Публикации по ТРИЗ
На главную!!!   Наша почта   Форум по ТРИЗ  
Публикации по ТРИЗ

© Сибиряков Виссарион Григорьевич,
Семенова Людмила Николаевна,
Новосибирск
viss@online.nsk.su

Доклад на научно-практической конференции
"Творчество во имя достойной жизни",
Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года

АНАЛИЗ СИСТЕМ ГРУППОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Каждый человек на протяжении всей жизни получает информацию извне и делится своей. Каким образом происходит становление "пространства" групповой коммуникации, какую роль оно играет в жизни каждого человека? Мы попробуем проанализировать типы групповых коммуникаций с использованием Системного оператора - одного из основных инструментов ТРИЗ. Удобно сделать первичный анализ в системе взрослые - дети.

1. Семья.

НС (-):

Создание культуры и традиций семьи (группы семей, и т.д.)

С(-):

Семья - система совместного развития, формирования "безопасной" жизни, ИКР - естественная среда обитания двоих

ПС(-):

ОН
ОНА
Ближнее окружение (БО) - родственники и друзья (связи между ними - традиции питания, приобретения, отношения к развитию, обучению, т.д.)

Особенности старта семейной жизни:

  • Объединяются равнозначные для развития элементы;
  • Есть 4 группы ближнего окружения: родители - 2 стороны, друзья - 2 стороны
  • Из всех этих 5 элементов (молодожены + 4 группы ближнего окружения) и формируется "пространство" традиций семьи - в зависимости от предыдущих связей и желания найти свой путь и формируется своя, заимствованная или гибридная модель семейных традиций.

НС(0):

Использование и развитие традиций семьи для совместной жизни с детьми

С(0):

Создание системы развития вместе с детьми и БО = создание системы безопасного развития в естественной семейной среде

ПС(0):

Ребенок (дети)
Родители
БО

 

НС(+):

Применение семейных ценностей, принципов и традиций

С(+):

Семья - система "невредящего" воспроизводства

ПС(+):

ОН
ОНА
БО (родители, родственники, друзья, дети, внуки)

Особенности Семейного "пространства":

  • Объединяются РАЗНЫЕ, но равнозначные элементы, цель - создание естественной и гармоничной среды для жизни из разнородных элементов - мини-модель общества.
  • НС при том, что цель - формирование и использование семейных традиций, может быть от очень жесткой до очень мобильной в зависимости от силы формирующихся в подсистеме связей. Чем осознаннее для семьи ее МИССИЯ, тем легче формируются традиции, способы и правила поведения.

2. Детский сад, школа.

НС(-):

Культура, традиции учреждения

С(-):

Система для ухода, воспитания и обучения детей

ПС(-):

Дети
Воспитатели, няни (учителя)
Программы и методики

 

НС(0):

Культура, традиции учреждения

С(0):

Система для ухода, воспитания и обучения детей

ПС(0):

Дети
Воспитатели, няни (учителя)
Программы и методики

 

НС(+):

Культура, традиции учреждения

С(+):

Система для ухода, воспитания и обучения детей

ПС(+):

Дети
Воспитатели, няни (учителя)
Программы и методики

Особенности "пространства" индивидуально-коллективных действий:

  • Есть группы детей и группы "Старших" - воспитателей и учителей. В данном случае даже если и один учитель взаимодействует с классом - элементы принципиально не равны - учитель статусно выше всех учеников вместе взятых. В группе "учителя" важное значение имеет его методическая грамотность для формирования у детей знаний и умений.
  • Если не сформирована МИССИЯ данного учреждения, не сформулированы его особенности, то не формируются работающие на эффективную коммуникацию традиции.

3. Кружки по интересам.

НС(-):

Развитие мастерства

С(-):

Система для саморазвития и передачи умений (знаний, навыков) детям.

ПС(-):

Лидер-умелец
Дети
Взаимный личный и деловой интерес

 

НС(0):

Демонстрация и формализация успехов Дела

С(0):

Система развития Дела

ПС(0):

МАСТЕР
Ученики
Результаты

 

НС(+):

Общественное признание Дела

С(+):

Использование ресурсов территории и человеческих ресурсов для творчества и саморазвития.

ПС(+):

Мастера
Ученики
Методики
Система демонстрации результатов

Особенности системы "Кружки по интересам":

  • В системе есть лидер - увлеченный своим делом человек, который осуществляет коммуникацию с помощью своих достижений. Это может быть и школьный учитель, создающий не только методические разработки по предмету, но и ведущий исследования в предметной области. Обычно на школу таких учителей бывает не более 3 - 5 человек.
  • Дети приходят в кружки исключительно из интереса к МАСТЕРУ или его делу, а со временем разделяют его увлечения и приобретают полезные навыки. Одновременно формируются навыки коммуникации детей в деловых отношениях, основанных на взаимном интересе.

4. Улица.

НС(-):

Двор, улица, сверстники

С(-):

Система для времяпрепровождения детей.

ПС(-):

Лидер или группа
Дети
Взаимный поиск интересов

 

НС(0):

Традиции и культура микротерритории

С(0):

Система самостоятельного поиска занятий

ПС(0):

Дети
Набор занятий
Поиск новых

 

НС(+):

Культура района, города

С(+):

Использование ресурсов территории и человеческих ресурсов

ПС(+):

Группы детей
Возможности для групповых занятий: место, оборудование и др.

Особенности системы "Улица":

  • Есть дети и оборудование микротерритории. С использованием этих ресурсов и происходит коммуникация между детьми, направленная на поиск интересных групповых занятий.

Итак, ребенок (впрочем, как и любой человек) должен обладать всеми 4 видами коммуникации:

  • Естественная коммуникация в системе "Ближнее окружение - семья", понимание и участие в развитии семейных правил и традиций;
    ИКР - Создание гармоничной среды обитания в семье.
  • Принудительная групповая коммуникация в Деле - следование уложениям и правилам Общества для достижения Целей Дела.
    ИКР - Развитие культуры групповых коммуникаций для улучшения результатов Дела.
  • Добровольная коммуникация в Деле по интересу - приобретение навыков коммуникации по поводу развития Дела, практика самостоятельного освоения нового.
    ИКР - Использование человеческих ресурсов для развития микросреды обитания.
  • Участие в групповом поиске деятельности, формирование культуры и навыков коммуникации в среде, где находишься.
    ИКР - Разработка человеческих и территориальных ресурсов для развития.

Типы коммуникаций

1
2
3
4

Время коммуникации

 
 
 
 

Удовлетворенность

 
 
 
 

Для определения вклада каждой из коммуникации в Вашу жизнь сегодня нужно заполнить таблицу.

1,2,3,4 - типы коммуникаций

Время коммуникации - время нахождения в системах 1 - 4.

В графе удовлетворенность - оn 1 до 5 проставить отметку коммуникации. По результатам - увеличить удовлетворенность коммуникацией данного типа или увеличить время коммуникации, от которой Вы (или Ваши дети) получаете удовольствие.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)