Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

© Сибиряков Виссарион Григорьевич,
Семенова Людмила Николаевна,
Новосибирск
viss@online.nsk.su

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

КАК ПРАВИЛЬНО СПОРИТЬ?

Как это ни парадоксально, ни одна проблема познания не является хуже поставленной, чем проблема определения, и ни один предмет так не нуждается в свежем подходе, как она.
Р. Абельсон

Как часто нам приходится видеть, что люди, обсуждая что-либо, никак не могут договориться между собой! Мы видим это на экранах телевизоров, когда спорят политики или депутаты госдумы. Мы видим это, когда спорят ученые и религиозные деятели. Мы видим это, когда спорят начальник и подчиненный, когда спорят муж с женой или дети на улице. Грустно…И обидно…А ведь причина споров - одна единственная: каждый видит предмет спора в "своем контексте", под своим углом зрения, со "своей колокольни", например:

Философ Платон определил человека как двуногое беспёрое существо (из всех живых существ двуногие - только люди и птицы. Но все птицы покрыты перьями). Другой философ, Диоген, ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: "Вот он, твой человек". После этого Платон уточнил свое определение человека - это двуногое бесперое существо с широкими ногтями. Еще один философ охарактеризовал человека как существо с мягкой мочкой уха (по какому-то капризу природы оказалось, что из всех живых существ только у человека мягкая мочка уха).

Дать хорошее определение - значит раскрыть сущность определяемого предмета или явления. Необходимо также учитывать известную относительность сущности: существенное для одной цели может оказаться второстепенным с точки зрения другой цели.

Между тем существует достаточно простой и легкий в освоении "Алгоритм определений", предложенный Юрием Андриевским.

Алгоритм определения:

1) Определить ближайшую НС (по обсуждаемой функции определяемого объекта).
2) Определить функцию (для искусственных объектов) или способ существования (для природных объектов).
3) Описать отличия рассматриваемого объекта от других объектов с такой же функцией в этой же надсистеме.

Примечание: в п.1 надо указывать определяемое как часть ближайшей надсистемы, иначе определение окажется размытым.

Пример 1: Что такое стул?

НС:
Ф:
Отл:

Предмет мебели
Предназначен для сидения людей, одного человека.
Имеет 4 ножки и спинку, не имеет подлокотников.

Пример 2. По-американски: "Маркетинг - это всё об обмене". Очень хорошее, очень общее и правильное определение. Но абсолютно не инструментальное. Что же такое маркетинг? Вот как его определили по "Алгоритму…" слушатели одного из наших семинаров по маркетингу, разделенные на группы 3-4 человека:

Вариант 1.

НС:
Ф:
Отл:

Один из инструментов рынка (вообще)
Продвижение т\у, целенаправленное.
Изучение и формирование потребностей (спрос - платежеспособная потребность)

Вариант 2.

НС:

Ф:
Отл:

Один из элементов системы (инфраструктуры) сектора рынка сбыта мебели, дилерская сеть (магазины) в городе.
Информационное обеспечение и поддержка сбыта
Свой сбыт присоединяет к другим структурам, открывает свои магазины, стимулированием сбыта, формированием понятия о качества товара и критериев его, и четко позиционируется на рынке.

Вариант 3.

НС:
Ф:
Отл:

Наука, область знаний (в России!)
Предназначенная для помощи в построении бизнеса
Дает инструментарий изучения рынка, т\у, клиентов

Вариант 4.

НС:
Ф:
Отл:

Одна из функций фирмы
Обеспечивает ее стратегию
Взаимодействие с внешней средой

Вариант 5.

НС:
Ф:
Отл:

Часть системы экономических отношений
Определение потребностей людей
Собственные инструменты, критерии и ограничения.

Комментарий:

  1. Хорошо, что люди внутри групп договорились об общем понимании контекста рассмотрения системы "Маркетинг".
  2. Плохо, что между группами не возникло ОБЩЕГО контекста.
  3. Но это противоречие устраняется при общем обсуждении (между группами) по общим правилам вырабатывания ОБЩЕГО контекста.

Вывод: договориться можно всегда!

Пример 3. Система "Бухгалтерия"

Вариант 1.

НС:
Ф:
Отл:

Одна из систем предприятия
Для учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности
Осуществляет деятельность по правилам, установленным государством, подотчетна руководителю

Вариант 2.

НС:
Ф:
Отл:

Одна из структур предприятия
Для учета материальных и нематериальных активов (средств)
Прямая и регулярная отчетность перед государственными контролирующими органами.

Вариант 3.

НС:
Ф:
Отл:

Одна из систем учета
Для отражения финансово-хозяйственной деятельности.
Наличие двойной записи.

Вариант 4.

НС:
Ф:
Отл:

Подразделение финансового отдела
Для учета финансово-хозяйственной деятельности,
Не производит, не дает прибыли, не планирует.

Вариант 5.

НС:
Ф:
Отл:

Подразделение предприятия, подсистема государственных контролирующих органов
Учет средств и ресурсов, отчетность
Профессиональный состав - счетные работники, конкретные нормативные документы.

Комментарий:

  1. Снова все думают по разному, в разных контекстах!
  2. Снова придется все обсуждать по ОБЩИМ правилам для выработки ОБЩЕЙ точки зрения.

Пример 5. Система стимулов

Вариант 1.

НС:
Ф:
Отл:

Один из элементов миссии
Для отбора соответствующего персонала
Действует в определенных рамках и соответствующих стандартах

Вариант 2.

НС:
Ф:
Отл:

Один из элементов управления
Для повышения эффективности работы
Предназначена для человека, работает в определенных внутренних правилах в фирме.

Пример 6. Система "Клиент"

Определяемая система
Система как часть ближней надсистемы
Функция системы
В чем отличие от других систем

КЛИЕНТ

Член разумного сообщества

использует в личных интересах чужой опыт, знания, умения, которыми сам не обладает

приносит доход профессионалам

КЛИЕНТ

одна из систем учреждения

предназначена для его финансирования

имеет разнородность в доходности, потребности в учреждении

Пример 7. Попробуйте самостоятельно составить своё определение какого-нибудь (непростого) объекта.

Потренируйтесь! И спорить станет значительно проще. А кроме всего Вы ещё и сэкономите ОБЩЕЕ время на поиск ОБЩЕГО контекста. У одного из наших заказчиков время совещаний сократилось в 10 раз! И Вам того желаем!

Литература:

1. А.А. Ивин "Искусство правильно мыслить", Просвещение, 1990.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)