|
|||||||
© Сибиряков Виссарион Григорьевич,
Доклад на научно-практической конференции ИЗ ОПЫТА ТРИЗ-ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ (1993-2001)Применение ТРИЗ в нетехнических областях требует нетрадиционных даже для ТРИЗ форм обучения. Организационные изобретения не патентуются, литературные примеры не очевидны, они "не про нас" или кажутся банальными. Кроме этого, преодоление социальных стереотипов дается слушателям гораздо труднее, чем преодоление профессиональных. Дополнительные трудности создаются тем, что практиковаться по решению социальных задач одному человеку трудно, а найденные решения могут не внедряться по субъективным причинам. Как правило, решение технических задач с помощью ТРИЗ на производстве сопровождается обучением инженеров и конструкторов. Результаты же изобретательства могут не внедряться также по субъективным причинам. Преодоление этого противоречия возможно, если проводить совместное обучение руководства организаций и инженерных работников основам ТРИЗ. Нами разработаны тематические базовые курсы на основе ТРИЗ (стандартное время обучения - 32 час) для менеджеров фирм, предприятий и организаций. Из них половина времени расходуется на лекционный материал по основным понятиям ТРИЗ, а другая половина посвящена применению этих понятий в конкретных прикладных областях бизнеса - маркетинг, реклама, привлечение средств, старт бизнеса, предпринимательство, структурирование работы департаментов и технологии развития дела. Каждый слушатель приходит на семинар со своей конкретной задачей по теме семинара, которую он решает, как правило, в четвертый день одним или несколькими тризовскими способами. В качестве примера ниже приведена наиболее популярная на сегодня программа по маркетингу. Рынок и фирма. Кто кого?
|
Где мы: |
Что мы делаем: |
Какие мы: |
Рынок?
|
Производим?
|
Успешные?
|
Где кратчайший путь к успешному делу в реальных условиях? Все слушатели смогут разработать собственную маркетинговую стратегию на семинаре.
Как видите, в конце программы введены элементы ЖСТЛ. Это мощный ресурс для мотивирования слушателей на продолжение обучения или самостоятельные занятия ТРИЗ.
Семинар по другой теме, например "Эффективная реклама" будет отличаться по наполнению его конкретными примерами из рекламы, "Системный оператор" будет изучаться на примере системы "Реклама", слушатели будут изобретать для себя "Идеальную рекламу", предварительно оценив, на каком этапе S-кривой находится их сегодняшняя реклама. Естественно, и противоречия будут рассматриваться именно в области рекламы. Предусматриваются тренинги, позволяющие "прожить" модельную задачу и хорошо иллюстрирующие теоретический материал (простейший и известный пример - вариации игры "хорошо - плохо", игра "Да-нет" и другие).
В заключение семинара дается обзор пройденного материала и показываются его отличия от семинаров на другие прикладные темы и от семинаров второго уровня.. Таким образом, слушатель, прошедший базовый курс по маркетингу на своих примерах и задачах осваивает основные понятия ТРИЗ и научается их применять в своей профессиональной деятельности. Многим становится интересно: а что дают на семинаре по управлению? Или по старту нового бизнеса? Основные понятия ТРИЗ - те же самые, но их приложение - к системе "Управление" или "Старт нового бизнеса".
ТРИЗ ЯВЛЯЕТСЯ ЯДРОМ ОБУЧЕНИЯ по любой прикладной теме.
Нередки случаи, когда слушатели приходят на все семинары подряд. В дальнейшем это - "наши люди", они начинают широко применять ТРИЗ в своей деятельности Другие слушатели интересуются содержанием семинаров второго уровня.
Для прошедших базовое обучение (по любой теме) мы предлагаем семинары 2, 3 и 4 уровней, связанные со стратегическим планированием, поиском скрытых ресурсов, диверсионным анализом (стандартное время обучения - 32 час). В основном это переход к построению функциональных моделей бизнеса и совершенствование его в соответствии с объективными закономерностями развития систем. В обучении используются ноу-хау авторов. Одна из программ семинара второго уровня приведена ниже.
Кроме этого, мы разработали чисто практические семинары с разбором тематических модельных задач, практикой постановки своих задач слушателями, формированию концепций решения, структурированию ресурсов, вариантов решений и т.д.
Нами установлено, что между обучающими курсами необходим перерыв не менее 4 недель.
Применение таких схем позволяет слушателям с помощью предложенных технологий решать свои задачи. Найденные решения, не очевидные в начале, дают слушателям уверенность в том, что предложенные технологии работоспособны. Это мотивирует наших слушателей к практическому применению ТРИЗ в своей жизни.
Мы убедились в том, что технологии ТРИЗ дают следующие результаты:
За два года авторами статьи обучено на семинарах различных уровней 862 человека.
Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород) |