Школа ТРИЗ
  На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Школа ТРИЗ

Понятие о системном противоречии

(продолжение 2)

Как же мы обычно поступаем, столкнувшись в жизни с ситуацией, содержащей системное (техническое) противоречие. Как правило, мы выбираем один из двух путей:
 

Путь 1. Пытаемся найти компромисс, то есть стараемся найти такое решение, которое чуть-чуть (до приемлемого уровня) улучшит одно свойство системы, мирясь с тем, что при этом чуть-чуть (до приемлемого уровня) ухудшится другое свойство.

На этом принципе основано множество теорий оптимизации параметров систем. Этому пути почти всегда следуют инженеры-конструкторы.

Например, создатели военных самолетов сталкиваются с такой проблемой.

Задача 3. Хорошо бы защитить пилота (да и весь самолет) от вражеских пуль и снарядов. Конструкторам многих стран пришла мысль о бронировании корпуса самолета. Попытки предпринимались многими, но самолеты получались тяжелыми и тихоходными.

То есть в системе “самолет – броня” с улучшением защитных свойств ухудшаются ее скоростные качества. Было создано много посредственных самолетов, которые и защищали пилота плохо и летали не слишком быстро.
 

Путь 2. Придерживаемся одной из половинок системного противоречия, то есть максимально улучшаем одно свойство, мирясь с максимальным же ухудшением другого свойства.

Например, Карл в своей задаче 1 о коронации мог бы рассуждать так:

“Ладно, буду короноваться и стану законным королем, а что в зависимость от папы попаду – пусть! Авось потом что-нибудь придумаю”.

Или так:

“Ладно, не буду короноваться и ни от кого не буду зависеть, а что не будут считать меня законным королем – пусть! Силой заставлю замолчать всех недовольных”.

Если бы Карл действительно так рассуждал, вряд ли бы он стал Великим.

А не кажется ли вам, что в такой, с позволения сказать, “стратегии” и коренятся причины очень многих войн?

Попытка придерживаться этого пути в задаче 3 о бронировании самолетов привела к тому, например, что во время Первой мировой войны, когда самолеты вообще не защищались броней, многие летчики были вынуждены подкладывать под сиденье… чугунные сковороды.


Чем бы прикрыть ...мягкое место!!

Оба эти пути не снимают проблем, а только загоняют болезнь вглубь.
Истинное решение – изобретательское решение – лежит совсем в другой плоскости, а об этом будет сказано здесь.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)