|
|||||||||
Все приемы устранения технических (системных) противоречий Прием 34. Принцип отброса и регенерации частей
Пример 1. Патент США № 3174550. При аварийной посадке самолета бензин вспенивают с помощью специальных химических веществ, переводя в негорючее состояние. Пример 2. Патент США № 3160950. Чтобы при резком старте ракеты не пострадали чувствительные приборы, их погружают в пенопласт, который, выполнив роль амортизатора, быстро испаряется в космосе. Нетрудно заметить, что этот принцип—дальнейшее развитие принципа динамичности: объект изменяется в процессе действия, но изменяется сильнее. Самолет с меняющейся в полете геометрией крыла — это принцип динамичности. Ракета, отбрасывающая отработанные ступени,— принцип отброса. А вот изобретения-близнецы: Пример 3. Авт. свид. СССР № 222322. Способ изготовления винтовых микропружин, отличающийся тем, что с целью повышения производительности оправку выполняют из эластичного материала и удаляют путем погружения ее вместе с пружиной в состав, растворяющий эластичный материал. Пример 4. Авт. свид. СССР № 235979. Способ изготовления резиновых шаров-разделителей, отличающийся тем, что с целью придания шару необходимых размеров ядро формуют из смеси измельченного мела с водой с последующей просушкой и разрушением твердого ядра после вулканизации жидкостью, вводимой с помощью иглы. Пример 5. Авт. свид. СССР № 159783. Способ производства полых профилей, отличающийся тем, что с целью получения разнообразных по размерам и форме профилей на сортовых станах прокатке подвергают сварные пакеты, наполненные огнеупорным материалом, например магнезитовым порошком, с последующим удалением наполнителя. Можно привести сотни подобных изобретений. Трудно представить, сколько
времени потеряли изобретатели на поиски, каждый раз отыскивая идею “с нуля”.
А ведь здесь один типовой прием: изготавливай объект А на оправке
Б, которую можно удалить растворением, испарением, плавлением, химической
реакцией и т. д.
Антипод принципа отброса — принцип регенерации.
Пример 7. Авт. свид. СССР № 212672. При гидротранспортировании кислых гидросмесей с абразивными материалами внутренние стенки трубопроводов быстро изнашиваются. Защита их футеровкой сложна, трудоемка, ведет к увеличению наружного диаметра труб. Описываемый способ защиты труб предусматривает образование на внутренних стенках трубы защитного слоя (гарниссажа). Для этого в транспортируемую гидросмесь периодически вводят известковый раствор. Таким образом, внутренние стенки трубопроводов всегда защищены от износа, а сечение трубопровода уменьшается незначительно, так как гарниссаж изнашивается под действием абразивной кислой смеси. |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |