Новости ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Новости ТРИЗ

Меморандум Ideation TRIZ Research Lab of International TRIZ Association
принят 15.06.2001

Уважаемые коллеги и друзья!

Как было объявлено на последнем съезде МА ТРИЗ, мы открываем научный сайт для публикации разработок по ТРИЗ. Описание наших ожиданий от этого сайта приведено ниже. Этот же документ был зачитан В.Митрофановым на съезде.

Первая порция материалов (очень маленькая по сравнению с планами) уже "подвешена". Мы решили начать с истории - это ключ ко всему; постепенно будем подключать другие материалы. Мы осознаем, что в наших материалах могут быть ошибки, что они могут вызвать несогласие. Мы умышленно не регистрируем пока этот сайт на серч энджинах. То есть выйти на него случайно нельзя. Это - "санитарный период" для внесения изменений, дополнений и т.п. Пожалуйста, напишите нам о наших ошибках или ваших возражениях, пришлите дополнения и т.п. - каждое замечание мы очень внимательно рассмотрим и отреагируем на него так или иначе.

Адрес сайта http://www.trizscientific.com/

Пусть Вас не пугает, что первая страница на английском - все остальное пока на русском, в будущем сайт будет двуязычным, каждый материал будет снабжен переводом или хотя бы краткой аннотацией на другом языке.

Писать можно на мой адрес bzlotin@ideationtriz.com или на адрес архитектора сайта Валерия Прушинского - vprushinsky@ideationtriz.com

Можно также оставить свои заметки непосредственно на сайте, использовав клавишу "Forum" а потом гиперссылку "Post"

Борис Злотин


Наше видение путей развития ТРИЗ

Документ принят 15.06.01 общим собранием
Ideation TRIZ Research Lab of International TRIZ Association
(сокращенное название TRIZLab или ТРИЗЛаб)

Члены ТРИЗЛаб благодарны Международной Ассоциации ТРИЗ за предложение взять на себя выполнение функций координатора научно-исследовательских работ в области ТРИЗ. Группа готова принять эти функции для начала в качестве эксперимента. Ниже излагается наше общее видение ситуации и возможностей ее развития.

Общие закономерности развития ТРИЗ как науки

Большинство наук в своем развитии проходят ряд стандартных этапов.

Этап 1. Наука энтузиастов.

Лидер (редко - несколько лидеров) делает стартовые открытия, выдвигает стартовые идеи. Вокруг него собираются энтузиасты, возникает неформальный коллектив. Основной способ ведения научной работы - личное общение и переписка небольшого числа исследователей с лидером и между собой. Этот путь принципиально ограничивает число возможных исследователей. Именно таким образом разрабатывалась ТРИЗ с 1946 по конец восьмидесятых годов.

Этап 2. Спонсируемая наука

Важность и перспективность новой науки становится видна для кого-то из тех, кто обладает властью, деньгами или влиянием. Или один из адептов новой науки тем или иным путем становится "большим боссом". "Добрые барины" начинают так или иначе поддерживать разработки, обучение людей и внедрение. На этом этапе развитие науки может ускориться за счет увеличения количества исследователей, но может и замедлиться из-за падения качества их работы. На Западе такой сценарий может быть характерен для:

  • наук на начальном этапе развития
  • наук, которые никогда не выходят на коммерческий уровень (шекспироведение, например)
  • наук, затрагивающих фундаментальные вопросы (фундаментальные исследования, не вписывающиеся в относительно краткосрочные планы коммерческих компаний).

Фактически, на этом этапе (зависимость от "доброго барина") были почти все науки в бывшем СССР.

На такой путь развития для ТРИЗ мы все надеялись в коммунистические времена - появится умный человек в ЦК, Совете Министров или Академии Наук и вот тогда-то…Наверное хорошо, что это не осуществилось - всех нас просто съели бы

Этап 3. Коммерческая наука.

Этот этап развития возможен только в странах со свободной экономикой. Перспективность новой науки (возможность принесения ею прибылей) становится ясна коммерческим структурам, и они вкладывают деньги в организацию разработок. Возникает мощная конкуренция, развитие науки очень сильно ускоряется, но при этом возможны следующие типовые деформации развития:

  • Цель - только "практическое применение", разрабатываются темы, которые дадут прибыль в течение ближайших 3 - 5 лет.
  • Засекречивание результатов, способных быть "превращенными в деньги".

Эти деформации наносят серьезный ущерб общему развитию науки как единой системы. Однако, общая культура научного сообщества включает стремление к публикациям, гласности, обсуждению результатов и т.п., что является хорошим лекарством, хотя бы частично компенсирующим описанные деформации. Да и наиболее "умные" и достаточно богатые фирмы и компании смотрят, как правило, не только в ближайшие несколько лет, они охотно финансируют перспективные исследования. А необходимость в рекламе, позиционировании себя как лидера и т.п. заставляет их разрешать публикации перспективных материалов.

Сегодня ТРИЗ находится на переходе от 1 к 3 этапу (почти полностью минуя второй). Многие работы еще делаются "на энтузиазме", но уже есть профессионалы - работники коммерческих компаний, которые получают зарплату именно за исследования в ТРИЗ. Таких профессионалов пока немного, большинство совмещают исследования с практической ТРИЗовской работой по выполнению коммерческих заказов или разработке софтвэров, но их число постепенно растет. Может быть, сочетание "энтузиастских" и "профессиональных" работ позволит сформировать эффективную ТРИЗовскую исследовательскую культуру, чтобы избежать в будущем деформаций развития.

Камо грядеши

В конце восьмидесятых годов Г.Альтшуллер выдвинул концепцию: "железный ТРИЗ кончился". Тогда это вызвало сопротивление многих ТРИЗ исследователей, но сегодня, глядя назад, приходится признать - созданные Альтшуллером классические инструменты ТРИЗ (АРИЗ, приемы, вепольный анализ, стандарты) с тех пор существенно улучшить никому не удалось. Все попытки приводили к одному из трех следующих вариантов:

  • Упрощению инструментов - тогда они теряли свою мощность
  • Усложнению инструментов - тогда ими становилось слишком сложно пользоваться.
  • Специализации инструментов для решения специальных задач или для других особых применений - тогда пропадала их универсальность

Фактически, Г. Альтшуллер был прав - классический бескомпьютерный "железный" ТРИЗ (АРИЗ, приемы, вепольный анализ, стандарты) действительно исчерпал основные ресурсы развития. Конечно, вполне возможно и еще долго будет возможно некоторое совершенствование инструментов, но стало ясно, что основное развитие ТРИЗ должно происходить в соответствии с открытым Альтшуллером законом перехода в надсистему.

Какие же надсистемы могут сегодня рассматриваться как реальные цели развития? Сегодня мы видим следующие надсистемы для ТРИЗ и пути перехода от ТРИЗ к этим надсистемам:

  • Переход к массовому обучению ТРИЗ и массовому использованию ТРИЗ на основе интеграции с современными достижениями в области компьютеризации, информационных технологий, когнитивных и других психологических методов. Это требует серьезных изменений в теоретических основах и подходах ,чтобы сделать ТРИЗ удобной для компьютеризации.
  • Использование ТРИЗ для развития других наук, решения научных задач и проблем, построение теорий и концепций и т.п.
  • Использование ТРИЗ как одного из инструментов управления эволюцией общества, отдельных компаний или организаций, разных отраслей техники и т.п., а также для управления процессами принятия решений в разных областях жизни.
  • Использование ТРИЗ в системах образования и воспитания, для формирования культуры общества и психологии "человека информационной эпохи", помощи людям в "принятии нового мира", в избежании тяжелых "футуршоков", связанных с переходом к новой волне цивилизации
  • Использование ТРИЗ для предсказания и предотвращения или устранения любых нежелательных явлений (технических, социальных, природных и т.п.)

Безусловно, существуют и другие важные области и надсистемы, открывающие огромные возможности развития для ТРИЗ. А это, в свою очередь, требует большого количества новых исследований и разработок как в области самой теории, так и в области ее приложений.

Наука и лидер

Начало развития науки происходит почти всегда под знаменем "сильного лидера" - естественного отца, в крайнем случае - любящего отчима. На последующих этапах общее руководство обычно исчезает, появляются "локальные лидеры" - по темам, направлениям, географическим регионам, нередко враждующие между собой за "наследство основателя". Правда, в тоталитарных режимах возникают "начальники наук", назначенные режимом "гении" (лысенки), но их функция не научная, а полицейская - держать и непущать, чтобы не допустить вреда для правящей элиты.

Развитой, достаточно взрослой наукой руководить принципиально нельзя, да и не нужно.. Никто не руководит сегодня "всей математикой", физикой, биологией и т.п. С "взрослением" науки становится нужен не лидер, а нужны Интеграторы - те, кто стремятся сохранить целостность науки (с научной точки зрения), обобщают отдельные работы, связывают их друг с другом, ставят (но вовсе не обязательно сами решают) общие вопросы развития и т.п. В истории обычно такую роль играли редколлегии научных журналов, признанные специалисты, авторы основополагающих монографий или отдельные научные школы, группы единомышленников.

Главное противоречие, связанное с интегративной работой - принципиально недопустимо "диктаторств" в науке, но при этом невозможно обойтись без каких-то критериев - что относится к данной науке а что нет, какие материалы должны публиковаться, а какие - нет и т.п.

Попытки сформулировать такие критерии "априори" всегда оказываются неудачными, в каждом конкретном случае приходится решать "по месту". Поэтому, к сожалению, интегративная работа всегда зависит от личностей, позиций и научных взглядов Интеграторов. Рано или поздно, возникает неудовлетворенность у какой-то части данного научного сообщества, эта часть концентрируется вокруг другой группы "Интегратор 2". "Интегратор 2" обычно придерживается тех же основных положений и идей в науке, но резко альтернативен по каким-то специфическим вопросам. Дальше процесс дробления неоднократно воспроизводится - это вполне нормальный путь развития. Рано или поздно дробление дополняется процессами вторичной гибридизации, объединения направлений, потом их нового дробления и т.п. - процесс бесконечен.

Ideation TRIZ Research Lab, как единая группа исследователей с широким спектром интересов в ТРИЗ, готова попробовать свои силы в качестве такого Интегратора.

С нашей точки зрения, интегративная работа включает:

  • Выявление и согласование точек зрения ведущих специалистов в данной области, построение и поддержание основной парадигмы и общей структуры данной науки или данной отрасли
  • Построение некоторой системы критериев (что включать, а что не включать в стандартное описание данной науки или определенной отрасли науки)
  • "Налаживание связей с надсистемами" - включение данной науки в общее семейство родственных наук, в социальную жизнь, системы образования и т.п. Создание позитивного имиджа данной науки или отрасли в глазах научного сообщества и всего общества в целом
  • Анализ и классификацию выполненных и ведущихся научных работ, помощь разработчикам и исследователям в виде обсуждений, обоснованной критики, рецензирования и т.п.
  • Выявление важных направлений работы или "простаивающих" тем, привлечение к ним внимания научного сообщества
  • Помощь (тем или иным путем) в публикации работ, организации коммуникаций, профессиональных конференций, семинаров и т.п.

Кто есть кто в "Ideation TRIZ Research Lab of International TRIZ Association"

Слово Ideation в переводе значит: способность к формированию и восприятию идей, а в обычном речевом использовании означает сам процесс генерации идей - неважно каким способом. Таким образом, наше название может быть переведено как "Научно-исследовательская лаборатория генерации идей с помощью (или на базе) ТРИЗ при Международной Ассоциации ТРИЗ". Это длинное и немного неуклюжее официальное название, естественно, не удобно для обычного употребления, поэтому мы выбрали сокращенное название "ТРИЗЛаб".

ТРИЗЛаб - это название группы исследователей и разработчиков в ТРИЗ, имеющих некоторый общий взгляд на развитие ТРИЗ (хотя и может сильно расходиться в деталях) и совместно выполняющих и обсуждающих научные работы в области ТРИЗ. Сегодня большая часть участников ТРИЗЛаб живет в Детройте и работает в компании Ideation International Inc., но это не играет определяющей роли.

Группа сформирована на основе слияния представителей следующих школ ТРИЗ:

  • Кишиневская школа ТРИЗ, возникшая в Кишиневе в 1981 году после семинара, проведенного Г.Альтшуллером и Б.Злотиным на Молдавгидромаш. Школа вначале концентрировалась вокруг постоянно действующего семинара по ТРИЗ в Доме Техники Кишинева, потом - вокруг коммерческой ТРИЗ фирмы "Прогресс" (Директор В.Просяник). В середине девяностых годов большинство членов КШ перебралось в Америку в качестве сотрудников компании Ideation International Inc.
  • Ленинградская школа ТРИЗ. Поскольку Кишиневская школа возникла как "побег" Ленинградской, ТРИЗЛаб считает Волюслава Владимировича Митрофанова своим Учителем и постоянным почетным членом. Другой представитель Ленинградской школы В.Герасимов оказал большое влияние на направление и стиль разработок ТРИЗЛаб
  • Симферопольская школа (руководитель С.Малкин), очень близкая к Кишиневской, принесшая в ТРИЗЛаб эффективный подход к компьютеризации ТРИЗ
  • "Биологическая школа", строящая ТРИЗ во многом на аналогии между технической и биологической эволюций, созданная ТРИЗовцем, физиком и биологом Г.Зайниевым

Участие в ТРИЗЛаб - дело добровольное, в разное время в группу входили разные люди. Сегодня мы считаем своими членами следующих людей: Алла Зусман, Владимир Просяник Леонид Каплан, Борис Злотин, Светлана Вишнепольская, Сергей Малкин, Цион Бар-Эл, Гафур Зайниев, Петр Улан, Дана Кларк, Владимир Герасимов, Кирилл Склобовский, Валерий Прушинский, Евгений Субботин, Олена Малкина, Олег Пожидаев. Есть еще несколько человек, которые, не являясь постоянными членами группы, с нами периодически сотрудничают, в их числе Стэн Каплан, Николай Шохирев, Давид Злотин, Антон Малкин, (США), Владимир Петров (Израиль), Рада Грановская и Юрий Волков (С.- Петербург), Лев Певзнер (Свердловск), Игорь Холкин (Москва) и ряд других.

В разное время в работах ТРИЗЛаб активно участвовали И.Герасимов, Т.Зайниев. Р.Корниенко, Д.Терненко, М.Баркан, А.Смолкин, Я.Виноградский, и др.

Членство в ТРИЗЛаб не является формальным. Члены группы - просто те, , кого группа "признала своими". А это возможно только на уровне общения (прямого или с помощью Интернета), выполнения весомых для группы научных работ и т.п.

Научные работы ТРИЗЛаб охватывают два основных направления:

  • Работы, связанные с выполняемыми коммерческими проектами. Эти работы включают:
    • Все наши разработки в области софтвэра, включая теоретические вопросы, решение которых необходимо для создания эффективного софтвэра
    • Большинство разработок в области ТРИЗ образования, включая учебные программы и другие материалы
    • Большинство вопросов, связанных с улучшением тех или иных ТРИЗ инструментов
    • Большинство вопросов, связанных с разработкой новых видов ТРИЗ услуг для клиентов
  • Хотя основная цель этих работ коммерческая (удовлетворение заказчика), каждая работа приносит новые большие или малые находки и для ТРИЗ как науки. Часть работ мы не имеем права публиковать, а то, что возможно, включается в общие исследовательские разработки по ТРИЗ

  • Работы, не связанные с коммерческими проектами. Эти работы включают:
    • Разработки общетеоретических вопросов ТРИЗ (обоснования ТРИЗ, связь с другими науками и философией и т.п.)
    • Разработки по теории развития организаций
    • Разработки по теории размножения технических организмов
    • Работы, связанные с обучением творчеству детей
  • Есть некоторый парадокс в том, что эти работы, сделанные без коммерческих целей, часто оказываются основой именно коммерческих продуктов или применений ТРИЗ, находят активное использование при проведении коммерческих работ.

Формально возглавляет ТРИЗЛаб Б.Злотин. Как руководитель исследовательских работ компании Ideation International Inc., он контролирует все работы, связанные с коммерческими проектами. Работы, не связанные с коммерческими - личное дело авторов, никто не обладает властью предписывать, разрешать или запрещать эти работы, но каждый автор имеет право на серьезное обсуждение своих работ всей группой.

Формальной структуры ТРИЗЛаб не имеет. Для выполнения коммерческих проектов создаются временные группы. Выбор тем некоммерческих исследований, образование исследовательских команд и т.п. происходит по личным желаниям участников.

Проводятся регулярные семинары всей группы раз в неделю в рабочее время, во время этих встреч обсуждаются текущие рабочие вопросы и затрагиваются те или иные исследовательские темы. При необходимости, организуются целевые собрания для обсуждения конкретных научных вопросов. Кроме того, большинство членов группы часто встречается и обсуждает интересующие их научные вопросы в домашней обстановке или во время куда более многочисленных чем хотелось бы совместных командировок.

Цели и задачи Ideation TRIZ Research Lab

Наша главная цель осталась той же, как ее сформулировал Генрих Альтшуллер - дать ТРИЗ людям. Для ее достижения, мы сформулировали следующие рабочие цели:

  • Коммерческое внедрение ТРИЗ - единственный, по нашему мнению, реальный путь. Люди покупают только то, что им нужно. Следовательно, ТРИЗ должен покупаться, его нужно продавать. Наука практически никогда не становится товаром сама по себе - никто не продает физику или биологию. Нужны товары, сделанные на базе науки - учебные курсы, методики работы, практические рекомендации, софтвэры, книги и т.п.. Наша цель - создать на базе ТРИЗ привлекательные товары, которые будут продаваться массово и, соответственно, "нести ТРИЗ в массы".
  • Нормальный путь распространения новых товаров в свободных странах идет через появление множества независимых производителей, которые копируют (иногда точно, чаще - с изменениями) оригинальный товар. Сейчас распространение ТРИЗ в Америке, Европе, Японии и некоторых других регионах идет именно по этому пути. В частности:
    • Появилось и продолжает появляться множество "новых ТРИЗовцев" делающих свой бизнес - отдельных преподавателей ТРИЗ и мелких (1 - 3 человека) фирм.
    • Все больше и больше профессоров в университетах разных стран начинает использовать элементы ТРИЗ в своих курсах.
    • На некоторых фирмах появились "свои" преподаватели ТРИЗ, обучающие внутри фирмы. К сожалению, иногда при этом ТРИЗ искажается и вульгаризируется или "отбрасывается назад", к уровню шестидесятых - семидесятых годов. Плохо подготовленные преподаватели, не знакомые с современным уровнем ТРИЗ, преподают устаревшие материалы (в основном - 40 приемов, созданные еще в конце шестидесятых и иллюстрированные устаревшими изобретениями, ухудшенные варианты АРИЗа, кусочки, надерганные из вепольного анализа или законов развития и т.п.). Часто это перемешивается с элементами других методов и собственными идеями автора - иногда удачно, иногда нет. Наша цель - не бороться с "новыми ТРИЗовцами", а помочь им поднять уровень и качество обучения, дать им наиболее эффективные инструменты, научные и учебные материалы, познакомить с новейшими разработками.
  • Обеспечение массового внедрения (легкость и массовость обучения и применения) возможна сегодня только на базе применения компьютеров и специальных софтвэров. Вообще, в Америке сегодня большинство школьников уже просто не знают, что можно учиться и вообще жить без компьютера и Интернета. Это реальность, на которую нужно ориентироваться. Наша цель - создание семейства софтвэров для разных целей (решение изобретательских задач в технике, вне техники, решение научных задач, прогнозирование нежелательных явлений (диверсионка), управление будущим (ДЕ) и т.п.) и для разных пользователей (инженеров, студентов, менеджеров высокого и среднего уровней, не технических специалистов, детей и т.п.) .Компьютеризация должна обеспечить выполнение двух функций:
    • Помочь людям решать сложные задачи и проблемы самым быстрым и требующим самых малых усилий путем, без затрат времени на изучение теории, даже без знания о том, что ТРИЗ вообще существует (аналогично тому, как сегодня, чтобы считать на калькуляторе, вовсе не нужно знать, как там внутри работает микрочип).
    • Сделать человека более творческим, привлечь к творчеству. Здесь нужны специальные программы образования и специальные софтвэры - игры, пригодные для тренировки творческого мышления, ориентированные на разные возрасты, особенно на детей. Эта область компьютеризации сегодня, к сожалению, еще очень слабо развита.
  • Для обеспечения массового внедрения необходимо, чтобы ТРИЗ хорошо воспринимался людьми разного уровня подготовки, разного возраста, разных специальностей, разных культур и национальностей. Находясь в СССР, мы даже не могли подозревать, насколько сильно ТРИЗ ориентирован на ментальность русскоязычного инженера с образованием и опытом в основном в области механики. Опыт обучения и применения ТРИЗ в Америке, Европе, Японии и т.п. показал, что людям другой культуры очень трудно понимать некоторые очевидные для нас вещи (особенно - структуры и методы предъявления материалов). Наша цель - универсализация и интернационализация самой ТРИЗ и методов обучения, позволяющие сделать ТРИЗ эффективным для людей разных культур, возрастов и образований.
  • С появлением персональных компьютеров и Интернета человечество переходит из индустриальной эпохи развития в информационную. При этом жизнь становится все более динамичной, быстро меняющейся, непредсказуемой и т.п. В этих условиях большинство известных методов решения проблем, принятия решений, планирования и управления становятся неэффективными или вообще непригодными. Возникает необходимость в новом интегральном подходе ко всем этим вопросам. Такой подход должен основываться на развитии способности человека быстро и правильно решать творческие задачи в любых областях и предвидеть последствия принятых решений. Наша цель - помочь людям в управлении своей судьбой. Для этого разработан и успешно внедряется новый сервис, который получил название Директед Эволюшен (Управление эволюцией), позволяющий сознательно управлять развитием отдельных людей, бизнесов, организаций и т.п.
  • Говоря о позиционировании ТРИЗ как "нормальной науки", мы должны изложить имеющиеся знания по ТРИЗ в структурированном наукообразном виде (в данном случае слово "наукообразный" - не насмешка, а точный термин с позитивным значением). Сегодня знания по ТРИЗ представляют собой неструктурированный или слабоструктурированный набор отдельных кусочков. Наша цель - создание общей теоретической базы ТРИЗ и позиционировании ТРИЗ как "нормальной науки".
  • Нужно привлечение к ТРИЗ людей "нормальной науки", сотрудничество с ними и т.п. Широкое внедрение возможно только через научные и инженерные общества, учителей и профессуру университетов, обширные публикации в специальных и профессиональных журналах, на Интернете, участие в конференциях и т.п. Наша цель - привлечение к ТРИЗ внимания научной общественности.

Мы понимаем, что эти цели чрезвычайно велики и амбициозны. Но мы верим в их выполнимость и в то, что они будут достигаться не только нашей небольшой командой, а всем ТРИЗ движением, которое сейчас растет очень быстро. Инструмент интеграции - сайт http:\\TRIZScientific.com

Разработка и публикация этого сайта стала возможной благодаря спонсорской поддержке компании Ideation International Inc.

Предполагается, что это будет двуязычный (русский и английский языки) сайт. Мы собираемся полностью описать ТРИЗ, как мы видим ее сегодня, в виде "дерева ТРИЗ". Это "дерево" должно включить все, что мы относим к "Классической ТРИЗ", и максимальное количество новых разработок по ТРИЗ. Мы собираемся подключить к этому дереву все доступные материалы по ТРИЗ (статьи, книги, фотографии и т.п.). Эта работа, по нашим предположениям, займет около года. Архитектор сайта TRIZScientific.com Валерий Прушинский.

На следующем этапе работы мы обеспечим возможность публикации на сайте новых исследований, не только членов существующей ТРИЗЛаб, их включения в единую структуру, рецензирование работ, установление связей между материалами сайта и другими материалами, опубликованными на Интернете, функционирование дискуссионных клубов по разным темам и т.п.

Предполагается публикация следующих материалов:

  • Разработки Альтшуллера, на публикацию которых будет получено формальное согласие В.Н. Журавлевой и Альтшуллеровского института, имеющего право на публикацию работ Альтшуллера в Америке на английском языке
  • Записи разных семинаров, включая имеющиеся стенограммы следующих семинаров:
    • Семинар разработчиков ТРИЗ в Петрозаводске 1980 году
    • Отдельные семинары, проводившиеся Г.Альтшуллером совместно с другими преподавателями в Днепропетровске, Уфе, Новосибирске и т.п.
    • Курс Злотина и Зусман 40 учебных засов по Законам Развития Технических Систем
    • Двухнедельный семинар по ТРИЗ Кишиневской школы в 1989 году
  • Все книги по ТРИЗ, изданные в Кишиневе, на которые имеет права Ideation International Inc.
  • Большая часть научно-исследовательских материалов, разработанных членами ТРИЗЛаб, включая разработки по следующим темам :
    • Общие философские и теоретические вопросы эволюции систем разной природы
    • Общие философские и теоретические вопросе эволюции ТРИЗ
    • Обобщение практического опыта работы в Америке, Японии и других странах
    • Техника управления эволюцией (Directed Evolution)
    • Диверсионный анализ (Anticipatory Failure Determination)
    • Компьютеризация ТРИЗ как научная проблема
    • Гибридизация альтернативных систем как один из основных способов развития
    • Теория эволюции организаций
    • Решения творческих задач вне техники (бизнес, политика, переговоры, менеджмент, журналистика, медицина и т.п.)
    • Работа по обучению детей
  • Избранные (касающихся разработок ТРИЗ) отрывки из переписки Б.Злотина и А.Зусман с Г.С.Альтшуллером и другими специалистами по ТРИЗ
  • Материалы по истории ТРИЗ, в том числе фотографий из истории ТРИЗ в СССР и других странах, воспоминания "старых ТРИЗовцев" и т.п.
  • Полезная информация, например, выписки из разных книг, статей, ссылки на полезные сайты и т.п.
  • Рецензии на выходящие книги, новые сайты и т.п. в области ТРИЗ

Предполагается также, что каждый член ТРИЗЛаб и другие активные разработчики будут (по желанию) иметь на сайте свою "страничку", на которой он сможет публиковать свои материалы, отвечать на вопросы и т.п.

По мере возможностей публикации на русском языке будут снабжаться краткими аннотациями на английском (и наоборот). Также, по мере возможности, наиболее интересные и популярные материалы будут переводиться на другой язык.

Заключение - Начало

Мы начинаем работу еще не вполне представляя ее объема и конечных результатов. Мы надеемся, что полное понимание придет в процессе работы. Но мы хорошо знаем, чего мы не хотим:

  • Мы не хотим никаких "вечных догм" - ТРИЗ живая наука, а живой науке свойственно быстро меняться
  • Мы не хотим стать единственными носителями истины, присвоившими себе право решать - что хорошо, а что плохо в ТРИЗ
  • Мы не хотим превратиться в занаученных схоластов, обсуждающих размещение ангелов на кончике иглы, прячущих пустоту идей за сложностью и непонятностью терминологии. Но мы также не хотим, чтобы научный сайт превратился в "площадку для трепа"

Мы будем рады любым замечаниям, критике, советам, рекомендациям и т.п. которые помогут нам действительно сделать данный сайт инструментом интеграции и поддержания целостности ТРИЗ как науки. Присылайте ваши замечания по E-mail Address: vprushinsky@ideationtriz.com или использовав "дискуссионный клуб".

Данный меморандум обсуждался на собраниях ТРИЗЛаб 25 мая и 15 июня 2001 г.,
Принят членами ITRL после дополнений и изменений

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)