|
|||||||||
Понятие о системном противоречии(продолжение 2)Как же мы обычно поступаем, столкнувшись в жизни с ситуацией, содержащей
системное (техническое) противоречие. Как правило, мы выбираем один из
двух путей:
На этом принципе основано множество теорий оптимизации параметров систем. Этому пути почти всегда следуют инженеры-конструкторы. Например, создатели военных самолетов сталкиваются с такой проблемой. Задача 3. Хорошо бы защитить пилота (да и весь самолет) от вражеских пуль и снарядов. Конструкторам многих стран пришла мысль о бронировании корпуса самолета. Попытки предпринимались многими, но самолеты получались тяжелыми и тихоходными. То есть в системе “самолет – броня” с улучшением защитных свойств ухудшаются
ее скоростные качества. Было создано много посредственных самолетов, которые
и защищали пилота плохо и летали не слишком быстро.
Например, Карл в своей задаче 1 о коронации мог бы рассуждать так: “Ладно, буду короноваться и стану законным королем, а что в зависимость от папы попаду – пусть! Авось потом что-нибудь придумаю”. Или так: “Ладно, не буду короноваться и ни от кого не буду зависеть, а что не будут считать меня законным королем – пусть! Силой заставлю замолчать всех недовольных”. Если бы Карл действительно так рассуждал, вряд ли бы он стал Великим. А не кажется ли вам, что в такой, с позволения сказать, “стратегии” и коренятся причины очень многих войн? Попытка придерживаться этого пути в задаче 3 о бронировании самолетов привела к тому, например, что во время Первой мировой войны, когда самолеты вообще не защищались броней, многие летчики были вынуждены подкладывать под сиденье… чугунные сковороды. Оба эти пути не снимают проблем, а только загоняют болезнь вглубь.
|
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |