Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Таратенко Татьяна Александровна, vadim@ime.spb.ru
методист городского Центра детского технического творчества,
Санкт- Петербург

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

В работе содержится информация о состоянии олимпиадного движения школьников Санкт-Петербурга, особенностях проведения четвертой городской олимпиады, приводятся результаты анализа качества олимпиадных работ, обозначены пути повышения эффективности олимпиад.

Олимпиады по ТРИЗ школьников Санкт-Петербурга

Целесообразность проведения олимпиад по ТРИЗ в Санкт-Петербурге теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Для учащихся - это возможность проявления интеллектуальных и творческих способностей, не используемых на предметных олимпиадах. Для педагогов - это знакомство с состоянием ТРИЗ-педагогики в городе, обмен опытом, расширение круга единомышленников.

Городские олимпиады по ТРИЗ проводятся с 1997 года. В первой олимпиаде участвовало 86 школьников 1-7 классов. Во второй приняли участие 132 ученика 1-10 классов. В третьей городской олимпиаде участвовало 65 школьников 2-3 классов из 18 школ города.

При постоянно возрастающем числе участников и стабильном интересе школьников к олимпиаде до 2001 года не был определен ее статус. Лишь в 2001 году определилась организация - Городской центр детского технического творче-ства (ГЦДТТ), в план которой вошло проведение городской олимпиады по ТРИЗ. Первым шагом оргкомитета олимпиады "ТРИЗ-2001" было проведение анализа итогов трех городских олимпиад [1].

Анализ позволил оценить уровень интеллектуальных и творческих способ-ностей школьников, определить школы, в которых преподаватели уделяют долж-ное внимание развитию креативного мышления учащихся и обучению их прие-мам решения изобретательских задач, оценить динамику качества олимпиадных работ. Выявилась весьма тревожная тенденция: при решении изобретательских задач количество слабых работ стабильно составляют 40-50%.

При подготовке и проведении четвертой олимпиады результаты анализа были максимально учтены.

Подготовка олимпиады включала в себя следующие этапы: разработка положения по проведению олимпиады и определение требований к знаниям участников; определение контингента и норм представительства участников; формирование комиссий по разработке и проверке заданий; определение структуры и объема заданий, их вариативность для различных возрастов, разработка со-держания заданий; разработка критериев выявления победителей и оценки заданий; работа с педагогами.

Разработка заданий. Комиссией по разработке заданий было разработано два варианта заданий: для 5-7 и 8-10 классов. В каждый вариант вошло три блока за-даний: изобретательские задачи; логические задачи и задания; задания, характе-ризующие способность к фантазированию. Формулировка заданий позволяла уче-никам, обучающихся по различным программам, имеющим разный объем знаний по ТРИЗ, успешно справиться с ними. Семь из восьми задач были разработаны учениками школы № 612, что способствовало их привлекательности для детей. Учитывая малый опыт решения изобретательских задач некоторых участников, был разработана "Подсказка", позволяющая лучше понять суть задачи, сформулировать ИКР и противоречие, правильно оформить решение задачи. Задания по логике включали набор привычных тестовых заданий, но в непривычной форме, в форме логикона, что позволило выявить не только логику мышления, но и его гибкость, а также логические задачи. Задания на фантазирование выявляли спо-собность к вербально-образному представлению информации, и умение использовать приемы генерации идей для получения оригинальных решений конкретной задачи.

Проведение олимпиады. Четвертая городская олимпиада для учащихся 5 -10 классов состоялась 10 апреля 2001 года. В ней приняло участие 108 школьников из 5 учреждений дополнительного образования и 16 школ города и области. Работа оргкомитета проводилась. В ней приняло участие 108 школьников из 5 учреждений дополнительного образования и 16 школ города и области. В проведении этой олимпиады впервые участвовали совместно Городской центр детского технического творчества (ГЦДТТ) и школа 321. Такое сотрудничество позволило провести олимпиаду на высоком методическом и организационном уровне.

Для выполнения заданий участники были разделены на 5 групп: 5 классы - 31 человек; 6 классы - 20 человек; 7 классы - 22 человека; 8 классы - 20 человек; 9-10 классы - 15 человек. Каждый этап заданий выполнялся в течение 35 минут.

Программа проведения предусматривала не только работу над заданиями, но и возможность блеснуть своими умениями в интеллектуальных и игровых конкурсах во время перерывов. Пока ребята выполняли задания, педагоги и гости олимпиады собрались за круглым столом, где они познакомились с новостями ТРИЗ-движения. После завершения последнего этапа олимпиады школьникам была предложена анкета. Результаты этого опроса приведены в таблице 1.

Табл.1

Задачи
Логика
Фантазия
Конкурсы
Организация
Понравилось
95%
82%
88%
74%
90%
Не понравилось
5%
18%
12%
26%
10%

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что ребятам понравились задания и организация олимпиады.

Анализ качества выполнения заданий. Результаты проверки задач представлены в таблице 2. В зависимости от полученных за решение задач баллов, каждый участник попадает в определенный интервал. Цифры в колонках групп соответствует количеству школьников, попавших в интервал в абсолютных величинах (слева) и процентах (справа).

Табл.2

Баллы (max-150)
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 -10класс
Более100
-
-
-
2 (10%)
-
80-99
4 (13%)
1 (5%)
4 (18%)
1 (5%)
1 (7%)
60-79
7 (23%)
6 (30%)
8 (36%)
1 (5%)
5 (33%)
40-59
6 (19%)
5 (25%)
7 (32%)
6 (30%)
2 (13%)
20-39
13 (42%)
7 (35%)
1 (5%)
7 (35%)
6 (40%)
0-19
1 (3%)
1 (5%)
2 (9%)
3 (15%)
1 (7%)

Как видно из таблицы, доля работ высокого уровня (более 80 баллов) составляет лишь 7-18%, а среднего (40-79 баллов) - 35-68%. Работы низкого уровня составляют 40-50%. Возможной причиной большого процента слабых работ является отсутствие умения пользоваться инструментарием ТРИЗ. Таблица 3 показывает использование участниками инструментов ТРИЗ при решении задач.

Табл.3

Инструментарий
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 -10класс
Конфликт. пара
21%
30%
35%
25%
56%
Противоречие
24%
25%
25%
15%
72%
ИКР
48%
50%
25%
40%
70%
Приемы
12%
-
-
10%
42%

Как видно, активно используют инструментарий ТРИЗ лишь 5 и 9-10 классы, причем основным инструментом является ИКР. Доля участников, умеющих формулировать противоречие и пользоваться приемами их разрешения, составляет лишь 25%, что коррелирует с большой долей слабых работ.

Результаты проверки логических заданий.

Табл.4

Баллы (max-100)
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 -10класс
Более 76
2 (6%)
2 (10%)
7 (32%)
-
-
61-75
6 (19%)
3 (15%)
7 (32%)
4 (20%)
3 (20%)
46-60
6 (19%)
4 (20%)
5 (23%)
3 (15%)
4 (27%)
31-45
6 (18%)
8 (40%)
3 (13%)
7 (35%)
5 (33%)
16-30
10 (32%)
3 (15%)
-
6 (30%)
3 (20%)
0-15
2 (6%)
-
-
-
-

Отличные результаты показали школьники 7 классов, для учеников 8-10 клас-сов задание оказалось трудным. Наибольшие трудности вызвало решение логических задач. С ними справилось около 25% школьников.

Результаты проверки заданий на фантазирование.

Табл.5

Баллы (max-100)
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 -10класс
Более 76
6 (19%)
3 (15%)
1 (5%)
1 (5%)
4 (27%)
61-75
6 (19%)
1 (5%)
4 (20%)
3 (15%)
1 (6%)
46-60
6 (19%)
8 (40%)
8 (35%)
6 (30%)
5 (33%)
31-45
9 (30%)
5 (25%)
8 (35%)
7 (35%)
2 (14%)
16-30
4 (13%)
3 (15%)
1 (5%)
2 (10%)
3 (20%)
0-15
-
-
-
-
-

Как видно из таблицы, отлично (более 76 баллов) задания выполнили 15-27% школьников, для 7,8 классов доля таких работ составила лишь 5%. Достаточно велика доля работ высокого и близкого к высокому уровню работ среднего уровня (46-75 баллов), она составляет 35-55%. Слабые работы (0-30 баллов) представили менее 20% участников.

Выводы по анализу:

  1. Умение решать изобретательские задачи на высоком уровне характерно для учащихся лишь нескольких школ. Более половины участников не используют инструментарий ТРИЗ, велика доля (до 50%) слабых работ, хотя доля совсем слабых работ уменьшилась. Отрадным фактом является то, что 95% участникам понравилось решать задачи, а значит, есть возможность улучшения сложившейся ситуации.
  2. Логические задания вызвали интерес у 82% школьников, однако легче всего они справились с привычными тестовыми заданиями. Решение логических задач представляет трудность для большинства участников.
  3. Умение фантазировать на заданную тему, в целом, оказалось на достаточно высоком уровне. Задания понравились 88% участников. Анализируя результаты этапа, можно с уверенностью сказать, что систематическое обучение ТРИЗ позволяет сформировать высокий уровень выполнения творческих заданий.

Проведенная олимпиада позволила выявить талантливых "решателей", "фантазеров" "логиков" среди учащихся школ и учреждений дополнительного образования, способствовала пропаганде ТРИЗ, определила направления работы по повышению эффективности следующей олимпиады и созданию единого образовательного пространства по ТРИЗ в городе и области.

Литература

1. Городские олимпиады школьников Санкт-Петербурга по ТРИЗ. "Анализ олимпиадных работ", ГЦДТТ, 2000.

 

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)