Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Тамберг Юрий Гергардович
эл. почта: triz-nov@mail.ru

Как научиться говорить комплименты

Оглавление

Комплименты не только женщинам

Комплименты пожилым людям

Старость неизбежна, поэтому ее надо принимать спокойно и пытаться найти в ней положительные стороны.

- Ты все такой же энергичный, бодрый, подтянутый…
- Время тебя не берет.
- Вы не меняетесь. Сколько уж лет я Вас знаю, Вы все такой же остроумный и по молодому энергичный
- Тебе не дашь твоих лет.
- Вы очень молодо выглядите.
- Вы джигит!
- Вы всегда в ногу со временем.
- Вы никогда не теряли связи с молодежью,
- Вы знаете, что творцы живут дольше.
- Большому кораблю, большое плаванье.
- Никто не обладает таким величественным видом как вы.
- Ваш ум открыт для новых идей.

Тост-комплимент: “Чем мы отличаемся от Ивана Ивановича? Тем же, чем отличаются философы от мудрецов. Философ – искатель мудрости, а мудрец – обладатель мудрости”.

Различают несколько возрастов: паспортный или астрономический; физический или биологический (как выглядит человек и что может); психический или душевный (о чем чаще человек думает, о будущем или о прошлом); а также духовный (как он воспринимает новое). Все возрасты, конечно, связаны. Вы же знаете, есть и юноши - душевные старики, им ничего не надо, они всем недовольны, а есть замечательные молодые душой старики - никакого маразма, ясный ум, оптимизм, юмор. С такими легко общаться, им приятно говорить практически любые комплименты, они и сами пошутят и скажут комплимент не хуже молодого.

Старики легко внушаемы – вот и внушайте им то, что им полезно. У стариков угасает здоровье, а вы ненавязчиво внушайте: что у них хорошее здоровье, что они бодрые, что у них ясная память, хорошее настроение…

Старики обидчивы, поэтому с ними надо говорить очень деликатно. Чтобы лечить стариков комплиментами, чтобы комплименты были умными и уместными, надо хорошо знать особенности этого возраста, поэтому приведу выдержки из книги Р. М. Грановской “Элементы практической психологии” о психологических особенностях преклонного возраста.

“Отметим характерные особенности старости – большой жизненный и профессиональный опыт, взвешенность решений, рассудительность, экономия энергии, уступчивость, повышение тревожности, расчетливое маневрирование, возрастное падение квалификации, быстро развивающееся физическое утомление, ухудшение слуха и зрения, раздельное с детьми проживание, потеря близких людей, ухудшение здоровья, страх смерти, тревожность, мнительность, ворчливость, переоценка прошлого,

Период жизни после выхода на пенсию не так уж мал - примерно 16 лет у мужчин и 24 года у женщин вполне сопоставимый с периодом молодости и продолжительностью трудовой деятельности, вполне можно переучиться на другую специальность. Главное не махнуть на себя рукой. Особенно низкую оценку своего здоровья физического и душевного давали неработающие пенсионеры, в одночасье ушедшие из активной деятельности, поэтому их надо особенно подбодрить комплиментом, подтолкнуть к творческой деятельности, к постановке новых целей, увлекательных планов, подчеркнуть личную значимость старика, его общественную полезность. Отсутствие будущего быстро разрушает человека.

Старики очень чувствительны к проявлениям внимания и заботы, к теплому слову.

Особенно тяжело пожилым людям, отошедшим от дел, потерявшим родных, одиноким - они особенно нуждаются в общении, внимании и снисходительности. Внимательное отношение к старикам, юмор, комплименты помогут предотвратить их преждевременное старение.

Осознание старческих изменений – уже путь к их преодолению.

Отметим удивительных стариков: Тициан писал до 99 лет, и как писал! Акробат Джонсон в 100 летнем возрасте ходил на руках. Чокиа Залиханов в возрасте 115 лет участвовал в восхождении на Эльбрус.

Примеры комплиментов мужчинам

Делать комплименты мужчинам не принято. Если и делают, то обычно их сопровождают легкой иронией или невинной шуткой. У мужчин чаще хвалят профессиональные и волевые качества:

- Вы прекрасный специалист.
- Вы мастер на все руки.
- Молодец, хоть во дворец.
- О нем песни напевают и сказки сказывают.
- Вы тверды в своих симпатиях и антипатиях.
- Вы такой способный программист.
- Вы сильный справедливый человек.
- У вас решительный характер.
- Взор орлиный и взлет соколиный.
- Я восхищен Вашим профессионализмом.
- Вы умеете брать быка за рога, любая минута Вам дорога.
- Вы полны энергии, как расщепленный атом.
- Вокруг Вас ореол мудрости и понимания.
- Общаясь с Вами, понимаешь, что жизнь гораздо интересней, чем думаешь.
- Ясный сокол.
- Активная жизнь – ваша норма жизни.
- Хороший петух жирным не бывает.
- Вы мужественно и бодро встречаете трудности.

Кроме профессиональных качеств можно хвалить три великих мужских качества: разумность, деятельность и отвагу. Пожилому человеку безопаснее делать комплименты, он вне подозрений и его комплименты ни к чему не обязывают.

О том, как почитали стариков в Спарте, рассказывает следующая история. “На Олимпийских играх один старик искал себе место среди зрителей. Он пробирался между скамьями, но мест свободных не было. Наконец, он дошел до скамьи, где сидели спартанские юноши, - все как один вскочили перед ним, уступая место. Стадион разразился рукоплесканиями. Старик воскликнул: “Все греки знают, что такое хорошо, но только спартанцы умеют поступать хорошо”. А кто-то сказал: “Только в Спарте стоит жить до старости”.

В заключение, успокоим мужчин следующей сентенцией: “Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина”.

Комплименты детям

Кратко о психологии детей.

Жизнь человека начинается не с рождения, а с момента зачатия. С четвертой недели он уж может чувствовать любовь своей мамы, радоваться, пугаться, слышать звуки. К двенадцати неделям, все органы и системы ребенка окончательно формируются и начинается их развитие. Он чутко реагирует на настроение матери, гримасничает, сжимает кулачки, засыпает и просыпается вместе с матерью. В этот период, как никогда, матери и ребенку нужна забота, любовь и теплые слова.

В самом нежном возрасте (0 – 2 года) ребенок познает мир благодаря действиям - (период интенсивных проб и ошибок), ребенок все хватает, тянет в рот, сосет, рассматривает. В этом возрасте надо поощрять его активные движения. Ребенку присуща безусловная радость жизни и счастье познавать мир. Вот и надо показать, что мир его принимает и тоже счастлив его видеть, поэтому улыбайтесь и говорите ему нежные слова. Есть любопытное объяснение, почему дети веселы – они живут не прошлым и не будущим (еще малы), они живут настоящим, здесь и сейчас. Подростки радостны потому, что понимают - у них все впереди.

Затем ребенок познает мир в образах, в звуках (внешняя речь, проговаривание), а позже развивается абстрактное мышление (например, счет “в уме”) и далее по пословице: “Сын - то мой, а ум – то свой”.

Есть много способов влиять на поведение детей: объяснить, показать, научить, запретить, наказать, а можно похвалить за хорошее поведение.

В настоящее время модно говорить о том, что детей лучше перехвалить, чем ругать за каждую провинность и ошибку. Действительно, похвала – это одобрение, а одобрение - оружие более сильное, чем ругань. Поощрение окрыляет, а наказание подрезает крылья. Но без запретов и наказаний воспитание тоже невозможно, надо умело пользоваться и поощрением и наказанием.

Комплименты детям – это награды за будущие успехи. Есть такой простой закон: похвала всем нравится! Малыши не в состоянии определить, какое поведение является разумным, но похвалу то они понимают и легко свяжут похвалу с желательным поведением.

Что хвалить у детей?

Замечать и хвалить надо любой успех детей, любую победу ребенка над собой, любое доброе дело. Если вы решили что-то объяснить детям, то свои объяснения вы можете подкрепить обещанием награды или наказания. Я думаю, есть смысл соблюдать принцип: “пряник прежде всего”. Наградами не обязательно должны быть сладости или деньги, это могут быть дополнительные знаки внимания или словесные поощрения, похвалы и комплименты. Такого рода награды не обязательно должны “работать по Дурову” - за правильно выполненный приказ - конфетка, а как подкрепление той основной мысли, что ребенка любят, что он заслуживает любви, что он значителен. Это сохраняет душевное спокойствие детей, стимулирует послушание и повышает их самооценку.

- Ты сегодня молодец, сам убрал за собой, я даже тебе не напоминала. У тебя оказывается прекрасная память.
- Ты самый молодец из молодцов!
- За чисто вымытую посуду мы награждаем тебя почетным званием: “Лучший помощник на кухне!”
- Я горжусь тобой, ты первым поздоровался с тетей Дашей.
- Мне понравился твой самостоятельный рисунок. Теперь я верю, что можешь рисовать “из головы”.
- Я и папа тобою довольны. Ты хорошо вымыл посуду. А знаешь, что нам доставило особенную радость? Это то, что ты сам догадался вымыть. Увидел непорядок и вымыл. В воскресенье устроим праздничный завтрак и пойдем в кино.
- Когда же ты научился так хорошо писать трудную букву “А”? Я покажу ее папе, он тоже будет доволен.
- Неужели ты сам догадался раскрасить листья зеленой краской? (Это для самых самых маленьких, для семилетнего ребенка такая похвала будет звучать как оскорбление).
- Как приятно видеть, что ты выглядишь так опрятно. Как это тебе удалось не посадить на платье ни одного пятнышка?
- Ты правильно сделал, что защитил эту девочку. Это мужской поступок.
- Я ценю твою самостоятельность. Ты вырастешь настоящим мужчиной.

Наверно, самое важное – это показать похвалой, что вы оценили конкретные усилия ребенка, твердо верите, что и дальше он будет хорошим, а отсюда ребенок делает для себя важный вывод, что он и сам хорош. Но особого внимания требуют неуверенные в себе дети, закомплексованные. Бывает, новичёк в группе детского сада первую неделю сидит под столом и ждет маму. Надо лаской, добрым обнадеживающим словом вырвать его из тех пределов представлений об окружающем мире и о собственных возможностях, которыми он ограничил себя. Это тонкая работа души.

Однако, здесь тоже нужно соблюдать чувство меры. Излишне щедрые похвалы и награды могут расцениваться ребенком как фальшивые, как заискивание или вызвать “звездную болезнь”.

С другой стороны, психологи справедливо отмечают, что взрослые излишне много ругают детей. Взрослые забыли трудности своего детства. Если бы у детей не было так много врожденной уверенности в себя, светлого настроения, они бы никогда не справились с гигантской задачей познать мир в условиях, когда многих слов они еще и не понимают.

Не следует делать детям антикомплименты, тогда все перечисленные выше функции комплимента станут функциями со знаком минус. Например, вместо комплимента - вот такие насмешки над ребенком:

- И зачем только у тебя голова на плечах? Ты опять забыла купить хлеб.

Лучше скажите спокойно:

- Сегодня почему-то вся семья будет ужинать без хлеба.

Разговаривайте с детьми доброжелательно, по хорошему и они рефлекторно будут так же разговаривать с вами. Даже хорошо воспитанному человеку трудно спокойно выносить ругань. В соответствии с третьим законом Ньютона (действие равно противодействию) на ругань следует ругань и “пожар разгорается”.Вместо того, чтобы заметить ошибку, уличить и ругать, попробуйте сделать так, чтобы ребенок сам рассказал, что он сделал плохо, а вы выразите твердую уверенность в том, что он все правильно понял и больше не будет повторять подобной ошибки. Это сохранит ваши дружеские отношения.

А бывают ли случаи, когда надо использовать атикомплимент?

Да, бывают. Если ребенок осознанно, много раз, врет, ворует, курит, грубит, хулиганит. Объяснения и беседы по душам не помогают. Отвлечения, награды и прощения не дают положительного эффекта. Если все предупреждения сделаны и ребенок понимает на что он идет, когда нарушает нормы поведения, знает что ему будет, тогда он дает вам право его наказать. Может быть сначала лишить его привилегий (кино, карманные деньги, сладкое…), а потом уж сделать то, что вы обещали с ним сделать. Теперь вы просто обязаны выполнить то, что обещали.

Нельзя говорить детям: “У тебя плохая память”, “Ты дурак”, это снижает самооценку, снижает полет фантазии в процессе генерирования идей. Нельзя, конечно, применять строгие наказания к ребенку, если ему менее трех-пяти лет или когда он четко не понимает, зачем надо делать то, что от него требуют. Но он должен четко понимать цель наказания и то, что сам виноват. Пусть он боится делать плохое, а не вас. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей. Может быть, вместо наказания, почитать ребенку книги о том, как наказывали школяров в прошлом, например, в бурсе.

Хвалите за сильный вопрос. Задавание вопросов признак сильной мыслительной деятельности.

Как воспитать у детей эмпатию?

У совсем маленьких детей эмпатия отсутствует, но присутствует эгоцентризм – сосредоточенность на собственном “я”: - вся вселенная для меня одного. А эмпатия выработается позже, на основании опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми, всем нам надо пить, есть, спать... Однако, думают люди и относятся к одному и тому же по разному. И всех надо понимать, а ещё лучше, "читать как открытую книгу".

Некоторые дети легко перевоплощаются: я - лошадка, я - паровоз, я - мама. Это тоже эмпатия. Такое умение, заложенное в детстве, поможет понять другого человека.

Детям можно предложить следующие игры и темы бесед для развития эмпатии:

- Прочитайте психологически насыщенные сказки и рассказы, обсудите характеры героев их поступки и мотивы поступков. Дайте высказаться всем, предложите детям подвести итоги, согласуйте общее мнение.
- Если бы цветы могли говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы на клумбе и те же цветы на столе в вазе?
- Что думал Колобок, когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?

Игры на перевоплощение и ролевые игры развивают детей душевно, дети начинают понимать, что другие люди думают и чувствуют.

- Попросите детей составить рассказ от имени зайца или слона в зоопарке, а потом на воле. Карася в аквариуме и в пруду ...
-Что чувствует трава, когда её косят? Дерево, когда его рубят?
- Покажите детям замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? Обратите внимание детей на тот факт, что ответы у всех будут разные. Значит, и люди разные, но их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.
-Ты пролил на пол краску. Что скажет мама?

Некоторые психологи считают современный мир шизоидным, отмечают, что люди все больше погружаются в себя, теряют чувство эмпатии и взаимопонимания. Вспомните расхожую леденящую душу фразу: "Это твои проблемы", меня, мол, это не касается. Это страшное заболевание - черствость души. Такой человек вряд ли способен на добрую шутку или на комплимент. Развивайте чувство эмпатии у детей.

Однажды Маршак спросил сына:

- Чьи сказки тебе больше нравятся, мои или Пушкина?

Сын молчал.

- Не бойся, Пушкин не обидится.
- Ты обидишься, - сказал сын.

Комплименты себе, любимому

Можно ли хвалить себя? Если есть за что, то – почему бы и нет, похвалите себя. Вообще психологи советуют думать о себе хорошо, не говорить о себе плохо и советуют награждать себя маленькими подарочками за все усилия и достижения и называют это “подкреплением”. Например, вы хорошо сдали экзамен, или сшили красивое платье, или провели успешный разговор, или, поборов себя, сделали решительный поступок. Похвалите себя, скажите себе комплимент:

-“Сегодня я довольна собой. Я молодец. Оказывается, я кое-что могу сделать! Теперь все пойдет лучше”.

Даже мелкие житейские радости оказывают великолепное влияние на физическое и на умственное состояние человека. Долька шоколада, чашка чая, смешной анекдот, нежное поглаживание, слова участия заметно снижают в крови содержание гормонов стресса и повышают работоспособность. Стресс это не сам факт, а отношение к нему. Две трети болезней связаны со стрессами. Женщины могут и напроситься на комплимент, купить себе пирожное, или колготки, или цветок.

Психологически ожидание награды “подкрепляет” желание добиваться успеха, прилагать усилия и побеждать. Успех в делах нужен хотя бы для того, что бы просто оставаться в согласии с самим собой.

Просто так, беспричинно, делать себе подарки не следует. Это дело мужчин делать якобы беспричинные подарки женщинам, такая вот милая игра!

Когда женщина должна делать комплименты мужчине?

Мы уже уяснили себе, что мужчина должен делать комплименты женщине всегда, а когда женщина должна делать комплименты мужчине? Практически в тех же случаях, когда мужчина делает комплименты женщине.

- Когда надо провести психотерапию мужчине, коррекцию душевного состояния, тогда комплимент нужен, как лечебное средство.

- Когда у мужчины пониженная уверенность в себе или чувство вины.

- Когда есть затруднения в общении и надо наладить более доверительные взаимоотношения.

- Для повышения живого интереса друг к другу.

- Когда испытываются затруднения в поисках партнера.

- Для сексуальной инициативы.

- Когда хочется получить наибольшую радость от интимной жизни.

Комплименты аудитории

Даже если лектор уверен в общественной значимости своей лекции или курса лекций, огромное значение имеет дружеское отношение и хороший контакт с аудиторией.

Когда слушатели заинтересованы в выступлении и не предубеждены, оратор достигает цели меньшими усилиями воли, а сами слушатели лучше усваивают материал. Процесс слушания не всегда предполагает восприятие мысли. Прежде всего, следует спровоцировать интерес к вашему выступлению, заставить людей слушать, думать и верить вам. Для этого желательно влюбить в себя аудиторию (это называется аттракция) и стремиться к тому, чтобы не только слушали ваши слова, но и переживали определенные чувства. Чтобы не утрачивать контакт с аудиторией, надо ловить реакцию слушателей и почаще использовать слова, которые подчеркивают уважительное отношение к аудитории, никакого высокомерия, никакого негатива к слушателям. Как советовал Плутарх, “или как можно короче, или как можно приятнее”.

“Дорогие дамы!”. “ Дорогие слушатели!”. “ Уважаемые родители!” ….

Лектор может похвалить аудиторию за активность, за внимание, за интересные вопросы и ответы, за умение слушать, за чистоту и порядок в аудитории, за желание учиться, за хорошую посещаемость и дисциплину, за интерес к занятиям…

Итак, хвалить надо не только детей, но и взрослых. Говорят: “И кошке ласковое слово приятно”.

Лекцию можно закончить фразой: “Я с удовольствием жду умных вопросов моих уважаемых оппонентов”. Этим вы поставите оппонента в условие, когда он действительно, должен задать умный вопрос. Чаще, вопросов не поступает.

“Комплименты” мерзавцу

Можно ли говорить комплименты мерзавцу? Дикий вопрос! Но говорят! Сила, деньги и власть всегда действуют на слабых духом людей завораживающе (как очковая змея), отнимают у них не только волю и смелость, но и честь и достоинство, они готовы денежному мешку ноги целовать. Тут уж не комплименты в дело идут, а лесть и раболепие. Наверно именно такие случаи имел в виду Чехов, когда говорил, что надо “выдавливать из себя раба по каплям”. Слабым людям сила власти очень даже нравится - не надо думать, не надо бороться, не надо рисковать, не угнетает чувство ответственности, все должен сделать дядя. Никакой гражданской позиции, по песне Окуджавы:

“А если что не так, не наше дело,
Как говорится, Родина велела...”

Всегда надо помнить, что все приказы пишет не Родина, а люди. Законы принимают и выполняют то же люди. Если эти люди честные, то все в порядке. А если нет? Вот тогда то и начинаются все мерзости жизни… В данном случае комплиментами не справиться.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)