ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
о 5-й научно-практической конференции
"Развитие творческих способностей детей
с использованием элементов ТРИЗ"
г. Челябинск, 24-26 июня 2002 г.
ОО "ТРИЗ-Форум", Агенство инеллектуальной собственности А-ИС 24-26 июня 2002 года проводят в Челябинске традиционную пятую конференцию по ТРИЗ-педагогике. В этом году мы предлагаем следующую (предварительную) тему конференции: "Проблемы ТРИЗ-образования: систематизация (осознание их) и пути решения". Нам хотелось бы уточнить некоторые аспекты темы.
Сама ТРИЗ существует уже 50 лет. В последние десятилетия происходит достаточно быстрое внедрение ее в педагогический процесс.
Казалось бы, все идет нормально. Но... Почему внедрение ТРИЗ, в частности в педагогику, идет так мучительно трудно?
В рамках конференции мы предлагаем обсудить проблемы, возникающие при обучении ТРИЗ детей различного возраста (и не только детей). Возможно, эти проблемы связаны с трудностями формирования диалектического мышления в процессе обучения ТРИЗ. В этом случае, очевидно, надо понять эти проблемы и искать пути их разрешения. Возможно, трудности связаны с социально-экономической ситуацией. Тогда можно обсудить, какие шаги могут смягчить противостояние внешней среды и человека, изучающего и применяющего ТРИЗ. Вообще, если у человека в процессе обучения ТРИЗ меняется мышление, у него меняется и отношение к жизни и взаимоотношения с внешней средой.
Возможно, есть и другие проблемы. Обсуждение их тем более важно, что и проблемы внедрения ТРИЗ, в значительной степени упираются в обучение.
В настоящее время почти каждый из нас столкнулся с подобными проблемами в России или за рубежом и придерживается какой-то определенной стратегии взаимодействия с ними. Хотелось бы увидеть эти проблемы с разных точек зрения (хорошо бы и от посторонних для ТРИЗ людей), проанализировать и систематизировать существующие и возможные будущие проблемы и пути их преодоления, смягчения или существования вместе с ними.
В процессе работы конференции, на наш взгляд, необходимо:
- Осознать и систематизировать проблемы, которые существуют при обучении ТРИЗ. Они могут быть разные и рассматриваться могут с разных уровней.
- Сформулировать реально опробованные или предположительные пути их разрешения на различных уровнях: от общества в целом до отдельной личности (ТРИЗовца).
- По возможности выработать какие-то рекомендации, как существовать, осуществлять свои жизненные планы, иногда просто выживать в сложившейся ситуации, получая все же удовольствие от жизни, от ТРИЗ, от творчества.
Сейчас важно понять и договориться, какие проблемы мы будем обсуждать, чтобы все мы могли начать подготовку к предстоящей конференции.
Было проведено предварительное обсуждение возможной тематики конференции и мы искренне благодарим всех, принявших в нем участие. Вот некоторые из предложенных проблемных тем:
- определение общей стратегии и тактики ТРИЗ-образования, обозначение вытекающих из этого задач, организация процессов их решения (М.Гафитулин).
- В настоящий момент, на наш взгляд, главной проблемой развития ТРИЗ-образования является отсутствие координации в этой области. Инструментами координации должны стать две взаимосвязанные системы: система многоступенчатой сертификации специалистов по ТРИЗ с ясными требованиями и ресурсами для их выполнения и система стандартов на ТРИЗ-образование. Обсуждение и внедрение этих систем даст реальный толчок, как в развитии ТРИЗ-образования, так и во внедрении этого направления в систему государственного образования. Эта работа ведется нами совместно с М. Гафитулиным, Ю. Мурашковским, А.Гасановым, А. Гином, Н. Хоменко и другими специалистами по ТРИЗ. Считаем полезным обсудить эту тему на конференции. (М. и Н. Рубины).
- Проблема подготовки учителей: можно ли из учителя сделать изобретателя-ТРИЗовца? Где лучше готовить преподавателей-ТРИЗовцев: в технических ВУЗах или педагогических? Как лучше внедрять ТРИЗ в предметы: ТРИЗ-переработкой программы предмета, учебников, пособий и подготовкой учителей-предметников или хорошим, основательным обучение учителей-предметников классической ТРИЗ, а уж переработкой предмета учителя займутся сами? (С. Дмитриев).
- "Диагностика обучения творчеству", "Элементы ТРИЗ в проектной работе" и др. (А. Нестеренко).
Понятно, что проблематика обучения ТРИЗ очень широка и ее невозможно всю охватить. Поэтому мы надеемся, что участники конференции (очные и заочные) сосредоточатся на наиболее острых и, видимо, общих проблемах, на проблемах, препятствующих широкому внедрению ТРИЗ-образования, на проблемах, находящихся на стыке различных областей.
Понятно, что мы не сможем во время работы конференции выработать рекомендаций на все случаи жизни, но осознание любой проблемы - это уже начало ее решения. По перечисленным проблемам, например, видно, что решать многие задачи, связанные с внедрением ТРИЗ в педагогику, нужно из надсистемы.
Некоторые организационные моменты.
Будет выпущен сборник тезисов конференции. Тема тезисов должна соответствовать тематике конференции. Проблема, которая предлагается к обсуждению на конференции должна быть сформулирована либо в заглавии, либо в начале текста тезисов. Тезисы, тематика которых не соответствует тематике конференции в сборник включены не будут.
Объем тезисов - 3-5 страниц. Если объем превышает 5 страниц, необходимо прислать еще и краткий вариант объемом 1-3 страницы. Если будет возможность, тезисы будут публиковаться в полном объеме. При возникновении каких-то проблем, например, общий объем сборника будет превышать 200 страниц, будет опубликован краткий вариант.
По мере поступления тезисов в Оргкомитет конференции их планируется (по опыту проведения конференции в прошлом году) выкладывать на сайте http://home.onego.ru/~alla_triz.
Тезисы принимаются до 25 мая. Тезисы, присланные после этого срока, будут депонированы в Фонде материалов по ТРИЗ ЧОУНБ, но в сборник включены не будут.
Продолжается подготовительная работа и мы предлагаем коллегам высказать свои предложения о теме конференции, о требованиях к выносимым на обсуждение проблемам, об организации конференции и т.д., а также, конечно же, принять участие в ее работе. Все это найдет отражение в следующей более подробной инофрмации.
07 февраля 2002 г.
ОРГКОМИТЕТ
E-mail: vital@chel.surnet.ru
454112 г. Челябинск, а/я 10065
|