Сидорчук Т.А., зав.кафедрой
педагогических технологий
Ульяновского педколледжа № 1, к.п.н.
Базовые алгоритмические действия,
используемые при работе с разными типами творческих задач
(для воспитателей ДОУ)
1 тип: “Задачи с недостатком данных”
Основное средство - ДИХОТОМИЯ.
Форма: Игра “Да-Нет” (проводится индивидуально или с группой детей)
- Представление ведущим текста задачи.
- Играющие выясняют уровень реальности описанной ситуации (литературное
произведение, сюжет фильма или событие реальной жизни).
- Определение признаков первого объекта.
- Поиски признаков второго объекта (или третьих лиц). И воспроизводство
текста с выясненными признаками.
- Определение места происходящего.
- Определение времени происходящего.
- Варианты взаимосвязей между двумя объектами в пространстве и времени.
- Воспроизводство текста задачи.
- Рефлексия по способу решения.
Пояснение: при поиске признаков объекта необходимо придерживаться
стратегии сужения поля поиска по алгоритму (см. Приложение “Алгоритм поиска
признаков объекта материального мира”).
2 тип: “ Изобретательские задачи”
Основное средство: формулировка и решение противоречия.
Форма: групповое обсуждение.
- Представление проблемной ситуации.
- Формулировка задачи (из текста проблемной ситуации) с заключительным
вопросом “Как быть?” или “Что делать?”.
- Выяснение ресурсов у объектов, имеющихся в задаче.
- Представление идеального конечного результата.
- Определение объекта, к которому предъявляется претензия (административное
противоречие).
- Поиски надсистем, которые требуют разность свойств для данного объекта.
- Формулировка физического противоречия: объект должен быть с определенным
свойством для надсистемы № 1 и с противоположным свойством для надсистемы
№ 2.
- Решение физического противоречия с помощью приемов.
- Рефлексия по способам решения изобретательской задачи.
- Из решения сделать текст новой задачи и продолжить работу с ней
с шага № 3.
3 тип: “Исследовательская задача”
Основное средство: “Методика маленьких человечков” (ММЧ).
Форма работы: групповое наблюдение и эксперименты.
- Фиксация явления.
- Описание наблюдаемого с выявлением основных процессов и обозначением
объектов в них участвующих.
- Сопоставление наблюдаемого с имеющимися представлениями или ранее
замеченными аналогичными явлениями.
- Выдвижение гипотезы: почему ЭТО произошло (происходит). Пояснение:
детьми может выдвигаться гипотеза в рамках фантастической (первый вариант)
или реалистической (второй вариант) картинах мира. Только во втором варианте
построения гипотезы возможны последующие шаги.
- Эксперимент (цель, план, выполнение плана, итог).
- Вывод: сравнение итога эксперимента с гипотезой.
- Рефлексия по решению исследовательской задачи.
4 тип: “Творческая задача прогнозного характера”
Основное средство: системный оператор.
Форма: групповое обсуждение.
- Выбор объекта рукотворного мира.
- Определение основной функции.
- Разбор основных компонентов, из которых состоит объект (подсистема).
- Определение надсистемы объекта: место, где функционирует объект
и класс (или группа) куда входит рассматриваемый объект.
- Представление процесса выполнения данной функции в прошлом, когда
рассматриваемый объект еще не был придуман человеком.
- Анализ на старинного варианта объекта и сравнение его с современным.
- Выявление у рассматриваемого объекта отрицательных свойств. Предъявление
претензии, формулировка физического противоречия и решение с помощью приемов.
Описание улучшенного варианта объекта (изменение подсистемы объекта).
- Представление идеального объекта: объекта нет, а функции его выполняются
(замена объекта на более совершенный).
- Рассмотреть возможность в будущем свертывания функции: объяснить
в каком случае и почему не нужно будет выполнять данную функцию. Представить:
что надо делать, что бы функция не была нужна (изменение надсистемы).
- Рефлексия по способам решения задачи прогнозного характера.
5 тип: “Фантастическое преобразование объекта”
Основное средство: типовые приемы фантазирования (ТПФ).
Форма: групповое или индивидуальное обсуждение.
- Описание некоторой реальной ситуации с 2-3 взаимодействующими объектами.
- У одного из объектов выбрать какое-либо свойство или признак.
- Произвести с помощью ТПФ преобразование этого свойства или признака.
Пояснение: основные приемы преобразования включают в себя: увеличение -
уменьшение, дробление - объединение, специализацию - универсализацию, статику
- динамику, преобразование времени протекающих в объекте процессов и превращение
свойства в антисвойства.
- Описание фантобъекта с преобразованным свойством.
- Рассказ об особенностях взаимодействия фантастического объекта с
обычными объектами в ранее описанной ситуации.
- Решение изобретательской задачи (см. алгоритм 2-го типа задачи)
Приложение.
“Алгоритм поиска признаков объекта материального мира”
Объект
|
рукотворный мир
|
природный мир
|
|
неживая природа (явление или вещество)
|
живая природа
|
- функция объекта (принадлежность к группе)
- материал
- форма
- размер
- цвет
- наличие частей
- местонахождение
- количество объекта
- время создания |
- твердое
- жидкое
- газообразное |
- микробы
- грибы (ядовит., съедоб.)
- растения (культ., дикорастущие)
- животные (черви, насеком., ракообразн., пресмык., рыбы, земнов.,
паукообразные, моллюски, птицы, звери, человек) |
Примечание: У объектов природного мира может быть также цвет,
форма, размер, наличие частей, количество объектов и возраст.
|