© Сибиряков Виссарион Григорьевич,
Семенова Людмила Николаевна,
Новосибирск
viss@online.nsk.su
Доклад на научно-практической конференции "Творчество во имя достойной жизни", Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года
АНАЛИЗ СИСТЕМ ГРУППОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Каждый человек на протяжении всей жизни получает информацию извне и делится своей. Каким образом происходит становление "пространства" групповой коммуникации, какую роль оно играет в жизни каждого человека? Мы попробуем проанализировать типы групповых коммуникаций с использованием Системного оператора - одного из основных инструментов ТРИЗ. Удобно сделать первичный анализ в системе взрослые - дети.
1. Семья.
НС (-): |
Создание культуры и традиций семьи (группы семей, и т.д.) |
С(-): |
Семья - система совместного развития, формирования "безопасной" жизни, ИКР - естественная среда обитания двоих |
ПС(-): |
ОН
ОНА
Ближнее окружение (БО) - родственники и друзья (связи между ними - традиции питания,
приобретения, отношения к развитию, обучению, т.д.) |
Особенности старта семейной жизни:
- Объединяются равнозначные для развития элементы;
- Есть 4 группы ближнего окружения: родители - 2 стороны, друзья - 2 стороны
- Из всех этих 5 элементов (молодожены + 4 группы ближнего окружения) и формируется "пространство" традиций семьи - в зависимости от предыдущих связей и желания найти свой путь и формируется своя, заимствованная или гибридная модель семейных традиций.
НС(0): |
Использование и развитие традиций семьи для совместной жизни с детьми |
С(0): |
Создание системы развития вместе с детьми и БО = создание системы безопасного развития в естественной семейной среде |
ПС(0): |
Ребенок (дети)
Родители
БО |
НС(+): |
Применение семейных ценностей, принципов и традиций |
С(+): |
Семья - система "невредящего" воспроизводства |
ПС(+): |
ОН
ОНА
БО (родители, родственники, друзья, дети, внуки) |
Особенности Семейного "пространства":
- Объединяются РАЗНЫЕ, но равнозначные элементы, цель - создание естественной и гармоничной среды для жизни из разнородных элементов - мини-модель общества.
- НС при том, что цель - формирование и использование семейных традиций, может быть от очень жесткой до очень мобильной в зависимости от силы формирующихся в подсистеме связей. Чем осознаннее для семьи ее МИССИЯ, тем легче формируются традиции, способы и правила поведения.
2. Детский сад, школа.
НС(-): |
Культура, традиции учреждения |
С(-): |
Система для ухода, воспитания и обучения детей |
ПС(-): |
Дети
Воспитатели, няни (учителя)
Программы и методики |
НС(0): |
Культура, традиции учреждения |
С(0): |
Система для ухода, воспитания и обучения детей |
ПС(0): |
Дети
Воспитатели, няни (учителя)
Программы и методики |
НС(+): |
Культура, традиции учреждения |
С(+): |
Система для ухода, воспитания и обучения детей |
ПС(+): |
Дети
Воспитатели, няни (учителя)
Программы и методики |
Особенности "пространства" индивидуально-коллективных действий:
- Есть группы детей и группы "Старших" - воспитателей и учителей. В данном случае даже если и один учитель взаимодействует с классом - элементы принципиально не равны - учитель статусно выше всех учеников вместе взятых. В группе "учителя" важное значение имеет его методическая грамотность для формирования у детей знаний и умений.
- Если не сформирована МИССИЯ данного учреждения, не сформулированы его особенности, то не формируются работающие на эффективную коммуникацию традиции.
3. Кружки по интересам.
НС(-): |
Развитие мастерства |
С(-): |
Система для саморазвития и передачи умений (знаний, навыков) детям. |
ПС(-): |
Лидер-умелец
Дети
Взаимный личный и деловой интерес |
НС(0): |
Демонстрация и формализация успехов Дела |
С(0): |
Система развития Дела |
ПС(0): |
МАСТЕР
Ученики
Результаты |
НС(+): |
Общественное признание Дела |
С(+): |
Использование ресурсов территории и человеческих ресурсов для творчества и саморазвития. |
ПС(+): |
Мастера
Ученики
Методики
Система демонстрации результатов |
Особенности системы "Кружки по интересам":
- В системе есть лидер - увлеченный своим делом человек, который осуществляет коммуникацию с помощью своих достижений. Это может быть и школьный учитель, создающий не только методические разработки по предмету, но и ведущий исследования в предметной области. Обычно на школу таких учителей бывает не более 3 - 5 человек.
- Дети приходят в кружки исключительно из интереса к МАСТЕРУ или его делу, а со временем разделяют его увлечения и приобретают полезные навыки. Одновременно формируются навыки коммуникации детей в деловых отношениях, основанных на взаимном интересе.
4. Улица.
НС(-): |
Двор, улица, сверстники |
С(-): |
Система для времяпрепровождения детей. |
ПС(-): |
Лидер или группа
Дети
Взаимный поиск интересов |
НС(0): |
Традиции и культура микротерритории |
С(0): |
Система самостоятельного поиска занятий |
ПС(0): |
Дети
Набор занятий
Поиск новых |
НС(+): |
Культура района, города |
С(+): |
Использование ресурсов территории и человеческих ресурсов |
ПС(+): |
Группы детей
Возможности для групповых занятий: место, оборудование и др. |
Особенности системы "Улица":
- Есть дети и оборудование микротерритории. С использованием этих ресурсов и происходит коммуникация между детьми, направленная на поиск интересных групповых занятий.
Итак, ребенок (впрочем, как и любой человек) должен обладать всеми 4 видами коммуникации:
- Естественная коммуникация в системе "Ближнее окружение - семья", понимание и участие в развитии семейных правил и традиций;
ИКР - Создание гармоничной среды обитания в семье.
- Принудительная групповая коммуникация в Деле - следование уложениям и правилам Общества для достижения Целей Дела.
ИКР - Развитие культуры групповых коммуникаций для улучшения результатов Дела.
- Добровольная коммуникация в Деле по интересу - приобретение навыков коммуникации по поводу развития Дела, практика самостоятельного освоения нового.
ИКР - Использование человеческих ресурсов для развития микросреды обитания.
- Участие в групповом поиске деятельности, формирование культуры и навыков коммуникации в среде, где находишься.
ИКР - Разработка человеческих и территориальных ресурсов для развития.
Типы коммуникаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
Время коммуникации |
|
|
|
|
Удовлетворенность |
|
|
|
|
Для определения вклада каждой из коммуникации в Вашу жизнь сегодня нужно заполнить таблицу.
1,2,3,4 - типы коммуникаций
Время коммуникации - время нахождения в системах 1 - 4.
В графе удовлетворенность - оn 1 до 5 проставить отметку коммуникации. По результатам - увеличить удовлетворенность коммуникацией данного типа или увеличить время коммуникации, от которой Вы (или Ваши дети) получаете удовольствие.
|