© Сибиряков Виссарион Григорьевич,
Семенова Людмила Николаевна,
Новосибирск
viss@online.nsk.su
Доклад на научно-практической конференции "Творчество во имя достойной жизни", Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года
КАК ПРАВИЛЬНО СПОРИТЬ?
Как это ни парадоксально, ни одна проблема познания
не является хуже поставленной, чем проблема определения,
и ни один предмет так не нуждается в свежем подходе, как она.
Р. Абельсон
Как часто нам приходится видеть, что люди, обсуждая что-либо, никак не могут договориться между собой! Мы видим это на экранах телевизоров, когда спорят политики или депутаты госдумы. Мы видим это, когда спорят ученые и религиозные деятели. Мы видим это, когда спорят начальник и подчиненный, когда спорят муж с женой или дети на улице. Грустно…И обидно…А ведь причина споров - одна единственная: каждый видит предмет спора в "своем контексте", под своим углом зрения, со "своей колокольни", например:
Философ Платон определил человека как двуногое беспёрое существо (из всех живых существ двуногие - только люди и птицы. Но все птицы покрыты перьями). Другой философ, Диоген, ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: "Вот он, твой человек". После этого Платон уточнил свое определение человека - это двуногое бесперое существо с широкими ногтями. Еще один философ охарактеризовал человека как существо с мягкой мочкой уха (по какому-то капризу природы оказалось, что из всех живых существ только у человека мягкая мочка уха).
Дать хорошее определение - значит раскрыть сущность определяемого предмета или явления. Необходимо также учитывать известную относительность сущности: существенное для одной цели может оказаться второстепенным с точки зрения другой цели.
Между тем существует достаточно простой и легкий в освоении "Алгоритм определений", предложенный Юрием Андриевским.
Алгоритм определения:
1) Определить ближайшую НС (по обсуждаемой функции определяемого
объекта).
2) Определить функцию (для искусственных объектов) или способ существования
(для природных объектов).
3) Описать отличия рассматриваемого объекта от других объектов с такой же
функцией в этой же надсистеме.
Примечание: в п.1 надо указывать определяемое как часть ближайшей надсистемы, иначе определение окажется размытым.
Пример 1: Что такое стул?
НС:
Ф:
Отл:
|
Предмет мебели
Предназначен для сидения людей, одного человека.
Имеет 4 ножки и спинку, не имеет подлокотников.
|
Пример 2. По-американски: "Маркетинг - это всё об обмене". Очень хорошее, очень общее и правильное определение. Но абсолютно не инструментальное. Что же такое маркетинг? Вот как его определили по "Алгоритму…" слушатели одного из наших семинаров по маркетингу, разделенные на группы 3-4 человека:
Вариант 1.
НС:
Ф:
Отл:
|
Один из инструментов рынка (вообще)
Продвижение т\у, целенаправленное.
Изучение и формирование потребностей (спрос - платежеспособная потребность)
|
Вариант 2.
НС:
Ф:
Отл:
|
Один из элементов системы (инфраструктуры) сектора рынка сбыта мебели,
дилерская сеть (магазины) в городе.
Информационное обеспечение и поддержка сбыта
Свой сбыт присоединяет к другим структурам, открывает свои магазины,
стимулированием сбыта, формированием понятия о качества товара и критериев его,
и четко позиционируется на рынке.
|
Вариант 3.
НС:
Ф:
Отл:
|
Наука, область знаний (в России!)
Предназначенная для помощи в построении бизнеса
Дает инструментарий изучения рынка, т\у, клиентов
|
Вариант 4.
НС:
Ф:
Отл:
|
Одна из функций фирмы
Обеспечивает ее стратегию
Взаимодействие с внешней средой
|
Вариант 5.
НС:
Ф:
Отл:
|
Часть системы экономических отношений
Определение потребностей людей
Собственные инструменты, критерии и ограничения.
|
Комментарий:
- Хорошо, что люди внутри групп договорились об общем понимании контекста
рассмотрения системы "Маркетинг".
- Плохо, что между группами не возникло ОБЩЕГО контекста.
- Но это противоречие устраняется при общем обсуждении (между группами) по общим правилам вырабатывания ОБЩЕГО контекста.
Вывод: договориться можно всегда!
Пример 3. Система "Бухгалтерия"
Вариант 1.
НС:
Ф:
Отл:
|
Одна из систем предприятия
Для учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности
Осуществляет деятельность по правилам, установленным государством, подотчетна
руководителю
|
Вариант 2.
НС:
Ф:
Отл:
|
Одна из структур предприятия
Для учета материальных и нематериальных активов (средств)
Прямая и регулярная отчетность перед государственными контролирующими
органами.
|
Вариант 3.
НС:
Ф:
Отл:
|
Одна из систем учета
Для отражения финансово-хозяйственной деятельности.
Наличие двойной записи.
|
Вариант 4.
НС:
Ф:
Отл:
|
Подразделение финансового отдела
Для учета финансово-хозяйственной деятельности,
Не производит, не дает прибыли, не планирует.
|
Вариант 5.
НС:
Ф:
Отл:
|
Подразделение предприятия, подсистема государственных контролирующих органов
Учет средств и ресурсов, отчетность
Профессиональный состав - счетные работники, конкретные нормативные
документы.
|
Комментарий:
- Снова все думают по разному, в разных контекстах!
- Снова придется все обсуждать по ОБЩИМ правилам для выработки ОБЩЕЙ точки зрения.
Пример 5. Система стимулов
Вариант 1.
НС:
Ф:
Отл:
|
Один из элементов миссии
Для отбора соответствующего персонала
Действует в определенных рамках и соответствующих стандартах
|
Вариант 2.
НС:
Ф:
Отл:
|
Один из элементов управления
Для повышения эффективности работы
Предназначена для человека, работает в определенных внутренних правилах в фирме.
|
Пример 6. Система "Клиент"
Определяемая система |
Система как часть ближней надсистемы |
Функция системы |
В чем отличие от других систем |
КЛИЕНТ |
Член разумного сообщества |
использует в личных интересах чужой опыт, знания, умения, которыми сам не обладает |
приносит доход профессионалам |
КЛИЕНТ |
одна из систем учреждения |
предназначена для его финансирования |
имеет разнородность в доходности, потребности в учреждении |
Пример 7. Попробуйте самостоятельно составить своё определение какого-нибудь (непростого) объекта.
Потренируйтесь! И спорить станет значительно проще. А кроме всего Вы ещё и сэкономите ОБЩЕЕ время на поиск ОБЩЕГО контекста. У одного из наших заказчиков время совещаний сократилось в 10 раз! И Вам того желаем!
Литература:
1. А.А. Ивин "Искусство правильно мыслить", Просвещение, 1990.
|