Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

© Сибиряков Виссарион Григорьевич,
Семенова Людмила Николаевна,
Новосибирск
viss@online.nsk.su

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

ИЗ ОПЫТА ТРИЗ-ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ (1993-2001)

Практическое применение ТРИЗ для решения организационных задач позволило разработать многоуровневую систему ТРИЗ-обучения, состоящую из системы тематических базовых, тематических прикладных курсов и практических занятий.

Применение ТРИЗ в нетехнических областях требует нетрадиционных даже для ТРИЗ форм обучения. Организационные изобретения не патентуются, литературные примеры не очевидны, они "не про нас" или кажутся банальными. Кроме этого, преодоление социальных стереотипов дается слушателям гораздо труднее, чем преодоление профессиональных. Дополнительные трудности создаются тем, что практиковаться по решению социальных задач одному человеку трудно, а найденные решения могут не внедряться по субъективным причинам.

Как правило, решение технических задач с помощью ТРИЗ на производстве сопровождается обучением инженеров и конструкторов. Результаты же изобретательства могут не внедряться также по субъективным причинам. Преодоление этого противоречия возможно, если проводить совместное обучение руководства организаций и инженерных работников основам ТРИЗ.

Нами разработаны тематические базовые курсы на основе ТРИЗ (стандартное время обучения - 32 час) для менеджеров фирм, предприятий и организаций. Из них половина времени расходуется на лекционный материал по основным понятиям ТРИЗ, а другая половина посвящена применению этих понятий в конкретных прикладных областях бизнеса - маркетинг, реклама, привлечение средств, старт бизнеса, предпринимательство, структурирование работы департаментов и технологии развития дела. Каждый слушатель приходит на семинар со своей конкретной задачей по теме семинара, которую он решает, как правило, в четвертый день одним или несколькими тризовскими способами.

В качестве примера ниже приведена наиболее популярная на сегодня программа по маркетингу.

Рынок и фирма. Кто кого?
Эффективный выбор и реализация маркетинговой стратегии.

Где мы:

Что мы делаем:

Какие мы:

Рынок?
Базар?
Монополия?

Производим?
Торгуем?
Обмениваемся?
Посредничаем?

Успешные?
Сомневающиеся?
Фантазеры?
Лидеры?

Где кратчайший путь к успешному делу в реальных условиях? Все слушатели смогут разработать собственную маркетинговую стратегию на семинаре.

План семинара (32 часа):
  1. Введение. По-американски "маркетинг" это "все об обмене". Так ли это у нас в России? Учет реальных задач слушателей в программе семинара.
  2. Что нужно для эффективного маркетинга? Системы и системный оператор. Анализ систем маркетинга. Систематизация информации об элементах маркетинга. Маркетинговые стратегии "вчера" а "сегодня" а "завтра". Существующие возможности для развития.
  3. Что помогает и что мешает разработке и реализации маркетинговой стратегии? Противоречия в развитии бизнеса. Типы противоречий. Постановка задач.
  4. Как разрешать противоречия? Приемы разрешения противоречий. Тренинг. Решение задач.
  5. Как найти вектор развития бизнеса? Закон стремления к идеальности - максимум прибыли или стабильность при минимуме затрат.
  6. Как развивается Ваш бизнес? Закон нелинейного (S-образного) развития систем - почему прогноз погоды не отличается от прогноза развития бизнеса?
  7. Что мотивирует людей на покупку? Потребности клиентов. Тренинг, решение задач.
  8. Путеводитель бизнеса на основе ТРИЗ. Где мы в "пространстве бизнеса"? Какие пути развития мы выбираем?
  9. Куда и как идти? Система целей фирмы. Миссия и позиционирование фирмы на рынке. Достойная цель человека. Стратегия движения вверх. Тренинг и решение задач.
  10. Что дальше? Заключение. Обзор программы второго уровня.

Как видите, в конце программы введены элементы ЖСТЛ. Это мощный ресурс для мотивирования слушателей на продолжение обучения или самостоятельные занятия ТРИЗ.

Семинар по другой теме, например "Эффективная реклама" будет отличаться по наполнению его конкретными примерами из рекламы, "Системный оператор" будет изучаться на примере системы "Реклама", слушатели будут изобретать для себя "Идеальную рекламу", предварительно оценив, на каком этапе S-кривой находится их сегодняшняя реклама. Естественно, и противоречия будут рассматриваться именно в области рекламы. Предусматриваются тренинги, позволяющие "прожить" модельную задачу и хорошо иллюстрирующие теоретический материал (простейший и известный пример - вариации игры "хорошо - плохо", игра "Да-нет" и другие).

В заключение семинара дается обзор пройденного материала и показываются его отличия от семинаров на другие прикладные темы и от семинаров второго уровня.. Таким образом, слушатель, прошедший базовый курс по маркетингу на своих примерах и задачах осваивает основные понятия ТРИЗ и научается их применять в своей профессиональной деятельности. Многим становится интересно: а что дают на семинаре по управлению? Или по старту нового бизнеса? Основные понятия ТРИЗ - те же самые, но их приложение - к системе "Управление" или "Старт нового бизнеса".

ТРИЗ ЯВЛЯЕТСЯ ЯДРОМ ОБУЧЕНИЯ по любой прикладной теме.

Нередки случаи, когда слушатели приходят на все семинары подряд. В дальнейшем это - "наши люди", они начинают широко применять ТРИЗ в своей деятельности Другие слушатели интересуются содержанием семинаров второго уровня.

Для прошедших базовое обучение (по любой теме) мы предлагаем семинары 2, 3 и 4 уровней, связанные со стратегическим планированием, поиском скрытых ресурсов, диверсионным анализом (стандартное время обучения - 32 час). В основном это переход к построению функциональных моделей бизнеса и совершенствование его в соответствии с объективными закономерностями развития систем. В обучении используются ноу-хау авторов. Одна из программ семинара второго уровня приведена ниже.

"Что делать?"
или
"СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ"

  1. Обзор программы семинара:
    • основные блоки
    • методы работы
    • основные правила работы (малые и большие группы)
    • регламент
    • резюме
  2. Повторение основных понятий, законов и инструментов ТРИЗ:
    • ресурсы,
    • противоречия,
    • ИКР (тренинги, решение задач слушателей).
  3. ТРИЗ и другие методы поиска творческих решений (обзор и тренинги).
  4. Что такое "Стратегическое планирование" и для чего оно нужно.
  5. Системный оператор "Стратегическое планирование".
  6. Этапы разработки стратегического плана.
  7. Образ будущего. Блоки, препятствия, нежелательные эффекты.
  8. Выработка стратегий: "Дерево противоречий". Ранжирование задач.
  9. Внешние обстоятельства и их изобретательское использование в бизнесе.
  10. Ключевые задачи развития фирмы.
  11. Тактические задачи.
  12. Решение практических задач слушателей.
  13. Выбор вариантов стратегии.
  14. Роли лидера и коллектива в разработке и выполнении стратегического плана. 5 уровней ценностей для организации.
  15. Планирование действий. Типичные ошибки.
  16. Управление и мониторинг.
  17. Поиск скрытых ресурсов фирмы.
  18. Заключительный обзор и обсуждение программы 3 уровня.

Кроме этого, мы разработали чисто практические семинары с разбором тематических модельных задач, практикой постановки своих задач слушателями, формированию концепций решения, структурированию ресурсов, вариантов решений и т.д.

Нами установлено, что между обучающими курсами необходим перерыв не менее 4 недель.

Применение таких схем позволяет слушателям с помощью предложенных технологий решать свои задачи. Найденные решения, не очевидные в начале, дают слушателям уверенность в том, что предложенные технологии работоспособны. Это мотивирует наших слушателей к практическому применению ТРИЗ в своей жизни.

Мы убедились в том, что технологии ТРИЗ дают следующие результаты:

  • Уточнение или переформулирование первоначальной задачи
  • Структурирование ресурсов, и установление границ их возможных изменений
  • Выявление и разрешение организационных противоречий в бизнесе
  • Практическое планирование Дела профессионалами
  • Выбор направления решений - для непрофессионалов (определение, каким навыкам необходимо научиться)
  • Формирование уверенности, что нет тупиков, а есть задачи
  • Навыки взаимодействия и эффективных коммуникаций в рамках Дела
  • Навыки исследовательской (внеоценочной) позиции
  • Навыки мышления через противоречия.

За два года авторами статьи обучено на семинарах различных уровней 862 человека.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)