Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Татьяна Александровна, г. Ульяновск
e-mail: sid@sid.uln.ru

Журнал “Технологии творчества”, - 1999. - № 4.
e-mail: fond@vital.chel.su

Экспериментальный класс школы № 78 г. Ульяновска

(результаты работы за период с 1993 по 1999 г.)
Аналитическая справка

В 1993 году в 1"Э" класс начальной школы № 78 г. Ульяновска были набраны выпускники Научно-методического центра (НМЦ) №242, которые до этого времени (в течении трех лет) обучались по экспериментальной программе Центра “Развитие воображения и основ диалектического мышления детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ u PTB” (автор программы Т.А. Сидорчук). В класс были собраны дети из трех подготовительных групп, не прошедшие по конкурсу в гимназию. Следовательно, не самые сильные выпускники Центра.

Обучение в начальном блоке школы велось до 6-го класса. В 7-ой класс дети пошли в другой корпус школы. Сейчас они учатся там в восьмом “Э” классе.

В период с 1-го по 5-ый класс (1993-1997 г.г.) включительно руководителем класса была Наталия Ивановна Королева, имеющая высшее педагогическое образование по специальности “Учитель математики”, прошедшая специальную подготовку по системе начального обучения Эльконина-Давыдова и курсовую подготовку по ТРИЗ-РТВ-педагогике у преподавателей и разработчиков: Н.Н. Хоменко, М.С. Гафи-тулина, А.А. Нестеренко, И.Н. Мурашковской, А.А. и С.А. Гин и др..

С сентября 1997 г. и по настоящее время классным руководителем является Светлана Михайловна Линник, учитель обычной подготовки.

Психологической службой школы дети не обследовались.

Педагогические наблюдения показали следующее.

В период с 1 по 5 класс администрацией школы особого внимания классу не уделялось. Н.И. Королева работала по Эльконинско-Давыдовской системе с элементами ТРИЗ и РТВ и была единственным таким учителем в школе. Другими педагогами школы методика не востребована. Класс был как бы изолирован. Показательные уроки проводились Наталией Ивановной с неизменным успехом как на районном-городском уровнях, так и на республиканском (семинары организовывались НМЦ №242). Дети показывали высокую познавательную активность и стабильные результаты обучения. На фоне среднего уровня педагогической работы всей школы Н.И. Королева с ее экспериментальным (на общественных началах) классом полностью соответствовала понятию “белая ворона”. Предвзятое отношение к педагогу усугубилось активным участием учителя в долгосрочной голодовке по поводу задержки заработной платы.

Первый кризис в поведении экспериментального класса наблюдался в 5-ом классе (1996 - 1997 уч. год) в связи с тем, что обучение стали вести учителя-предметники. Детям казалось, что они все знают и умеют. Это выражалось в поведении и в высказываниях на уроках. По отношению к этим ученикам закрепилось понятие “звездная болезнь”. Учителя начали на класс давить проверками и контрольными работами. Дети при этом показывали уровень выше среднего, но до участия в олимпиадах не дотягивали. К концу шестого класса равновесие в отношениях “ученики 5 “Э” класса - учителя-предметники”, благодаря усилиям Н.И. Королевой, восстановилось. Признаки “болезни” больше не проявлялись.

Второй кризис был в 7 классе и связан с переходом в другой корпус школы (сентябрь 1998 год). Проблем было много. Дети и родители экспериментального класса были не довольны системой преподавания и отношением новых учителей к детям. Н.И. Королевой и С.М. Линник пришлось много беседовать с родителями, детьми и учителями для того, чтобы наладить отношения.

Положение усугубилось тем, что существовала (и существует) негласная конкуренция между коллективами учителей двух блоков большой школы (здание для 1-6 классов и здание 7-11 классов). Два коллектива не являются едиными и критически относятся к деятельности друг друга. Экспериментальный класс попал в ситуацию предвзятого к себе отношения.

Примером может служить ситуации на методическом объединении учителей русского языка в первом полугодии 1998 г. (заседание вела Г.А. Линева). Учителями было высказано пространное недовольство классом. Классный руководитель 7 “Э” попросила конкретно привести пример, чем не устраивает этот класс учителей. Факты не были представлены. Единственное прозвучало: “что это за дети, к которым надо готовиться как в институте!”. Знания некоторых тем по геометрии в 7 классе дети показывали на уровне 9-го класса.

Сейчас отношения детей - учителей - родителей стабилизировались. По мнению большинства педагогов, класс работоспособный, самостоятельный, дружный. По успеваемости ровный и показывает стабильный средний или чуть выше среднего уровня. Ученики ориентированы на профессиональное обучение и большое количество ребят после 9 класса хотят идти обучаться в профессиональные учебные заведения.

На сегодняшний момент, по мнению завуча школы Натальи Николаевны Галынской, класс отличается в первую очередь высокой работоспособностью и высоким уровнем познавательной активности. На фоне других классов с экспериментальным нет проблем в проявлениях антиобщественного характера: наркомании, пьянства и курения. Практически все ученики умеют отстоять свою точку зрения как в учебной, так и в общественной деятельности. Класс очень инициативен, активен, самостоятелен и ответственен во внеклассной работе. Пожалуй, единственный класс в школе, который стабильно демонстрирует культурные нормы поведения в общественных местах (поход в театр, поведение в транспорте, экскурсии и т.д.). Дети класса целеустремленны и зрело говорят про свое будущее, про моральные ценности в жизни.

Стабильные результаты обучения в школе и высокий уровень социальной зрелости (для своего возраста), на наш взгляд, является результатом педагогической деятельности, развернутой в классе. Эти качества были сформированы не под влиянием общешкольной системы и это не заслуга родителей. Необходимо оценить положительный опыт данной системы с учетом того, что в класс были взяты дети, как указывалось выше, не прошедшие по конкурсу в элитные школы.

Опыт работы с классом по программе Эльконина-Давыдова с элементами ТРИЗ и РТВ был администрацией школы замечен и рекомендован к тиражированию. В 1998 году Королевой Н.И. предложено вести математику во всех 1-х и 2-х классах начальной школы. Трудности учителя в количестве подготовок и несистемности использования новых технологий (другие предметы в этих классах ведутся обычно).

25 сентября 1999 г.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)