Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

Сидорчук Т.А., зав.кафедрой
педагогических технологий
Ульяновского педколледжа № 1, к.п.н.

Базовые алгоритмические действия,
используемые при работе с разными типами творческих задач
(для воспитателей ДОУ)

1 тип: “Задачи с недостатком данных”

Основное средство - ДИХОТОМИЯ.

Форма: Игра “Да-Нет” (проводится индивидуально или с группой детей)

  1. Представление ведущим текста задачи.

  2. Играющие выясняют уровень реальности описанной ситуации (литературное произведение, сюжет фильма или событие реальной жизни).

  3. Определение признаков первого объекта.

  4. Поиски признаков второго объекта (или третьих лиц). И воспроизводство текста с выясненными признаками.

  5. Определение места происходящего.

  6. Определение времени происходящего.

  7. Варианты взаимосвязей между двумя объектами в пространстве и времени.

  8. Воспроизводство текста задачи.

  9. Рефлексия по способу решения.

Пояснение: при поиске признаков объекта необходимо придерживаться стратегии сужения поля поиска по алгоритму (см. Приложение “Алгоритм поиска признаков объекта материального мира”).

2 тип: “ Изобретательские задачи”

Основное средство: формулировка и решение противоречия.

Форма: групповое обсуждение.

  1. Представление проблемной ситуации.

  2. Формулировка задачи (из текста проблемной ситуации) с заключительным вопросом “Как быть?” или “Что делать?”.

  3. Выяснение ресурсов у объектов, имеющихся в задаче.

  4. Представление идеального конечного результата.

  5. Определение объекта, к которому предъявляется претензия (административное противоречие).

  6. Поиски надсистем, которые требуют разность свойств для данного объекта.

  7. Формулировка физического противоречия: объект должен быть с определенным свойством для надсистемы № 1 и с противоположным свойством для надсистемы № 2.

  8. Решение физического противоречия с помощью приемов.

  9. Рефлексия по способам решения изобретательской задачи.

  10. Из решения сделать текст новой задачи и продолжить работу с ней с шага № 3.

3 тип: “Исследовательская задача”

Основное средство: “Методика маленьких человечков” (ММЧ).

Форма работы: групповое наблюдение и эксперименты.

  1. Фиксация явления.

  2. Описание наблюдаемого с выявлением основных процессов и обозначением объектов в них участвующих.

  3. Сопоставление наблюдаемого с имеющимися представлениями или ранее замеченными аналогичными явлениями.

  4. Выдвижение гипотезы: почему ЭТО произошло (происходит). Пояснение: детьми может выдвигаться гипотеза в рамках фантастической (первый вариант) или реалистической (второй вариант) картинах мира. Только во втором варианте построения гипотезы возможны последующие шаги.

  5. Эксперимент (цель, план, выполнение плана, итог).

  6. Вывод: сравнение итога эксперимента с гипотезой.

  7. Рефлексия по решению исследовательской задачи.

4 тип: “Творческая задача прогнозного характера”

Основное средство: системный оператор.

Форма: групповое обсуждение.

  1. Выбор объекта рукотворного мира.

  2. Определение основной функции.

  3. Разбор основных компонентов, из которых состоит объект (подсистема).

  4. Определение надсистемы объекта: место, где функционирует объект и класс (или группа) куда входит рассматриваемый объект.

  5. Представление процесса выполнения данной функции в прошлом, когда рассматриваемый объект еще не был придуман человеком.

  6. Анализ на старинного варианта объекта и сравнение его с современным.

  7. Выявление у рассматриваемого объекта отрицательных свойств. Предъявление претензии, формулировка физического противоречия и решение с помощью приемов. Описание улучшенного варианта объекта (изменение подсистемы объекта).

  8. Представление идеального объекта: объекта нет, а функции его выполняются (замена объекта на более совершенный).

  9. Рассмотреть возможность в будущем свертывания функции: объяснить в каком случае и почему не нужно будет выполнять данную функцию. Представить: что надо делать, что бы функция не была нужна (изменение надсистемы).

  10. Рефлексия по способам решения задачи прогнозного характера.

5 тип: “Фантастическое преобразование объекта”

Основное средство: типовые приемы фантазирования (ТПФ).

Форма: групповое или индивидуальное обсуждение.

  1. Описание некоторой реальной ситуации с 2-3 взаимодействующими объектами.

  2. У одного из объектов выбрать какое-либо свойство или признак.

  3. Произвести с помощью ТПФ преобразование этого свойства или признака. Пояснение: основные приемы преобразования включают в себя: увеличение - уменьшение, дробление - объединение, специализацию - универсализацию, статику - динамику, преобразование времени протекающих в объекте процессов и превращение свойства в антисвойства.

  4. Описание фантобъекта с преобразованным свойством.

  5. Рассказ об особенностях взаимодействия фантастического объекта с обычными объектами в ранее описанной ситуации.

  6. Решение изобретательской задачи (см. алгоритм 2-го типа задачи)

Приложение.

“Алгоритм поиска признаков объекта материального мира”

Объект

рукотворный мир

природный мир
 

неживая природа (явление или вещество)

живая природа

- функция объекта (принадлежность к группе)
- материал
- форма
- размер
- цвет
- наличие частей
- местонахождение
- количество объекта
- время создания

- твердое
- жидкое
- газообразное

- микробы
- грибы (ядовит., съедоб.)
- растения (культ., дикорастущие)
- животные (черви, насеком., ракообразн., пресмык., рыбы, земнов., паукообразные, моллюски, птицы, звери, человек)

Примечание: У объектов природного мира может быть также цвет, форма, размер, наличие частей, количество объектов и возраст.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)