Таратенко Татьяна Александровна, vadim@ime.spb.ru методист городского Центра детского технического творчества, Санкт- Петербург
Доклад на научно-практической конференции "Творчество во имя достойной жизни", Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года
В работе содержится информация о состоянии олимпиадного движения школьников Санкт-Петербурга, особенностях проведения четвертой городской олимпиады, приводятся результаты анализа качества олимпиадных работ, обозначены пути повышения эффективности олимпиад.
Олимпиады по ТРИЗ школьников Санкт-Петербурга
Целесообразность проведения олимпиад по ТРИЗ в Санкт-Петербурге теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Для учащихся - это возможность проявления интеллектуальных и творческих способностей, не используемых на предметных олимпиадах. Для педагогов - это знакомство с состоянием ТРИЗ-педагогики в городе, обмен опытом, расширение круга единомышленников.
Городские олимпиады по ТРИЗ проводятся с 1997 года. В первой олимпиаде участвовало 86 школьников 1-7 классов. Во второй приняли участие 132 ученика 1-10 классов. В третьей городской олимпиаде участвовало 65 школьников 2-3 классов из 18 школ города.
При постоянно возрастающем числе участников и стабильном интересе школьников к олимпиаде до 2001 года не был определен ее статус. Лишь в 2001 году определилась организация - Городской центр детского технического творче-ства (ГЦДТТ), в план которой вошло проведение городской олимпиады по ТРИЗ. Первым шагом оргкомитета олимпиады "ТРИЗ-2001" было проведение анализа итогов трех городских олимпиад [1].
Анализ позволил оценить уровень интеллектуальных и творческих способ-ностей школьников, определить школы, в которых преподаватели уделяют долж-ное внимание развитию креативного мышления учащихся и обучению их прие-мам решения изобретательских задач, оценить динамику качества олимпиадных работ. Выявилась весьма тревожная тенденция: при решении изобретательских задач количество слабых работ стабильно составляют 40-50%.
При подготовке и проведении четвертой олимпиады результаты анализа были максимально учтены.
Подготовка олимпиады включала в себя следующие этапы: разработка положения по проведению олимпиады и определение требований к знаниям участников; определение контингента и норм представительства участников; формирование комиссий по разработке и проверке заданий; определение структуры и объема заданий, их вариативность для различных возрастов, разработка со-держания заданий; разработка критериев выявления победителей и оценки заданий; работа с педагогами.
Разработка заданий. Комиссией по разработке заданий было разработано два варианта заданий: для 5-7 и 8-10 классов. В каждый вариант вошло три блока за-даний: изобретательские задачи; логические задачи и задания; задания, характе-ризующие способность к фантазированию. Формулировка заданий позволяла уче-никам, обучающихся по различным программам, имеющим разный объем знаний по ТРИЗ, успешно справиться с ними. Семь из восьми задач были разработаны учениками школы № 612, что способствовало их привлекательности для детей. Учитывая малый опыт решения изобретательских задач некоторых участников, был разработана "Подсказка", позволяющая лучше понять суть задачи, сформулировать ИКР и противоречие, правильно оформить решение задачи. Задания по логике включали набор привычных тестовых заданий, но в непривычной форме, в форме логикона, что позволило выявить не только логику мышления, но и его гибкость, а также логические задачи. Задания на фантазирование выявляли спо-собность к вербально-образному представлению информации, и умение использовать приемы генерации идей для получения оригинальных решений конкретной задачи.
Проведение олимпиады. Четвертая городская олимпиада для учащихся 5 -10 классов состоялась 10 апреля 2001 года. В ней приняло участие 108 школьников из 5 учреждений дополнительного образования и 16 школ города и области. Работа оргкомитета проводилась. В ней приняло участие 108 школьников из 5 учреждений дополнительного образования и 16 школ города и области. В проведении этой олимпиады впервые участвовали совместно Городской центр детского технического творчества (ГЦДТТ) и школа 321. Такое сотрудничество позволило провести олимпиаду на высоком методическом и организационном уровне.
Для выполнения заданий участники были разделены на 5 групп: 5 классы - 31 человек; 6 классы - 20 человек; 7 классы - 22 человека; 8 классы - 20 человек; 9-10 классы - 15 человек. Каждый этап заданий выполнялся в течение 35 минут.
Программа проведения предусматривала не только работу над заданиями, но и возможность блеснуть своими умениями в интеллектуальных и игровых конкурсах во время перерывов. Пока ребята выполняли задания, педагоги и гости олимпиады собрались за круглым столом, где они познакомились с новостями ТРИЗ-движения.
После завершения последнего этапа олимпиады школьникам была предложена анкета. Результаты этого опроса приведены в таблице 1.
Табл.1
|
Задачи
|
Логика
|
Фантазия
|
Конкурсы
|
Организация
|
Понравилось
|
95%
|
82%
|
88%
|
74%
|
90%
|
Не понравилось
|
5%
|
18%
|
12%
|
26%
|
10%
|
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что ребятам понравились задания и организация олимпиады.
Анализ качества выполнения заданий. Результаты проверки задач представлены в таблице 2. В зависимости от полученных за решение задач баллов, каждый участник попадает в определенный интервал. Цифры в колонках групп соответствует количеству школьников, попавших в интервал в абсолютных величинах (слева) и процентах (справа).
Табл.2
Баллы (max-150) |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 -10класс |
Более100 |
- |
- |
- |
2 (10%) |
- |
80-99 |
4 (13%) |
1 (5%) |
4 (18%) |
1 (5%) |
1 (7%) |
60-79 |
7 (23%) |
6 (30%) |
8 (36%) |
1 (5%) |
5 (33%) |
40-59 |
6 (19%) |
5 (25%) |
7 (32%) |
6 (30%) |
2 (13%) |
20-39 |
13 (42%) |
7 (35%) |
1 (5%) |
7 (35%) |
6 (40%) |
0-19 |
1 (3%) |
1 (5%) |
2 (9%) |
3 (15%) |
1 (7%) |
Как видно из таблицы, доля работ высокого уровня (более 80 баллов) составляет лишь 7-18%, а среднего (40-79 баллов) - 35-68%. Работы низкого уровня составляют 40-50%. Возможной причиной большого процента слабых работ является отсутствие умения пользоваться инструментарием ТРИЗ. Таблица 3 показывает использование участниками инструментов ТРИЗ при решении задач.
Табл.3
Инструментарий |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 -10класс |
Конфликт. пара |
21% |
30% |
35% |
25% |
56% |
Противоречие |
24% |
25% |
25% |
15% |
72% |
ИКР |
48% |
50% |
25% |
40% |
70% |
Приемы |
12% |
- |
- |
10% |
42% |
Как видно, активно используют инструментарий ТРИЗ лишь 5 и 9-10 классы, причем основным инструментом является ИКР. Доля участников, умеющих формулировать противоречие и пользоваться приемами их разрешения, составляет лишь 25%, что коррелирует с большой долей слабых работ.
Результаты проверки логических заданий.
Табл.4
Баллы (max-100) |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 -10класс |
Более 76 |
2 (6%) |
2 (10%) |
7 (32%) |
- |
- |
61-75 |
6 (19%) |
3 (15%) |
7 (32%) |
4 (20%) |
3 (20%) |
46-60 |
6 (19%) |
4 (20%) |
5 (23%) |
3 (15%) |
4 (27%) |
31-45 |
6 (18%) |
8 (40%) |
3 (13%) |
7 (35%) |
5 (33%) |
16-30 |
10 (32%) |
3 (15%) |
- |
6 (30%) |
3 (20%) |
0-15 |
2 (6%) |
- |
- |
- |
- |
Отличные результаты показали школьники 7 классов, для учеников 8-10 клас-сов задание оказалось трудным. Наибольшие трудности вызвало решение логических задач. С ними справилось около 25% школьников.
Результаты проверки заданий на фантазирование.
Табл.5
Баллы (max-100) |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 -10класс |
Более 76 |
6 (19%) |
3 (15%) |
1 (5%) |
1 (5%) |
4 (27%) |
61-75 |
6 (19%) |
1 (5%) |
4 (20%) |
3 (15%) |
1 (6%) |
46-60 |
6 (19%) |
8 (40%) |
8 (35%) |
6 (30%) |
5 (33%) |
31-45 |
9 (30%) |
5 (25%) |
8 (35%) |
7 (35%) |
2 (14%) |
16-30 |
4 (13%) |
3 (15%) |
1 (5%) |
2 (10%) |
3 (20%) |
0-15 |
- |
- |
- |
- |
- |
Как видно из таблицы, отлично (более 76 баллов) задания выполнили 15-27% школьников, для 7,8 классов доля таких работ составила лишь 5%. Достаточно велика доля работ высокого и близкого к высокому уровню работ среднего уровня (46-75 баллов), она составляет 35-55%. Слабые работы (0-30 баллов) представили менее 20% участников.
Выводы по анализу:
- Умение решать изобретательские задачи на высоком уровне характерно для учащихся лишь нескольких школ. Более половины участников не используют инструментарий ТРИЗ, велика доля (до 50%) слабых работ, хотя доля совсем слабых работ уменьшилась. Отрадным фактом является то, что 95% участникам понравилось решать задачи, а значит, есть возможность улучшения сложившейся ситуации.
- Логические задания вызвали интерес у 82% школьников, однако легче всего они справились с привычными тестовыми заданиями. Решение логических задач представляет трудность для большинства участников.
- Умение фантазировать на заданную тему, в целом, оказалось на достаточно высоком уровне. Задания понравились 88% участников. Анализируя результаты этапа, можно с уверенностью сказать, что систематическое обучение ТРИЗ позволяет сформировать высокий уровень выполнения творческих заданий.
Проведенная олимпиада позволила выявить талантливых "решателей", "фантазеров" "логиков" среди учащихся школ и учреждений дополнительного образования, способствовала пропаганде ТРИЗ, определила направления работы по повышению эффективности следующей олимпиады и созданию единого образовательного пространства по ТРИЗ в городе и области.
Литература
1. Городские олимпиады школьников Санкт-Петербурга по ТРИЗ. "Анализ олимпиадных работ", ГЦДТТ, 2000.
|