестве тренинговой для каждого сбора тризовцев, понимая, что ее конкретность всегда очень богата и может многое дать для практики применения инструментария ТРИЗ. Примечание: Если этот инструментарий применять без спешки, дисциплинированно, согласно требованиям АРИЗ-85В.
    2. До начала работы по содержанию сбора проводить анализ ситуации, используя девятиэкранную схему и другие инструменты ТРИЗ.
    3. Особо полезная работа-тренинг может быть выполнена с использованием Методики Диверсионного Анализа к данному сбору тризовцев.

Председатель ОО ТРИЗ-Чебоксары
Михайлов В.А.

ДЕНЬ ТРИЗ-2000 в Красноярске

День ТРИЗовцев был отмечен следующим образом.

В актовом зале детской музыкальной школы №5 собрались лауреаты международного конкурса “ТРИЗ - 2000”, представители школ и организаций, члены совета ОО “ТРИЗ - Красноярск” и председатель - Ю.П. Саламатов.. Всего около 40 человек.

После музыкального номера - виртуозного исполнения этюда Ф. Листа молодым и талантливым пианистом Сергеем Якшичем, началась процедура награждения. Она проходила по номинациям. Ведущий - Дмитриев Владимир Анатольевич вкратце рассказал о Дне ТРИЗовцев, о конкурсе “ТРИЗ - 2000”, его результатах, ОО “ТРИЗ - Красноярск”, ознакомил присутствующих с мастером ТРИЗ - Ю.П. Саламатовым. Далее вручение дипломов, призов и благодарственных писем происходило по схеме: Ведущий передавал слово руководителям работ. Те живо рассказывали о работах, об авторах и приглашали их для вручения к сцене. От Ю.П. Саламатова авторы получали призы и теплые пожелания. Между номинациями в музыкальные паузы, исполнялись пьесы участниками конкурса: Привалихиным Максимом (джазовая композиция, фортепиано), Дмитриевым Германом (скрипка, “Мелодия” Рубинштейна), Дмитриевой Алиной (пение), “Вальс” Хачатуряна (дуэт на двух фортепиано).

Осуществлялась запись всей процедуры на видеокамеры. В заключении, Ведущий, пожелал успехов и участия в новых конкурсов. Все заняло 1 час. 15 мин.

Общая оценка проведенного мероприятия 3.5 - 4 балла. Недостатки: некоторая пассивность, скованность аудитории - сказались неоднородность, малая степень знакомства присутствующих друг с другом, отсутствие программы и опыта организаций “шоу”. Но, в целом, получилось неплохо.

Дмитриев С.А., ОО “ТРИЗ -Красноярск”

ДЕНЬ ТРИЗ-2000 в Петрозаводске.

Рождение традиции.

"Много лет назад в свой день рождения Генрих Саулович, заметив мое не очень праздничное настроение, сказал: "Настанет время, когда мой день рождения будут отмечать во всем мире..." Теперь это время пришло," - так Валентина Николаевна Журавлева встретила предложение отмечать день рождения Г.С.Альтшуллера как День ТРИЗовца.

На наших глазах рождается традиция. Более того, мы сами создаем эту традицию. День ТРИЗ, день творчества, день памяти о великом ученом, удивительном творце.

В Петрозаводске, в городе, в котором Генрих Саулович жил и работал последние годы, где проходили все съезды Ассоциации ТРИЗ, проводились семинары Альтшуллера, День ТРИЗ - это особый праздник. Идеи Альтшуллера объединяют людей, будят творческую мысль, зажигают воображение. В каждом, кто прикоснулся к Делу Альтшуллера, навсегда остается благодарность за удивительный подарок - обретение цели и смысла жизни, остается восхищение перед человеком, который сумел заглянуть так далеко в будущее.

Вот уже в третий раз День ТРИЗ отмечается в Петрозаводске. В этом году ОО “ТРИЗ-Карелия” подготовила и провела разнообразную программу, в которой приняли участие учащиеся нескольких школ города: гимназии № 17, гимназии № 30, Дома технического творчества и др.

Мы благодарим всех, кто участвовал в подготовке, организации и проведении этого праздника.

Все, кто побывал на празднике говорили о редкой возможности прикоснуться к миру творчества, “подняться над суетой обыденности”. А дети были очень рады возможности проявить свои творческие способности, почувствовать радость от общения и интересной совместной работы.

Подготовка к празднику началась задолго до торжественной даты. В школах был проведен опрос об отношении учеников к творчеству, о месте творчества в их жизни. Представляем лишь некоторые ответы участников опроса.

“Творчество – это не жанр и не стиль, а жизнь или даже смысл жизни.”
Щемелев Дима 7 “Б”, гимназия № 17

“Только с помощью творчества и можно добиться успеха в жизни.”
Москаленко О. 7 “Б”, гимназия № 17

“Каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда пытается не просто выложить свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать.

Творчество – образ жизни. Когда человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Нужно самому измениться, научится удивляться миру, видеть тайны и проблемы, там где другой ничего не видит.”
Шевелин П. 6 “А”, гимназия № 17

Гимназия № 17, 13 октября

2-4 классы приняли участие в турнире “Да-неток”.

Это была веселая игра, во время которой дети учились решать творческие задачи, фантазировать и общаться.

5-6 классы. Путешествие в город Фантазий.

Главная улица на карте города Фантазий – улица 15 октября.

7-9 классы. Практикум по решению задач.

У учеников постарше и задачи посложнее. Как построить самую высокую башню, как за несколько часов измерить глубину длинной реки?

15-00 – открытие праздника

Будут работать выставки литературы, работ учителей и учеников.

День ТРИЗовца в гимназии №30

С 10.10 - по 16.10 - рассказы о жизни Г.С. Альтшуллера на уроках ТРИЗ и РТВ (1 “А”, 3 “Б”, 5-6 классы, 7 “А”, 10 “Ц”).

  • Конкурс ресурсной игрушки. Игрушка должна быть сделана своими руками из ненужных предметов (баночек от шампуня, списанных одноразовых ручек и т.п.). Обязательное условие: игрушка должна быть действующей, в ней должно что-то меняться, двигаться... Помощь родителей не возбраняется! Игрушки на конкурс можно приносить: учащимся 2-й смены - до субботы, 14.10, учащимся 1-й смены - до понедельника, 16.10 учителям РТВ или в библиотеку Лидии Михайловне.
  • Конкурс на лучший загадочный предмет (назначение которого трудно определить). Загадочные предметы приносить Нестеренко А.А. или Драган Е.А. Предметы, признанные наиболее загадочными, будут использованы в конкурсе “Кому это надо?” а их владельцы получат призы.
  • Следите за нашей прессой, покупайте Листок Тризовца, там будет более подробная информация.

День Тризовца. 16 октября 2000 года.

  • 9-10 - торжественная линейка для классов, принимавших участие в конкурсе ТРИЗ-2000 (актовый зал).
  • 10-15 - 11-50 - проектный урок “представление ТРИЗ-понятий” (10 “Ц”, Нестеренко А.А.).
  • 12-05 - 12-45 - турнир “Да-неток” (5-6 классы).
  • 12-50 - 13-30 - Игра “Турнир изобретательных” (1 “а” класс, ученики 10 “Ц” класса, Голубева Н.Н.).
На переменах:
  • конкурс разведчиков - 3-и классы (1-я смена), 2-е классы (2-я смена).
  • Рекреация 1-го этажа: конкурс на самый необычный автограф.
  • Рекреации 2-го этажа: выставка дорисованных клякс (раздача клякс производится на 1-м этаже).
  • Рекреации 3-го этажа - лотерея изобретательских задач.
  • Рекреации 4 этажа - конкурс “Кому это нужно?”.
  • Библиотека: выставка ресурсной игрушки;
  • выставка книг по ТРИЗ;
конкурс: узнай книгу (аннотации книг - в рекреации на первом этаже).

ДЕНЬ ТРИЗ-2000 в Днепропетровске

26 сентября 2000 г. ТРИЗовцы Днепропетровска провели вечер памяти основоположника ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера.

Кроме ветеранов ТРИЗ на вечер были приглашены студенты Металлургической академии и учащиеся 6-Т (“ТРИЗовского”) класса – лауреаты Конкурса “ТРИЗ-2000”.

С 10-го по 13-е октября, в канун Международного дня ТРИЗовца, в “ТРИЗовских” классах средней общеобразовательной школы №112 города Днепропетровска прошли специальные уроки, посвященные ТРИЗ.

Отличительной особенностью уроков было то, что о науке ТРИЗ и об её авторе - Генрихе Сауловиче Альтшуллере ученикам 1-5 классов рассказывали не преподаватели, а ученики 6-Т (“ТРИЗовского”) класса.

16 октября 2000 г. в областной научной библиотеке г. Днепропетровска прошло заседание ТРИЗовцев города, посвященное Международному дню ТРИЗовца. Вел заседание Председатель региональной общественной организации “ДнепроТРИЗ” Резник Н.А. Свыше 30-ти человек заслушали заранее подготовленные доклады: Мищенко Т.Н. заведующей патентным отделом областной библиотеки – “О биографии Г.С. Альтшуллера” и Каленика В.И. – директора НПО “БКБ” “О зарождении и развитии ТРИЗ в Днепропетровске”.

С анализом сегодняшнего состояния и перспектив развития ТРИЗ, воспоминаниями о встречах с Г.С. Альтшуллером и своими взглядами на ТРИЗ движение выступили также: Резник Н.А. – председатель ОО “ДнепроТРИЗ”, Шифрис Я.Г. – начальник лаборатории завода им. Карла Либкнехта, Винтман З.Л. – последний ректор Днепропетровского народного университета научно-технического творчества, Нечипоренко А.В. – член Совета ОО “ДнепроТРИЗ”, Демин Г.К. – доцент Приднепровской академии строительства и архитектуры, Пигоров Г.С. – директор ГНОЦ “Творчество” Минобразования и науки Украины, Антоненко С.В. – доцент Национальной Металлургической академии, Юдина Л.П. – ветеран тризовского движения в Днепропетровске, Борщевский И.В. – член Совета ОО “ДнепроТРИЗ”, Репетя Е.И. – начальник патентного отдела Конструкторского бюро “Южное”.

Совет ОО “ДнепроТРИЗ”

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)