|
|||||||
Концепция ТРИЗ-педагогикиМиссия ТРИЗ-педагогики (предназначение)Найдем в проблеме реализации национальной идеи России место и роль ТРИЗ-педагогики - ее миссию. Может показаться нескромным применение термина "миссия" в применении к педагогике, но согласитесь - выдвигаемые для решения проблемы столь важны и серьезны, что стоят и большего. Нет цели - нет результата. Многие выдвигаемые здесь идеи хорошо известны, дело не в новизне, а в важности. Автор далек от поучений и обращается к коллегам уважительно, в "ключе" - "разрешите напомнить". ТРИЗ-педагогика строится на основе:
ТРИЗ-педагогика в состоянии обеспечить новое качество образования и улучшить существующее положение, но для этого надо "встать на плечи великих", взять все то хорошее, что наработано в мировой педагогике и использовать новые идеи и методики ТРИЗ. Глобальные, не разрешенные проблемы современной педагогики:
Для удобства восприятия материала этого раздела сначала перечислим кратко сформулированные идеи миссии ТРИЗ-педагогики, а потом сделаем к ним пояснения и дадим некоторые предложения.
Пояснения и предложения.1. Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную идею России. Государство формулирует социальный заказ на человека, а педагогика послушно его выполняет. На самом же деле, заказ на человека формирует не государство и не партии - подсистемы общества, а система - само общество и заказ этот всегда один - обществу нужны нравственные, умные, свободные, справедливые, трудолюбивые люди, которые будут в состоянии реализовать национальную идею России, то есть будут возрождать Россию, как великую, процветающую, независимую державу во всех проявлениях - духовной, интеллектуальной, социальной, экономической, научной, политической, военной, а так же будут способствовать росту благосостояния людей, их нравственному и культурному развитию. Какими качествами необходимо обладать для этого? Быть глубоко нравственной личностью, иметь правильное представление об истинных и мнимых ценностях бытия, быть интеллектуально развитым, культурным человеком, иметь активную позицию в жизни, быть непримиримым борцом со злом, иметь свою благородную Достойную цель, быть смелым, волевым, трудолюбивым человеком, четко представлять себе, что надо делать, чтобы преобразить Россию, чтобы создать процветающее, справедливое, правовое общество и уметь это сделать. 2. Помочь любому человеку полностью самореализоваться и прожить свою жизнь по максимуму (Кожевникова). Второй жизни на Земле не бывает. Для этого необходимо:
В Приложении приведены качества творческой личности, в том числе 14 качеств, для развития которых у ТРИЗ-педагогики есть вполне надежные методики. Приведенные в Приложении качества творческой личности - это тот капитал, который не подвержен девальвации и который является стартовой площадкой для самовыражения и, вообще, для активной, счастливой, полнокровной жизни. Каждая личность неповторима. Все люди разные, одному надо вершить государственные дела, другому детей растить, третьему людей кормить… Творчество и сильное мышление должно стать нормой бытия для всех россиян. Человек становится творческой личностью тогда, когда, овладев, всеми качествами творческой личности, он выбирает Достойную цель. В этот момент, условно говоря, он становится творческой личностью. На современном этапе развития ТРИЗ-педагогики самой ее сильной стороной является развитие мышление. ТРИЗ-педагогика развивает мышление комплексно: и правое полушарие (развитие фантазии, воображения, образного мышления) и левое полушарие (логическое, системное, тризовское мышление, все виды анализа…), а также и все другие свойства нервной системы и психической деятельности - и чувства, и память, и внимание, и волевые качества, и смекалку, то есть, все основы мышления. ТРИЗ-педагогика предлагает ввести в программы ДОУ, школ и вузов специальный предмет, который пока не предусмотрен действующими программами, назовем его "Развитие качеств творческой личности", "Развитие сильного мышления", "Креатология" (основы творческого мышления) или просто "Уроки ТРИЗ". 3. Важнейшее качество личности - это нравственность. Среди классических направлений развития личности: физического, умственного, эстетического, трудового и нравственного, - нравственное воспитание является важнейшим, поэтому о воспитании нравственности поговорим особо. С большим основанием можно считать, что "нравственность спасет МИР"! Слова Достоевского: "Красота спасет Мир" можно понимать в том смысле, что спасет Мир духовно красивый человек, красота его души. А духовно красивый человек - это, прежде всего, человек нравственный. Отметим, что нормами (критерием) нравственности мы предлагаем считать нравственные положения мировых религий. В частности, христианские библейские заповеди, "золотое правило", неприкосновенные права человека, записанные во "Всеобщей Декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. (Напомним золотое правило - "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе"). Это такие моральные нормы, нарушение которых повлечет за собой, по большому счету, ущерб для его же собственных интересов. Каждый человек должен строить храм в душе своей или, хотя бы, идти по дороге к храму. Прекрасным дополнением к библейским заповедям являются мудрые заповеди Дмитрия Лихачева. Нужно отметить, что человечество научилось писать законы, но не научилось их исполнять. Без нравственности не действуют государственные, юридические, экономические законы, появляется агрессия и национальная вражда. Для добровольного неукоснительного выполнения норм нравственности у человека должно быть воспитано очень много духовных качеств. Что надо для этого сделать? Проблема воспитания человека для педагогики сложная, потому, что сложна природа человека - одна ненасыщаемость потребностей ("человеку всегда мало"), чего стоит. Сначала надо абсолютно четко и однозначно установить в педагогике приоритет воспитания нравственной чистоты и неукоснительного соблюдения человеческих ценностей над развитием всех других качеств личности и над обучением! Подчеркиваем - не вместо обучения, а впереди обучения. Правонарушения происходят сознательно(!), в основном, от безнаказанности (нет внешних тормозов) и от невоспитанности (нет внутренних тормозов). Поэтому надо создавать и внешние и внутренние тормоза. Внешние тормоза - это справедливые юридические законы и система мер, насильно обеспечивающая их неукоснительное выполнение всеми членами общества, а внутренние тормоза - это совесть. Внешние тормоза создает государство в лице правоохранительных органов и юридических законов. Внутренние тормоза создает воспитание и тут велика роль педагогики, и, в частности, раннего воспитания нравственности, на которое и обращает внимание ТРИЗ-педагогика. Внутренние тормоза, разумеется, первичны. Отметим, что создавать внешние тормоза (справедливые законы) тоже, должны честные, неподкупные люди, со сформированными внутренними тормозами. Юридические законы пишут для бесчестных людей, ибо для честного человека законы не нужны, он и так воровать не будет. А бесчестный человек будет воровать всегда, даже "когда все есть", а тем более, когда нет необходимого для нормальной жизни. Если обеспечить людям зажиточную жизнь, то воровство не кончится, но его будет существенно меньше. Бесчестный человек не ворует в четырех случаях, - когда нечего воровать, когда наказание жестоко и абсолютно неотвратимо и еще - не воруют свое и когда отрубили руки. Еще один резерв воспитания нравственности - это обучение творчеству. Считается, что творчество само по себе несет большой заряд нравственности. Почему? Творчество - это создание нового, а все новое интересно ребенку, а раз интересно, то он этим занимается с удовольствием, значит, у него нет времени и охоты хулиганить. А если ребенок активно занимается творчеством с раннего детства, то у него и не закладываются отрицательные наклонности. В школу приходит немало детей с уже сформированными негативными качествами (плохо воспитанные), поэтому, мало уметь воспитывать, надо уметь перевоспитывать все негативные качества: безнравственность, жестокость, лень, необязательность… Перевоспитание - это позор педагогики. Зачем сначала плохо воспитывать, а потом перевоспитывать? Надо сразу научить детей следовать всем положительным человеческим ценностям. Очень большая разница между тем, что говорят и требуют в школе и тем, что видит ребенок вне школы. Но это не значит, что надо опускаться до улицы. Школа всегда должна быть примером нравственности и чистоты. 4. Особое значение - воспитанию честной элиты Известно, что эффективность деятельности любой системы сильно зависит от подсистемы управления. Известно, что историю делают личности. Известно, что государства ошибаются так же, как ошибаются личности. Отсюда следует, что в жизни общества велика роль государственных чиновников и интеллектуальной элиты. Вырваться из кризиса Россия сможет, если в управление страной, в законодательство, в бизнес, в технику, в педагогику придут творческие люди, профессионалы с горячим сердцем и чистыми руками, для которых интересы и благосостояние народа будут выше личных и корпоративных интересов. Настоящий государственный деятель и политик не имеет права думать о себе. Это должны быть особые люди - лучшие люди страны, элита, и их надо специально "выращивать". Чем больше власти у человека над другими людьми и чем выше его должность, тем больше у него возможность влиять на судьбы страны и тем меньше у него права на ошибку, ибо его ошибки могут очень дорого стоить народу, поэтому, тем в большей степени он должен быть творческой личностью, честен, умен, профессионален, культурен и образован. С другой стороны, чем выше у человека должность, тем больше соблазнов и тем безнаказанней он может "воровать в особо крупных размерах", поэтому он должен быть нравственно устойчивым человеком, должен успешно пройти проверку властью, деньгами и славой (как говорят, "медными трубами"). Когда растет безнравственность элиты - цивилизации гибнут. Рассматриваемая проблема усугубляется тем, что в настоящее время есть очень много людей, неверующих в приоритет нравственности и в саму возможность ее воспитания, считающих поставленную цель недостижимой и донкихотской, потому, что такая цель ставилась не раз и не была выполнена в масштабах страны. Старый девиз благородных людей: "Честь дороже жизни", выглядит у коррумпированной российской псевдоэлиты как наивное и глупое донкихотство. "Все воруют, а я что, хуже". И это очень серьезная психологическая проблема. Нет примеров - нет веры, нет веры - нет деятельности, а нет деятельности - нет и победы. Очень большая вероятность того, что во властные структуры придут дети влиятельных в настоящее время людей, поэтому надо ТРИЗ-педагогику внедрять в элитные учебные учреждения, чтобы воспитать элиту честных творческих людей, умеющих решать сложные государственные проблемы. Второе - готовить "думающую часть чиновничества", новую, умную, честную, творческую, отважную, профессиональную, интеллектуальную элиту страны из одаренных детей, которая должна уметь предвидеть решающие повороты национальной судьбы страны и действовать. В этом долг одаренных людей перед страной. В этой связи потребуется разрешить и еще одну психологическую проблему: кристально честные люди, как правило, не властолюбивы и во властные структуры попадают с трудом, их там и не ждут, а они не очень то и хотят. Но выход из противоречия есть - надо готовить лидеров, честных, умных и знающих одаренных лидеров. Методики имеются. Разумеется, хорошо воспитывать и учить надо всех детей во всех школах, а не только элитных, затраты себя оправдают. Согласитесь, ведь в каких то школах, не обязательно элитных, сейчас учатся будущие президенты, премьеры, генеральные прокуроры и будущие значимые люди России. Школа должна в первую очередь готовить не юных бизнесменов или других узких специалистов, а людей воспитанных, честных, гордых, умных, широко образованных. Надо учить методикам ТРИЗ и современных государственных чиновников и их детей. 5. У ТРИЗ-педагогики нет возрастных границ. В Толковом словаре С.И. Ожегова написано: "Педагогика - это наука о воспитании и обучении". Заметьте, возраста не указано. Так и ТРИЗ-педагогика не имеет возрастных ограничений по назначению, хотя, конечно, учитывает возраст по методам. В самом общем виде можно говорить о двух составляющих единой ТРИЗ-педагогики: "взрослой" (семейной) и "детской", ибо учить и воспитывать надо всех, и подростков и взрослых. Ошибочно считать, что конечная цель педагогики только дети и подростки. Не верно говорят, что взрослого человека изменить уже нельзя, а младенца учить еще рано. Можно и нужно образовывать человека всю его жизнь. Взрослых надо не только учить, но и воспитывать. Воспитание взрослых возможно и не менее важно, чем воспитание детей. Корни этого заблуждения (взрослого не переделаешь) понятны: воспитывать взрослого сложнее, чем детей, поэтому проще сказать - "воспитание взрослых невозможно" и отвернуться от проблемы. Вспомните, например, мгновенное преображение души и раскаяние разбойника, который был на кресте справа от Спасителя или макаренковское "воспитание взрывом" взрослых людей или воздействие какого-то такого важного события в жизни человека (смерть близкого человека, измена, развод, болезнь, блестящая идея…), которое в одночасье изменило его мировоззрение. Мы знаем немало примеров того, как, получив власть и возможность безнаказанно нарушать законы, "честные" люди их нарушают совершенно осмысленно, используя свое служебное положение для самообогащения в фантастических масштабах. Более того, "честные" люди совершенно осмысленно принимают законы, далекие от справедливости. Но ведь когда-то эти взрослые люди были детьми и их воспитывали! Это недоработка педагогики. Конечно, "нуверс" (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) и "асинхронат" (разрыв во времени между созреванием возможностей и началом их развития) к взрослому уже не применимы, так как количество лет перешло в качество, поэтому для перевоспитания взрослых нужны другие подходы. И это тоже проблема педагогики. 6. Воспитать в людях активную позицию и непримиримость к нарушению норм нравственности. Верно говорят, что каждый народ заслуживает своего правительства. Свободолюбивый гордый народ не позволит правительству угнетать себя и плохо собой управлять. Активная позиция в жизни, борьба за лидерство - это хорошо или плохо? Обычно считается достоинством скромность и терпимость. Но скромность, тактичность и терпимость не исключают непримиримого отношения к хамству, к наглости, к обманам, к несправедливости, к насилию. Можно быть терпимым к другому мнению, но нельзя быть терпимым к нарушениям законов нравственности ни в большом, ни в малом. Для борьбы за справедливость требуются и силы, и воля, и убежденность. И хорошо, если именно такой человек будет лидером и будет иметь бойцовские качества. И еще у такого человека должно быть одно качество - он должен видеть недостатки и уметь их исправлять. Этому тоже учит ТРИЗ-педагогика. 7. Научить людей быть счастливыми Одним из постулатов ТРИЗ-педагогики является утверждение: человек рожден быть счастливым и может быть счастливым и сегодня, и завтра, и может делать других людей счастливыми. Если в это не верить, то стать счастливым просто невозможно, а слово "несчастье" надо просто выкинуть из своего словаря. Разумеется, представление о счастье зависит от точки зрения каждого человека. Если страстный любитель горных лыж наверняка согласится с утверждением: "Слалом это не счастье, но вполне его может заменить", то любитель пива предложит другой лозунг. Но, согласитесь, что счастье - это здоровье, чистая совесть, чистое имя, хорошая семья, хорошие дела, успешная работа, совпадающая с хобби, полнота и осмысленность жизни, полная гармония с собой и с Миром. Мы не собираемся давать рецепты счастья, они всегда выглядят довольно смешно, но назвать несколько существенных условий, которые позволит выполнить ТРИЗ-педагогика, следует. Человек чувствует себя счастливым, если большинство его способностей и потребностей реализовано. Если учесть, что государство отказалось от многих взятых на себя обязательств перед своим народом (обеспечение работой, достойной жизнью, равными возможностями, справедливыми законами и равенством перед ними и т.д.), то у педагогики появилась необходимость готовить людей, способных счастливо жить и в этих новых реальных условиях. Поэтому ТРИЗ-педагогику можно назвать и "Педагогикой счастья" и "Педагогикой реальной жизни". Наверно, не надо доказывать, что хорошо развитые качества творческой личности, если на 100 % и не сделают человека счастливым, то дадут ему полную "уверенность в завтрашнем дне", возможность управлять своим будущим, своевременно выявлять проблемы и их преодолевать. Так, для детей, знание методик решения задач, дает уверенность в своих силах, дает понимание практической ценности школьных наук, а со временем, сам процесс решения творческих задач (творчество) - начинает доставлять радость. Счастливое детство - залог нравственности и душевного здоровья! Самые здоровые дети рождаются у счастливых родителей. Поэтому современная массовая школа должна быть "Школой радости", должна обеспечить детям счастливую жизнь и в школе и научить детей сделать свою будущую жизнь счастливой после школы, а также научить детей делать других людей счастливыми, и, вообще, научить увеличивать количество добра в мире. Дети должны радостно учиться, а учителям должно быть удобно и радостно их учить. Отметим в этой связи важность умения общаться, без умения общаться человек не может быть счастливым. Поэтому надо учить детей общаться. Нет сомнения, что Россия обладает всеми необходимыми материальными и духовными ресурсами, чтобы ее люди жили счастливо, по крайней мере достойно. 8. Укрепить физическое и психическое здоровье детей. Известно, школа не прибавляет здоровья, поэтому появилась новая функция у педагогики - лечить детей в детском саду и в школе. Здоровье - само себе награда, так как прибавляет годы к жизни и жизнь к годам, увеличивает шансы самореализоваться, выполнить свою Достойную цель, увеличивает производительность труда. Быть счастливым - это быть морально здоровым. Изложим кратко ТРИЗовский подход к здоровью. Наше здоровье в наших руках. Твое здоровье - ты его и сохраняй! Начнем с того, что большинство болезней "от глупости", "от нервов" или "от лени". Вот от этого и надо "лечить". Есть, конечно, и болезни от физической изношенности. Но чаще имеет место быть не столько физическая, сколько психическая изношенность. Итак, чтобы не болеть не надо быть глупым и ленивым, а надо быть умным, волевым и спокойным. Действительно, зачем сначала сделать глупость и позволить себе заболеть, а потом лечиться? Надо предупреждать заболевания, это один из главных принципов ТРИЗ - предупреждать появление проблем. Ведь все очень просто и, главное, всем известно - вести здоровый образ жизни, закаляться, много двигаться, иметь доставляющую удовлетворение работу… А почему большинство людей, зная эти простые правила не выполняют их? Воли не хватает. ТРИЗ-педагогика располагает методиками развития мышления и воспитания волевых качеств. Физическое здоровье связано с духовным здоровьем. Говорят: "В здоровом теле - здоровый дух", но верно и обратное: "Если у человека здоровый дух, то здоровое и тело". Здоровый дух у счастливых людей. В ТРИЗ-педагогике хорошо разработаны методики обучения жить счастливо - их надо знать всем. Известно, умные люди более уверены в себе, более спокойны и дольше живут, хотя бы потому, что делают меньше глупостей, а в голове меньше нервных клеток, управляющих внутренней работой организма, перерождается к старости в соединительную ткань. А ТРИЗ - педагогика учит сильному мышлению. Психотерапевты считают, что целью психотерапии должно быть излечение невротических людей путем пробуждения их творческих сил. А ТРИЗ учит творчеству. Великолепный способ долго жить - это работать над большой, развивающейся, не достижимой за жизнь Достойной целью! Известно много грустных случаев, когда человек вышел на пенсию, остался без привычных дел, считает, что он больше никому не нужен и быстро уходит из жизни. Говорят, Бог прибирает тех, кто выполнил свое назначение на Земле. Достойная Цель должна быть столь значительна, что жизни не хватает ее выполнить, поэтому и жить интересно и "помирать некогда". Для этого Альтшуллер создал Теорию развития творческой личности (ТРТЛ) и Жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ). Существует еще лечение юмором - смехотерапия. Существует еще - сказкотерапия. А может быть, самое главное лекарство от старости и от болезней - это веселый образ мыслей и любовь дарящая? Если выполнять все, что рекомендовано выше, то на Вас будет работать Системный эффект, - а это здоровье. 9. Любовь дарящая. "Высший пилотаж" любой педагогики - это воспитать в человеке способность к любви дарящей. Любовь дарят не за что-то, а потому что просто любят и дают любимому человеку несоизмеримо больше, чем от него получают. Эта идея должна быть основной в курсе литературы. Человек начинается с прекрасных чувств. Помните чеховское: "В человеке все должно быть прекрасно". 10. Экологическое воспитание Мир спасет новое мировоззрение - четкое понимание того, что ресурсы Земли ограничены, что потребности человека не имеют границ, что человечество может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество. Поэтому особая роль должна быть обращена на экологическое воспитание людей - это воспитание и глобального мышления, и совести, и ответственности перед природой и перед будущими поколениями за ее сохранение, это воспитание потребности вести себя в соответствии с законами природы, это, в частности, воспитание совершенно не популярного ныне качества - самоограничения. Отметим, самоограничение первично. Не будет самоограничения и законодательное принудительное ограничение не будет работать и любые гениальные изобретения инженеров по технологическому обустройству бесприродного мира (решение проблемы недостатка питания, энергии, чистой воды, жизненного пространства…) не спасут ситуацию. Необходимость самоограничения 100 лет назад понимал Л.Н. Толстой и призывал к этому. А много раньше, еще древние греки, создали понятие - метриопатия - означающее умеренность в страстях и в желаниях, начисто ныне забытое в нашем мире оголтелого потребления, ограничиваемого только недостатком денег (вспомните "забивающую" рекламу). Курс метриопатии надо вводить в учебные программы. Это очень трудная проблема - воспитать чувство меры. Но надо добиться такого уровня воспитания, чтобы у человека и в мыслях не было и даже не хотелось бы, потреблять больше меры. Не только христианину, а любому воспитанному человеку необходимо стать умеренным в потреблении. На фоне творящихся безобразий это соображение пока выглядит как донкихотский лозунг. Но время научит. Если разумно решать экологические проблемы, понимая сложнейший механизм жизни, то катастрофа не наступит, но для ее решения уже сейчас надо готовить людей способных принять такое мировоззрение. Для этого экологическое воспитание надо начинать как можно раньше, оно должно предшествовать обучению писать и читать. Борьбу с загрязнением природы надо начинать с борьбы с загрязнением мозгов. Понятно, почему экологов не любят предприниматели - они требуют затрат. Вот тут-то и требуется воспитание нового мировоззрения. Таким образом, оказывается, что нас ждет век экологии и ТРИЗ, а ТРИЗ-педагогика - это важнейшая часть науки экологии. 11. Ликвидировать педагогическую безграмотность родителей и подготовить старшеклассников к семейной жизни. Это серьезнейшая проблема. Мы уже отмечали огромную роль семьи в формировании духовных и душевных качества человека и педагогическую безграмотность семьи. Вклад семьи в воспитание, примерно 95 - 70% в дошкольном возрасте, 70 - 50 % в начальной школе и 50 - 40% в средней и старшей школе. Старшеклассники с неподдельным интересом слушают психологов о проблемах семейной жизни, о взаимоотношениях в семье, о том, как предупреждать конфликты. Но самое главное - научить навыкам воспитания своих будущих детей. Очень правильно делают те школы, которые вводят курс "Подготовка к семейной жизни"..Это должен быть специальный большой курс, равноправный с другими предметами, включающий, способы семейного воспитания детей, правила здорового образа жизни, семейную экономику... Семья воспитывает, в основном, на основе традиций, а традиции воспитания, и хорошие и плохие, передаются по наследству. Будущее России куется в семье, поэтому нельзя просто констатировать разрушение семьи, надо активно ее укреплять! 12. Проблема воспитания и развития умственно отсталых детей ТРИЗ-педагогика ориентирована и на массовую, и на элитную школу, и на школу для слабоумных детей. Психологи, воспитатели и учителя в последнее время стали отмечать снижение умственных способностей детей. Некоторые специалисты считают эту тенденцию уже не тревожной, а катастрофической. Это позор для страны! Умственно отсталые дети - это тоже люди, но только несчастные и очень беззащитные. Никто бы не захотел стать таким. Причин отмеченного явления много и они хорошо известны и государству, и министерству образования, и министерству здравоохранения, и педагогической, и не педагогической общественности (алкоголь, загрязнения, безграмотное воспитание…). Что в этом направлении может сделать ТРИЗ-педагогика? Именно для отстающих в умственном развитии детей методики ТРИЗ-педагогики не менее полезны, чем для детей одаренных. Почему? Дело в том, что ТРИЗ предлагает много методов решения задач и приемов разрешения противоречий, что позволяет формализовать, то есть упростить процесс решения творческих задач, позволяет задачи высокого уровня сделать "менее творческими", не требующими высоких способностей, а это делает возможным получить сильное решение сложных задач мало одаренным людям. Талантливый человек и без методик, напряжением ума, может догадаться, а олигофрен не сможет, но, зная алгоритм решения - сможет. В конце концов, не важно, как получено правильное сильное решение, по интуиции, "по таланту" или по алгоритму, важно, что получено. В коррекционной работе важно дать разные виды мышления и восприятия (образ, звук, чувство, ассоциации, приемы, алгоритмы...), чтобы ребенок взял хоть что-то, а потом, на этой основе, развивать его мышление дальше, внушая уверенность в своих силах. Создание нового (творчество) - развивает, а копирование, практически не развивает. ТРИЗ-педагогика очень много полезного может дать олигофренопедагогике, позволит в рамках обычной школы, не травмируя ребенка специальной школой, освоить формальные методы решения задач, что сделает менее заметным его отставание в развитии. Специальная проблема - это воспитание детей с врожденными преступными наклонностями, как говорят, "преступников на генном уровне". Они представляют особую опасность для общества, так как практически не поддаются воспитанию. Таких людей не много, но очень опасны. Особые дети - особые методы воздействия. Ограничимся пока просто постановкой этой проблемы, сейчас речь идет о нормальных детях. 13. Пересмотреть стандарты образования. Количество и сложность информации в мире стремительно нарастает, а время на ее приобретение детьми увеличивать некуда. Человек и так учится почти треть жизни. Предлагаются следующие пути решения этой серьезной проблемы. Первый путь - совершенствовать учебные программы, исключая невостребованные и частные знания, но сохраняя гармонию между традиционной для нашей педагогики широтой знаний и глубиной знаний. Как определить состав программы? Можно провести массовый опрос старшеклассников и недавних выпускников школ, пусть они оценят. Критерием оценки может быть четкий положительный ответ на вопрос: "Нужна ли та или иная конкретная информация (навык) и зачем?". Тогда отпадет проблема насилия в обучении, появится мотивация, дети будут знать, зачем они изучают тот или иной предмет и будут охотно учиться. Второй путь - давать "свернутую" информацию, широко используя, системный подход, интеграцию и согласованность программ естественных наук, изоморфизм законов (классическим примером свертки знаний является таблица Менделеева). Надо знать законы, явления, физические и химические эффекты и, главное(!), уметь их применять, а всю вспомогательную информацию надо научить детей брать из справочников, баз данных, интернета и научить детей быть хозяевами своих знаний, то есть уметь использовать знания, полученные в школе. Знания не цель, а средство достижения целей. Знания нужны для использования. В частности, для решения этой проблемы надо создать учебники нового поколения. Этот вопрос подробно рассматривается в ниже. Третий путь - вместо исключенных разделов, включить в программу явно недостающие, поставленные жизнью дисциплины: воспитание нравственности, развитие мышления и всех других качеств творческой личности, праксиологию, метриопатию… Четвертый путь - авторские программы и профильные классы. Пятый путь - совершенствовать цели, методики, сроки и средства преподавания. Ресурс еще не исчерпан, а указанные пути не исключают, а дополняют друг друга. Минимальный объем знаний должно устанавливать государство, школа и вуз. А конкретный общий объем и глубину должен определять сам обучающийся, но государство и школа такую возможность должно ему предоставить. 14. Пропагандировать и широко внедрять методики ТРИЗ для решения творческих задач и тризовское мировоззрение не только в практику ДОУ, школ и вузов, но и, вообще, в практику повседневной жизни всех людей России. Хочется закончить раздел о миссии ТРИЗ-педагогики словами Альберта Эйнштейна: "Истинный прогресс человечества зависит не столько от хитроумной изобретательности, сколько от совести". |
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |